В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год:
§ темп роста тарифов для населения – 103 %;
§ темп роста цен для прочих потребителей – 107,5 %.
Проблемы перекрестного субсидирования
§ Перекрестное субсидирование ограничивает возможности либерализации отношений на оптовом и розничных рынках.
§ Перекрестное субсидирование формирует дополнительную тарифную нагрузку на остальных потребителей.
§ Механизм реализации перекрестного субсидирования – региональные сетевые «котловые» тарифы.
Нормативно-правовое решение
1. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1173 утверждены Правила согласования передачи в аренду объектов ЕНЭС региональным сетевым организациям
2. Минэнерго России подписан приказ по согласованию объектов ЕНЭС, передаваемых ОАО «ФСК ЕЭС» в аренду региональным сетевым организациям с учетом:
§ расторжения ОАО «ФСК ЕЭС» договоров оказания услуг;
§ графиков ликвидации договоров «последней мили», предложенных субъектами РФ;
|
|
§ требований Правил (отказ в аренде объектов ЕНЭС /заключении договоров «последней мили»/ при отсутствии расторжения «прямых» договоров).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНЭНЕРГО РОССИИ:
1. Поддержать инициативу Минэкономразвития России о введении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для населения.
2. Обеспечить темп роста тарифов для населения с 2013 года не ниже темпа роста для прочих потребителей.
3. Внести изменение в схему тарифообразования сетевых организаций в части включения потребителей услуг ОАО «ФСК ЕЭС» в состав плательщиков регионального перекрестного субсидирования, что позволит равномерно распределить нагрузку на всех потребителей
Тарифы на электроэнергию на 2007г. ( Потребители услуг по передаче на высоком напряжении субсидируют потребителей на низком напряжении)
Основное бремя перекрестного субсидирования между потребителями несут потребители региона, подключенные к сетям высокого напряжения
Повышение тарифов для населения и других льготных групп потребителей приведет:
- к сдерживанию энергопотребления;
- к неплатежам;
- к повышению дотаций из бюджета при превышении расходов на оплату ЖКУ 22% расходов семьи (в 2007г было направлено 50 млрд. руб)
По данным за 2006г расходы на электроэнергию в расходах семьи в целом по России не превышают 1% (а доля ЖКУ-8,6%). Но имеет место дифференциация по регионам, так как дифференциация доходов по стране составляет более 10 раз.
Снижение тарифа для промышленных потребителей и железной дороги приведет:
- к снижению затрат на производство готовой продукции (во-первых, это не всегда приводит к снижению цен на готовую продукцию; во-вторых, это заметно только в случаи большой энергетической составляющей в затратах готовой продукции)
|
|
- к сохранению высокого уровня энергоемкости продукции.
Решение о прекращении перекрестного субсидирования РЭК должны принимать по мере повышения благосостояния населения, подъема экономики и создания условий для энергосбережения
Доля населения в электропотреблении регионов: Республика Дагестан- 76%, Республика Ингушетия -47,1%, более 30% в других республиках Северного Кавказа, Астраханской области и Республике Тыва. В этих регионах прочим потребителям приходится платить на 8,6-12,5% дороже.
Таблица. Основные показатели, характеризующие регионы по расходам населения на электрическую и тепловую энергию
№ п/п | Перечень регионов | Среднее число членов Д'х, чел. | Среднемесячные доходы, руб. | Среденмесячный объем потребления электроэнергии, кВтч | Среденемесячные расходы на оплату электроэнергии, руб. | Среднемесячные расходы на оплату теплоэнергии, руб. | Среденмесячные расходы на оплату ЖКУ, руб. | Доля расходов домохозяйства в доходах, | Доля домохозяйств, получающих льготы и/или субсидии % | ||||||||
на Д/х | на чеп-ка | на Д/х | на чел-ка | на Д/х | на чел-ка | на Д/х | на чел-ка | на Д/х | на чел-ка | на ЖКУ | на э/э | на т/э | льготы при оплате э/э | субсидии при оплате ЖКУ | |||
Алтайский край | 2.63 | 6 820 | 2 863 | 14,48 | 3,15 | 12,85 | 38.65 | 25,73 | |||||||||
Архангельская область | 2,56 | 8 838 | 3 838 | 11,44 | 1,57 | 8,03 | 54,82 | 4,10 | |||||||||
Астраханская область | 2,86 | 7 604 | 2 991 | 1 146 | 18,23 | 2,55 | 8,26 | 47,25 | 3,89 | ||||||||
Владимирская область | 2,53 | 6 476 | 2 806 | 13,42 | 1,76 | 8,8£ | 57,00 | 5,54 | |||||||||
Воронежская область | 2,58 | 6 071 | 2 594 | 10,51 | 1,81 | 6,21 | 48.26 | 3,15 | |||||||||
г. Москва | 2,62 | 13 649 | 1 054 | 10,33 | 1,79 | 5,12 | 52,09 | 18,12 | |||||||||
г. Санкт-Петербург | 2,61 | 12 180 | 5 396 | 1 152 | 12,93 | 1,85 | 5,78 | 47,60 | 10,05 | ||||||||
Иркутская область | 2,79 | 11 016 | 4 393 | 2 850 | 1 073 | 26,66 | • 1,08 | 9,79 | 33,08 | 19,57 | |||||||
Калининградская область | 2.73 | 10 076 | 4 141 | 1 643 | 18,66 | 2,22 | 12.20 | 30.71 | 3,46 | ||||||||
Калужская область | 2,55 | 8 723 | 3 712 | 5С | 1 317 | 17,43 | 1,76 | 8,45 | 48,09 | 3,17 | |||||||
Кемеровская область | 2,60 | 7 667 | 3 243 | 7? | 9,45 | 1,83 | 5,88 | 49,84 | 14,60 | ||||||||
Кировская область | 2,48 | 5 807 | 2 607 | 13,58 | 2,20 | 9,59 | 51.65 | 12,17 | |||||||||
Краснодарский край | 2,88 | 6 129 | 2 393 | 11,71 | 2,93 | 7,13 | 51,27 | 2,30 | |||||||||
Ленинградская область | 2,54 | 8 340 | 3 557 | 15.23 | 1,94 | 6.66 | 46,91 | 7,26 | |||||||||
Магаданская область | 2,32 | 12 033 | 5 891 | 1 599 | 17,37 | 3,93 | 10, З0 | 28,04 | 12,12 | ||||||||
Московская область | 2,60 | 10 242 | 4 245 | 32Ё | 1 508 | 18,22 | 1,87 | 9,62 | 53,85 | 18,50 | |||||||
Нижегородская область | 2,54 | 6 143 | 2 625 | 4S | 15,47 | 1,50 | 9,94 | 52,70 | 10.54 | ||||||||
Новосибирская область | 2,62 | 10 079 | 1 598 | 16,88 | 2,10 | 8,28 | 44,59 | 16,29 | |||||||||
Омская область | 2,74 | 6 007 | 2 426 | 14,50 | 2,11 | 9,74 | 49,67 | 8,41 | |||||||||
Пермская область | 2,65 | 9 039 | 3 646 | 1 526 | 19,69 | 1,55 | 10,34 | 47,64 | 9,69 | ||||||||
Приморский край | 2,59 | 11 863 | 5 014 | .172 | 1 197 | 2 698 | 1 109 | 25,52 | 1,78 | 13,34 | 29.80 | 14,29 | |||||
Республика Башкортостан | 2,85 | 8 585 | 3 358 | 1 369 | 20,64 | 1,63 | 6.79 | 28,48 | 3.68 | ||||||||
Республика Дагестан | 4.32 | 9 505 | 2 650 | • 28 | • 111 | 19,32 | 1.35 | 4,57 | 51,23 | 10,07 | |||||||
Ростовская область | 2,77 | 6 354 | 2 574 | 12.90 | 2,52 | 9,61 | 49,55 | 6,55 | |||||||||
Свердловская область | 2,53 | 10 544 | 4 336 | 1 455 | 16,59 | 1,40 | 7,57 | 37,65 | 4,15 | ||||||||
Тульская область | 2,51 | 5 708 | 2 531 | 17:90 | 1,95 | 9,18 | 61,21 | 5,38 | |||||||||
Тюменская область | 2,87 | 9 393 | 3 620 | 4£ | 13,19 | 1,84 | 6,58 | 8.47 | 19.69 | ||||||||
Ульяновская область | 2,62 | 5 853 | 2 435 | 17S | 13,43 | 2,28 | 7,5£ | 51,51 | 7.40 | ||||||||
Хабаровский край | 2,62 | 9 605 | 4 027 | 1 411 | 17,64 | 2,19 | 8,24 | 41,06 | 7,94 | ||||||||
Ханты-Мансийский АО | 2,98 | 16 659 | 6 443 | 1 937 | 15.07 | 1,34 | 6,83 | 29,65 | 10.29 | ||||||||
В целом по выборке 2,68 | 8 648 3 605 152 67 135 58 604 267 1224 508 15,99 2,03 8,52 44,65 9,67 |
Рекомендации: адресная поддержка или установление социальных норм электропотребления (сейчас в регионах она колеблется от 35-350 кВт.ч) при заключении долгосрочных договоров между ГП и поставщиками и дотировании поставщиков из бюджетов.
|
|
Перекрестное субсидирование в генерации- для населения РД;
Перекрестное субсидирование в сетях – механизм «последней мили», в тарифах на высоком напряжении (до 2014г) (ПП №1173 (2010) об аренде магистральных сетей
Перекрестное субсидирование в сбытах – сбытовая надбавка для сетей (покупки электроэнергии для компенсации потерь).
В регионах с умеренным перекрестным субсидированием диспропорции реализовалось через занижение тарифа на передачу электроэнергии по распределительным сетям для населения и завышения тарифа на передачу другим потребителям, в том числе с использованием механизма «последней мили». МРСК заключают с ФСК договор аренды объектов ЕНЭС, к которым присоединены энергопринимающие устройства крупных потребителей, и тогда в тариф на передачу закладывается перекрестное субсидирование.
Например, это такие крупные промышленные компании-потребители, как Русал, СУАЛ, Лукойл, Газпромнефть, Челябинский электрометаллургический комбинат, Азот и др.
Крупные промышленные потребители – доноры перекрестного субсидирования – физически присоединены к сетям ФСК, юридически взаимодействуют с МРСК
|
|
Многие из них активно пытаются перейти на обслуживание к ОАО «ФСК ЕЭС»
Вследствие такого перехода затраты МРСК перераспределяются на меньшее число оставшихся на обслуживании потребителей
Рост тарифа МРСК
Рост тарифов для конечных потребителей
В соответствии со ст.8 п. 5 ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» механизм «последней мили» не может быть использован после 1 января 2011 г. Продолжение действия ПП №1173 (декабрь 2011г) до 1 01.2014г
Рост тарифа для населения:
q Красноярскэнерго 184%
q Хакасэнерго 138%
q Вологдаэнерго 64%
q Карелэнерго 39%
q Курскэнерго 83%
q Читаэнерго 70%
q Белгородэнерго 59%
q Челябэнерго 47%
q Оренбургэнерго 34%
Поэтому необходимо системное решение проблемы.
Мировой опыт:
-государства, оказывающие материальную поддержку по оплате счетов за электроэнергию определенной категории населения, исходя из ее доходов или объема электроэнергии, потребляемой этой категорией (США, Франция, Япония, Бразилия и пр)
-государства, использующие социальную норму потребления или социальный тариф, в отношении всех категорий населения (Венгрия, Индия и пр.)
Страна | Доля расходов на коммунальные услуги в структуре дохода населения в 2006-2007 гг.. | Доля расходов по оплате услуг за электрическую энергию, % | Субсидируемые категории населения | Механизм субсидирования |
Япония | 4,2 | 1,8 | Лица пожилого возраста; Инвалиды и тяжелобольные; Матери-одиночки. | Прямое субсидирование |
Финляндия | 7,8 | Граждане, достигшие возраста 65 лет и получающие пенсию по старости; Граждане в возрасте 16-64 лет, получающие пенсию по другим основаниям; Лица в возрасте 16-64 лет, получающие специальные субсидии для иммигрантов; Лица/семьи, ежемесячный доход которых не превышает ежегодно утверждаемой Государственным советом Финляндии суммы; Учащиеся, проживающие отдельно от семьи в арендованном жилье; Военнослужащие срочной службы. | н/д | |
США | 2,63 | 0,56 | Пенсионеры; Инвалиды; Семьи с низким уровнем дохода (менее 150% уровня минимального прожиточного минимума или 60% среднего дохода семьи в штате). | н/д |
Австралия | 6,1 | 2,6 | Престарелые и пенсионеры; Ветераны; Нетрудоспособные по инвалидности; Бездомные; Аборигены; Вдовы и нетрудоспособные члены семей погибших участников войн. | Прямое субсидирование |
Норвегия | 4,4 | Отцы/матери-одиночки; Одинокие пожилые люди; Семьи с одним кормильцем; Лица без определенного места жительства; Лица, испытывающие проблемы с алкогольной зависимостью. | Прямое субсидирование | |
Великобритания | 1,7 | Граждане, уже получающие различного рода социальные льготы от государства, включая налоговые кредиты, и имеющие ребенка в возрасте до 16 лет, или получающие выплаты по инвалидности, или имеющие возраст 60 лет и выше; Женщины, вынашивающие ребенка и обладающие специальным сертификатом по беременности. | Прямое субсидирование | |
Российская Федерация | 8,7 | 1,1 | Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельные категории граждан из числа ветеранов и инвалидов. Граждане доля расходов которых на ЖКУ в общем доходе семьи превышает 22 %. | Льготные тарифы, прямое субсидирование, социальная норма. |
Перекрестное субсидирование потребителями различных видов продукции и услуг
Основные виды продукции генерирующих энергокомпаний:
· Электроэнергия (мощность);
· Теплоэнергия (мощность);
Тарифы на электроэнергию устанавливаются выше экономически обоснованного уровня, а на тепло- ниже.
Масштабы такого перекрестного субсидирования составляют по данным за 2007г -10 млрд. руб
1) Повышение тарифов на тепло при снижении тарифов на электроэнергию может привести
к снижению конкурентоспособности энергокомпании по теплу к увеличению выработки по конденсационному циклу к снижению конкурентоспособности энергокомпании и по электроэнергии.
Решение о ликвидации перекрестного субсидирования коммерческая организация должна принимать самостоятельно с учетом сложившейся ситуацией на рынке и выбора метода разнесения затрат.
Актуальность этой проблемы обусловлена либерализацией оптового рынка электрической мощности. Однако ликвидирование перекрестного субсидирования в течение одного периода регулирования может привести в ряде субъектов Российской Федерации к возникновению негативных социально-экономических последствий.
В соответствии с действующей методической базой по формированию регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию для тепловых электростанций поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности) (Формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемые в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядок их применения, а также порядком установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденные приказом ФСТ России от 30.10.2009 № 268-э/1, Порядок определения цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме, утвержденный приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 484-э, Методика определения цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, с учетом прогнозной прибыли (убытков) от продажи электрической энергии, включающая порядок представления материалов, необходимых для определения указанной цены, утвержденная приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 483-э) сумма перекрестного субсидирования между видами энергии (ее изменение), учитываемая при формировании регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков оптового рынка, определяется в размере, учтенном при утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки.
Изменение сумм перекрестного субсидирования производства одного вида энергии за счет другого относительно индексной модели учитывается ФСТ России при формировании предельных уровней тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки, на основании заявления регионального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию на 2011 год в соответствии с предложениями региональных регулирующих органов было учтено изменение объемов перекрестного субсидирования между производством электрической и тепловой энергии по следующим регионам: Костромская область (ОАО «ОГК-3»), Липецкая область (ОАО «КВАДРА»), Московская область (ОАО «ОГК-1»), Рязанская область (ОАО «ОГК-6», ОАО «КВАДРА»), Тамбовская область (ОАО «КВАДРА»), Тверская область (ОАО «Энел ОГК-5»), Тульская область (ОАО «ОГК-3»), Калининградская область (ОАО «Калининградская генерирующая компания»), Волгоградская область (ОАО «Лукойл-Волгоградэнерго»), Республика Мордовия (ОАО «ТГК-6»), Оренбургская область (ОАО «ОГК-1»), Тюменская область (ОАО «ФОРТУМ»), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ОАО «ОГК-4»), Республика Бурятия (ОАО «ОГК-3»),Приморский край (ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»), Хабаровский край (ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»), что было в свою очередь учтено при утверждении на 2011 год регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) поставщиков ОРЭ.
2)Потребители тепла от ТЭЦ субсидируют потребителей электроэнергии от ГРЭС (W-удельная выработка Мвт.ч/Гкал)
Потребители тепла от ТЭЦ субсидируют потребителей электроэнергии от ГРЭС