double arrow

Философии культуры

Проблемы, стоящие в названии темы данной лекции, являются одними из самых важных, но и самых сложных. Они обращены, главным образом, в прошлое, ибо история как теория – это всегда взгляд на прошлое из настоящего. Поэтому здесь всегда, вольно или невольно, присутствует налет субъективизма, который связан с тем, что мы, как правило, имеем дело с документами, составленными кем-то из тех, кто жил в то или иное время, а значит привнесшим в описание субъективные оценки описываемого. Это, с одной стороны. А с другой, – сегодняшний историк не способен глубоко и всесторонне оценить те или иные факты прошлого, так как из массы имеющихся документов выбирает, как правило, те которые укладываются в его концепцию. Не случайно, наверно, сатирик М.Н. Задорнов как-то заявил, что наша история непредсказуема. Т.е. она зависит от того, кто ее будет оценивать и описывать, какие документы он будет изучать, и как он будет их интерпретировать. Так, до 1917 г. это была, главным образом, история дел российских правителей. После Октября 1917 г. – история борьбы народных масс за освобождение от всевластия этих правителей и за построение в стране коммунистического общества. С 90-х гг. ХХ века – всяческое очернение более чем 70-летней советской истории. В настоящее время обсуждается на правительственном уровне вопрос о том, что и как трактовать в школьных учебниках истории. Все это свидетельствует о важности философского осмысления истории, выяснения ее движущих сил, этапов и тенденций развития.

Не менее сложной является и проблема изучения культуры как процесса и степени освоения субъектом реальности. Культура как общественное явление тоже требует философского осмысления.

Эти проблемы и будут рассмотрены в данной лекции.

Учебные вопросы:

1. История как естественный процесс самовоспроизводства

2. Культура как система: культурные явления и культурные формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: