Особливості підбору учасників фокус-груп. Вимоги до респондентів

Состав группі определяется после предварительного отбора, рекрутирования людей.

При отборе респондентов в конкретные группы используются два вида отборочных критериев. Первый из них — это совокупность принципов обеспечения гомогенности состава участников. Вторая группа критериев вытекает непосредственно из целей исследования. Эти критерии определяют, какие сегменты населения релевантны поставленной проблеме. Учитывая, что состав участников фокус-групп является хотя и малой, но все же выборкой, речь идет по сути о том, что является генеральной совокупностью, релевантной данному исследованию.

Отбора респондентов как такового нет, все происходит сходя из программы исследовани. Способами отбора могут быть:

  1. наблюдение (непосредственно в месте скопления респондентов).
  2. метод снежного кома (недопустима работа респондентов в одной организации).
  3. предварительный опрос (если распространненое явление, но скрытое).
  4. использование готовых списков (в организациях).
  5. формирование специальной выборки (учителя, доктора).
  6. создание компьютерной базы данных (организация репрезентативного опроса на согласие лиц учавствовать в будущих исследованиях).

Техника отбора участников – это фильтрующая анкета. Целевой отборочный критерий обычно для нее – это знакомство с предметом исследования. +Гомогенность группы. Респонденты не догадываются, что их отфильтровали, так ка включены информационные вопросы, - это создает видимость исследования. Эта анкета также используется для предотвращения набора лиц, чьё участие нежелательно.

Состав участников формируется с учётом следующих характеристик:

1.статус (но в разных группах представлены все слои).

2.жизненный опыт

3.степень компетентности.

4.потребительские возможности.

5.возраст и семейное положение.

6.культурные различия.

7.разные мнения по одному вопросу.

Как правило, для исседований не привелкают:

1.знакомых с процедурой проведения фокус-групп.

2.знакомых с модератором или с участниками.

3.профессионально знакомых с предметом обсуждения.

4.связанных с проведением фокус-групп, маретингом, рекламой, социологов, психологов.

5.в одну группу нельзя помещать мужчин и женщин до 22 лет.

6.подростков (с разницей не больше года).

7.молодежь и пенсионеров в одну группу не помещают.

8.если темы сензативные, то не смешиваем группы по половому признаку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: