Состав группі определяется после предварительного отбора, рекрутирования людей.
При отборе респондентов в конкретные группы используются два вида отборочных критериев. Первый из них — это совокупность принципов обеспечения гомогенности состава участников. Вторая группа критериев вытекает непосредственно из целей исследования. Эти критерии определяют, какие сегменты населения релевантны поставленной проблеме. Учитывая, что состав участников фокус-групп является хотя и малой, но все же выборкой, речь идет по сути о том, что является генеральной совокупностью, релевантной данному исследованию.
Отбора респондентов как такового нет, все происходит сходя из программы исследовани. Способами отбора могут быть:
- наблюдение (непосредственно в месте скопления респондентов).
- метод снежного кома (недопустима работа респондентов в одной организации).
- предварительный опрос (если распространненое явление, но скрытое).
- использование готовых списков (в организациях).
- формирование специальной выборки (учителя, доктора).
- создание компьютерной базы данных (организация репрезентативного опроса на согласие лиц учавствовать в будущих исследованиях).
Техника отбора участников – это фильтрующая анкета. Целевой отборочный критерий обычно для нее – это знакомство с предметом исследования. +Гомогенность группы. Респонденты не догадываются, что их отфильтровали, так ка включены информационные вопросы, - это создает видимость исследования. Эта анкета также используется для предотвращения набора лиц, чьё участие нежелательно.
|
|
Состав участников формируется с учётом следующих характеристик:
1.статус (но в разных группах представлены все слои).
2.жизненный опыт
3.степень компетентности.
4.потребительские возможности.
5.возраст и семейное положение.
6.культурные различия.
7.разные мнения по одному вопросу.
Как правило, для исседований не привелкают:
1.знакомых с процедурой проведения фокус-групп.
2.знакомых с модератором или с участниками.
3.профессионально знакомых с предметом обсуждения.
4.связанных с проведением фокус-групп, маретингом, рекламой, социологов, психологов.
5.в одну группу нельзя помещать мужчин и женщин до 22 лет.
6.подростков (с разницей не больше года).
7.молодежь и пенсионеров в одну группу не помещают.
8.если темы сензативные, то не смешиваем группы по половому признаку.