Причины возникновения.
1. Феодально-крепостнические отношения тормозили развитие экономики, формирование капиталистического уклада.
2. Сословная структура общества способствовала росту социальных противоречий, усиливала разрыв в уровне жизни, культурном уровне между привилегированными и непривилегированными сословиями.
3. Самодержавная монархия; власть царя не ограничена, опирался на полицейско-бюрократический аппарат и политику патернализма, что порождало произвол.
4. Понимание того, что Россия отстает от Западной Европы в социально-экономическом и культурном развитии.
5. Изменения в общественном сознании произошли после Отечественной войны 1812 года. Во время заграничного похода увидели более совершенное политическое устройство. С одной стороны – чувство патриотической гордости, с другой стороны – стало болезненно восприниматься отставание России. => Общественно-политический подъем – появление кружков, обществ, масонских [*] лож. Среди передовой части общества появились идеи борьбы за освобождение Отечества.
|
|
6. Революционная ситуация в Европе. Целый ряд революций, которые привели к свержению абсолютных монархий: в 1808 году – в Испании, в 1820 году – в Португалии, Неаполе, в 1821 – на Балканах.
7. Либеральные реформы Александра I, их незавершенность. Это привело к отказу части оппозиции от надежд на проведение реформ сверху, переходу на позиции революционной борьбы с властью.
8. Боязнь крестьянского бунта (рост крестьянских выступлений).
9. Идейные предпосылки:
· идеи французских просветителей
· теория Констана о разделении властей – гарантия устойчивости государства
· идеи Дестю Д’Трасси о преимуществах республиканского строя (интересы народа)
· идеи А. Смита и Д. Риккардо о праве на частную собственность и свободе предпринимательства – условия экономического прогресса
· развитие российской общественной мысли – Радищев, Новиков, Фонвизин
Первые тайные общества:
Орден русских рыцарей – 1814 год. (М.Ф. Орлов, Д. Давыдов, Н.Тургенев).
Священная артель – 1815 год. (Офицеры генерального штаба: А. и М. Муравьевы, И. Пущин, В. Кюхельбекер).
Семеновская артель – 1815 год. (С. Трубецкой, И. Якушкин, Муравьевы-Апостолы, Муравьев).
Союз спасения – 1816 год.
Союз благоденствия – 1818 год.
Северное и Южное общества – 1821 год.
Северное общество. Петербург | Южное общество. Украина. Тульчино |
Коренная управа (Муравьев, Тургенев, Трубецкой, Рылеев, Оболенский) Конституция (не принята обществом как программа) · конституционная монархия · высший законодательный орган – двухпалатный парламент – Народное вече · исполнительная власть – царь · демократические права и свободы · избирательные права ограничены имущественным цензом · отмена сословий · отмена крепостного права – 2 десятины земли · деление на державы с самостоятельным политическим управлением | Директория (Пестель, Юшневский, Муравьев) Русская Правда (принята обществом как программа) · республика · высший орган законодательной власти – Народное вече (1 палата, 1/5 членов обновляется ежегодно) · исполнительная власть – Державная дума (5 чел на 5 лет) орган блюстительной власти – Верховный собор (120 человек пожизненно) · демократические права и свободы · всеобщее избирательное право с 20 лет · отмена сословий · отмена крепостного права и наделение крестьян землёй из общественного фонда · унитарное государство |
Декабризм, который появился как идейное течение в рамках либеральной оппозиции самодержавию, в начале 1820-х гг. превратился в идеологию радикального направления – задачи революционной борьбы с самодержавием.
|
|
Причины поражения:
1) общая неподготовленность (нерешительность, пассивная тактика, колебания);
2) отсутствие единства во взглядах и действиях;
3) не состоялось объединение Северного и Южного общества;
4) движение не имело социальной базы; не было классов, которые могли бы поддержать программу либерально-буржуазных преобразований.
После поражения восстания декабристов произошло ужесточение режима, подавление инакомыслия, насаждение официальной идеологии (теория официальной народности). В этих условиях в конце 1820-х-1830-х гг. основной формой общественного движения становятся кружки. У них не было четких программ, создавались под влиянием идей декабристов. Цели: свержение самодержавия, отмена крепостного права, проведение либеральных реформ. Состав: демократически слои – разночинцы 18%. Кружки были малочисленными, их быстро раскрывала полиция.
Следующий этап – 1830-1840-е гг. – в центре внимания – проблема исторического пути России, ее места в мировой культуре. В это время стали очевидны противоречия капитализма, в Европе произошел ряд революций. Возник вопрос: должна и Россия развиваться по пути европейских стран?
П.Я. Чаадаев (1794-1856). «Философические письма».
(В 1829-1831 гг. написаны на французском языке, в 1836 году – в России).
Чаадаев выступил с критикой социальных и нравственных основ существующего в России общественно-политического строя.
Исторический путь народа определяется религией. Католичество воспитывало в человеке активное личное начало, чувство чести и долга, православие же отстранялось от вмешательства в земные дела, главное – поиск идеала за пределами реального мира. => Католичество делает из человека активного борца, а православие примиряет с действительностью, делает неспособным к сопротивлению.
РПЦ освящала произвол власти и крепостничество, не направила российское общество на путь создания самостоятельной культуры. Российская культура – искаженное заимствование европейской. Роль России в мировой культуре – ничтожна; Россия ничего не дала миру, не способствовала прогрессу человечества.
Публикация «письма» вызвало сенсацию. Эти идеи были восприняты как несправедливый приговор, пессимизм Чаадаева не приняли (высказались против - Пушкин, Вяземский).
Чаадаев – первый человек в России, который был объявлен сумасшедшим по политическим причинам. Был установлен медико-полицейский надзор.
В 1837 год вышла работа «Апология сумасшедшего».
В ней Чаадаев признал, что рассуждал односторонне. Не идеализировал западное общество (кризис). Выход из тупика может показать Россия. Россия – молодая страна, не успела создать собственной культуры, но имеет потенциал. Она может, опираясь на опыт Европы, избежать ошибок, достичь более высокой ступени (на основе православия).
|
|
В решении проблемы исторической судьбы России общественная мысль разделилась на 2 течения: западничество и славянофильство. (Либерально настроенная дворянская интеллигенция.)
Либерализм – общественное движение, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;
поддерживающее в экономике свободу частного предпринимательства и конкуренции;
в политике – правовое государство, парламентаризм, незыблемость политических и гражданских прав и свобод.