Тип психопатии по Ганнушкину | Тип психопатии по Шнейдеру | Тип акцентуации личности (психопатии) по Леонгарду | Тип психопатии и акцентуации характера по Личко |
Истерические | Ищущие повышенной оценки | Демонстративные (истероидный) | Истероидный |
Параноические | Фанатичные | Застревающие (параноический) | Паранойяльный |
Эпилептоидные | Эксплозивные | Возбудимые (эпилептоидный) | Эпилептоидный |
Психастенические | Неуверенные в себе | Педантические (ананкастический) | Психастенический |
Неврастенические | Астенические | Тревожные | Астено-невротический |
Конституциональ-но-возбудимые | Гипертимики | Гипертимические (гипоманиакаль-ный) | Гипертимный |
Конституциональ-но-депрессивные | Депрессивные | Дистимические (субдепрессив-ный) | Меланхолический |
Циклотимные | Аффективно-лабильные | Циклотимный | |
Эмотивно-лабильные | Эмоционально-лабильные | Аффективно-экзальтированные | Лабильный |
Впечатлительные | Эмотивные | Сензитивный | |
Шизоидные | Бесчувственные | Шизоидный | |
Неустойчивые | Безвольные | Неустойчивый | |
Конституционально- глупые | Конформный | ||
Антисоциальные |
Существуют и другие сопоставительные таблицы, в качестве примера приведем данные А.Е. Личко (1983). В пояснении к сопоставительной таблице (Таблица 4) А.Е. Личко отмечает, что его классификация, в отличие от классификации К. Леонгарда, относится к подростковому возрасту, соответственно в классификации К. Леонгарда отсутствуют распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, и астеноневротический тип. Дистимический тип по К. Леонгарду соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б. Ганнушкину (1998), а застревающий тип — паранойяльному, однако последние практически не встречаются в подростковом возрасте.
|
|
Таблица 4
Сопоставление акцентуаций характера (личности), выделенных
К. Леонгардом и А.Е. Личко
Тип акцентуированной личности Тип акцентуации характера
по классификации К. Леонгарда(1976) по классификации А.Е. Личко
Демонстративный | Истероидный |
Педантичный | Психастенический |
Застревающий | |
Возбудимый | Эпилептоидный |
Гипертимический | Гипертимный |
Дистимический | |
Аффективно-лабильный | Циклоидный |
Аффективно-экзальтированный | Лабильный |
Эмотивный | Лабильный |
Тревожный (боязливый) | Сенситивный |
Экстравертированный | Гипертимно-конформный |
Интровертированный | Шизоидный |
То же | Сенситивный |
Неустойчивый | |
Конформный | |
Астеноневротический |
Достоинством описываемой классификации типов характера в сравнении с другими является ее выраженная практико-ориентированная направленность. Благодаря выявлению слабых и сильных сторон каждой акцентуации этот подход позволяет в определенной мере предвидеть реакции и поступки акцентуантов в стереотипных ситуациях и выстраивать конструктивную тактику взаимодействия с ними, осуществлять планирование психолого-педагогической помощи и поддержки (Личко, 1983, 2005, Прутченков, Сиялов, 1994, Кормушкин, 2000 и др.).
|
|
Психологическая и педагогическая работа с акцентуантами предполагает организацию, прежде всего, такого взаимодействия с детьми и подростками, при котором учитываются их слабые стороны с тем, чтобы не провоцировать конфликтные реакции, которые могут стать привычными и закрепиться как стереотипное поведение; во-вторых, это взаимодействие предполагает опору в организации конструктивного поведения на позитивные черты характера и их развитие; в-третьих, необходимо актуализировать потребность справиться со своими недостатками и уверенность в том, что это возможно. На этом фоне становится возможной организация группового тренинга, или индивидуальных тренировок, или осознанной работы над собой в различных жизненных ситуациях (в зависимости от возраста ребенка и индивидуальных особенностей подростка).