Соціометрічний критерій. Його різновиди

Центральным в процедуре опроса является выбор социометрического критерия. Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», По степени значимости вопросов критерии могут быть «слабыми» и «сильными». Например, для учеников сильный критерий – сидеть за партой и слабый – пойти в кино. «Сильные» критерии, как правило, заставляют респондентов с большей ответственностью подойти к вопросу выбора. Слабый критерий затрагивает менее значимые отношения человека. По форме предъявления критерии могут быть «положительными» и «отрицательными». Например, положительный критерий – «С кем бы ты хотел играть в совместную игру?». Отрицательный критерий – «С кем бы ты не стал играть в совместную игру?». Положительные и отрицательные критерии иногда называются в литературе прямыми и обратными.

Центральной классификацией критериев является их разделение на деловые (производственные, деятельностные) и эмоциональные. Деятельностные критерии позволяют изучать взаимоотношения на уровне деловых неформальных отношений в группе. Эмоциональные критерии являются показателями эмоциональных отношений в коллективе, они в меньшей степени опосредованы той деятельностью, которой занимается группа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: