Аутогенная тренировка

Самовнушение заимствованно у йогов (медитация). Основным воздействием является в методиках самовнушение на фоне полной релаксации, проговаривание различных словесных формулировок с личными образными представлениями.

В заключении хотелось бы сказать об общей направленности профилактической работы. Обычно вопрос ставится о необходимости устранить, избежать, предотвратить и т.д. влияние того или иного состояния. Но психическое состояние нельзя приписывать заведомо к плохим или хорошим, так как это упрощает реальность.

Да чрезмерное утомление нарушает нормальное протекание деятельности и сказывается на здоровье человека. Но утомиться человеку совсем не противопоказано, а даже полезнее приятная усталость после нормального труда. Преодоление экстремальных ситуаций обогащает духовную жизнь человека. И важно помочь человеку найти силы для адекватного поведения в условиях производственной деятельности.

Шекспир писал:

Веди нас дорожка

Вперед и вперед

Начала тебе и конца нет

Веселое сердце идет и идет

Печальное – скоро устанет…

Психология пока еще не полностью используется в практике, но потенциальные возможности велики.

В приложении приводится методическая разработка

кандидата педагогических наук, доцента полковника ЕЛИСЕЕВА Анатолия Павловича

"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ".

Приложение

"МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ"

ЦЕЛЬ: рассмотреть сущность, содержание, задачи и требования морально-психологической подготовки в ГО, ознакомиться с организацией проведения морально-психо­логической подготовки населения и сил ГО.

I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

«Во всякой войне победа, в конечном счете, обусловливается

состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливам

свою кровь». Ленин В.И.-ДСС.Т.41.-СЛ21.

Моральный фактор: совокупность духовных качеств масс, степень понимания людьми целей и задач, во имя которых они действуют, их готовность отдать все свои силы ради победы этого дела

ЭЛЕМЕНТЫ:

Морально-политические:

гражданская сознательность;

готовность действовать в опасных ситуациях;

уверенность в эффективности методов и средств, применяе­мых при ЧС;

уверенность в надежности средств безопасности при выполнении мероприятий ГО

Психологические:

эмоционально-волевая устойчивость;

психологическая готовность проти­востоять опасности, преодолеть страх, сохранять хладнокровие и стойкость в опасных ситуациях;

здоровое общественное мнение, положительное коллективное настроение;

единство взглядов на проводимые мероприятия.

Моральные силы насквозь пропитывают всю военную стихию... Воля, будучи величиной моральной - это то, что приводит в дви­жение и руководит всей массой материаль­ных сил. Клаузевиц К. О войне. Воениздат1936.-Т 1, с126.

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ЭТО СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ШТАБОВ ГО /командиров/ ПО ФОРМИРОВАНИЮУ ЛИЧНОГО СОСТАВА, ШТАБА ГО, НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УСПЕШНО ПЕРЕНОСИТЬ ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

ЦЕЯЬ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки

- путем проведения специальных мероприятий
выработать у людей положительную, активную
реакцию на опасность;

- сформировать устойчивость психики человека
как основы и предпосылки успешной деятельности;

- выработать психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях;

- развивать надежность функционирования психики человека в ходе проведения СиДНР;

- создать морально-психологическую 'настроенность на активную деятельность;

- сплотить коллектив спасателей, невоенизированных формирований на успешное выполнение мероприятий ГО.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ:

- политическая направленность;

- базирование на исторически сложившихся нравственных нормах человеческого общежития;

- учет индивидуально-психологических и национальных особенно-стей личности, коллектива;

- опора на последние достижения психолого-педагогической науки;

- правдивая информация о сложившейся обстановке;

- изучение и учет психического состояния, поведения людей;

- систематичность и последовательность, конкретность;

обеспечение социальной защищенности спасателей и др.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

- осознание возможности аварий, катастроф, сти­хийных бедствий;

- формирование гуманизма, гражданственности, коллективизма

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

- учить тому, что необходимо в экстремальных условиях

ДЕЯТЕЛЪНОСТНОЕ ОПОСРЕДОВА­НИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУК­ТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- отражение реальной деятельности, формируемое в самой деятельности

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

- выработка прочных убеждений

- развитие аппарата восприятия обстановки ознакомление с условиями предстоящей деятельности приобретение опыта нахождения в опасной ситуация

- выработка стимулирующего влияния опасности на психику человека.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ОБЩАЯ - осуществляется за счет социальной ориентации сил ГО, населения, их патриотических чувств, гражданственно­сти, готовности к самоотверженным действиям;

СПЕЦИАЛЬНАЯ - к действиям в очагах поражения, в условиях СиДНР.

осуществляется созданием в ходе занятий, учений опасных ситуаций, работой с дефицитом времени, самостоятельным принятием ответственных решений;

ЦЕЛЕВАЯ - к действиям в условиях определенных аварийных ситуаций.

осуществляется в ходе тренировок путем отработки дета­лей предстоящей деятельности;

РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕННОСТИ при выполнении мероприятий ГО

осуществляется путем непрерывного воздействия на органи­зацию деятельности людей, режима, порядка, оборудование мест нахождения, укрытий, поддержания деловой атмосферы;

ВОССТАНОВЛЕНИЕ духовных и физических сил людей

осуществляется путем проведения комплекса медикаментоз­ного или психолого-терапевтического воздействия, снятие напряжения, недопущение потери самоконтроля и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

•увеличение темпа деятельности;

•решение задач при дефиците информация, с помехами, с элементами риска я опасности;

•введение в ход занятий непредвиденных ситуаций, препятствий, неожиданных усложнений;

-проведение упражнений по сопоставлению и классификации целей деятельности в зависимости от их важности, сроков, сложности;

•постановка задач, требующих самостоятельного выбора одного способов решения из нескольких возможных;

•создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

•постановка задач и создание ситуаций, требующих перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

•организация соперничества;

•составление моделей будущей деятельности в зависимости от изменения ее внешних и внутренних условий;

•создание ситуаций, которые вызвали бы психологическую напряжен­ность определенного уровня.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ обеспечивается:

- повышением требований к подготовке руководителей (начальников штабов ГО) и организаторов учений, занятий, тренировок по ГО;

- ростом учебных психологических нагрузок на личный состав сил ГО, на население, ввод в стрессовую ситуацию;

- обобщение передового опыта и совершенствование методики проведения занятий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГО В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ

должен быть:

- способен к мгновенной актуализации

- психологически стоек

- профессионально компе­тентен

- обладать организаторс­кими качествами

- способен к быстрой адаптации

базируется на:

- мировоззрении

- морально-политической убежденности

- коллективистской направлен­ности поведения

- готовности к управлению психическим состоянием, поведением спасателей

- нравственных взглядах

ФОРМА ОБЩЕНИЯ – распоряжение:

спокойный голос, понятное, ясное, определенное, исчерпывающее, логичное

зависит от:

- позы

- мимика

- жестов

- выражения лица

- тембра голоса

-.работоспособности

- концентрации внимания

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ зависят от:

- особенностей нервной системы

- жизненного опыта

- профессиональных знаний, навыков и умений

- мотивации поведения

- стиля деятельности

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИКИ

- устранение внешних признаков эмоциональной напряженности

- самоубеждение

- самоаналжз

- самоприказ

- отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (внимание не на исход дела, а на его технические приёмы).

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

Обеспечить человеку возможность психологически настроить себя на предстоящую деятельность, ре­шить каким образом подойти к решению задач ГО. Создать представление о предстоящей работе, об­раз будущей деятельности и ее модели.

Специалист гражданской обороны всегда готов к действиям в неожиданной ситуации, способен воспри­нимать ее не как чрезвычайное происшествие, а как вполне естественное положение вещей, требующее мгновенной мобилизации всех ресурсов опыта и знаний

ГОТОВНОСТЬ к проведению СиДНР – внутренняя настроенность личности на определенное поведение и целесообразная мобилизованность всех сил на активную деятельность по решению задач гражданской обороны.

СТРУКТУРА психологической готовности человека к жизнедеятельности в экстремальной ситуации:

- установка на преодоление трудностей

- способность психологически противостоять действию отрицательных психогенных факторов

- способность осуществлять целесообразную деятельность, проявлять творчество
и инициативу

- способность оказывать мобилизующее и успокаивающее влияние на

окружающих

Установка на то, что наступление чрезвычайных обстоятельств возможно, но не фатально

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ обеспечивается:

- преднастройкой психики спасателя перед вхождением в очаг поражения

- мобилизацией общественно значимых мотивов, поддержанием настроенности на активные действия

- формированием психических состояний, обеспечивающих эффек­тивный переход /вхождение/ в новые ситуации, использование имеющихся качеств и возможностей в соответствии с задачами

УСТАНОВКИ личности на достижение целей ГО характеризуются:

- ориентацией мышления, настроения, чувств на решение задач ГО

- постоянное беспокойство за свою выучку

- активностью, настойчивостью в решении задач ГО

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК – высший уровень деятельности спасателя, заключающийся в самоотверженном выполнении задачи, основывающий­ся на высокой социальной мотива­ции, мастерстве, сильной воле, морально - психологической стойкос­ти

«Когда человек идет на смерть, в голове у него всегда какое-нибудь крепкое чувство, убеждение, верова­ние, из-за которого смерть станови­тся не страшной, по крайней мере, из-за которой он мирится с ней»

Сеченов И.М. Избран. филос. и психол. произведения. М.,ГЭ47.С.523.

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ:

- Создание психологических и психофизиологических предпосылок успешной деятельности

- Рациональное использование своих возможностей, ресурсов организма для решения профессиональных задач

- Воздействие на психику спасателя в ходе практической деятельности

- Управление профессиональным по­ведением,

- Развитие умения личности не доходить до стресса, если даже для него созданы объективные условия

- Преодоление растерянности

осуществляются следующими МЕРАМИ

- проведением профессионального отбора, учетом индивидуально-психо­логических свойств личности, эмоционально-волевой устойчивости;

- формированием и развитием высоких личностных качеств;

- достижением высокого уровня общетеоретической подготовки, созда­ющей уверенность в правильности хода СидНР;

- развитием умения достигать в изменяющихся условиях поставленной цели путем творческого отношения к способам проведения СиДНР;

- формированиям навыков работы в напряженной ситуации;

- совершенствованием содержания и методов профессионального
обучения;

- применением различных приемов, снижающих степень напряженности;

- применением фармакологических средств; /

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

- ОБЪЯСНЕНИЕ требований Президента РФ /союзной республики/ по вопросам проведения СиДНР.

- РАССКАЗ, ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ с целью уяснение каждым человеком необходимости и важности проводимых работ.

- ИНФОРМИРОВАНИЕ об изменениях обстановки в районе аварии, бедствия.

- ИНСТРУКТИРОВАНИЕ мерам безопасности при производстве работ

- БЕСЕДЫ индивидуальные и групповые.

- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА с печатными источниками.

- РАБОТА НА ТРЕНАЖЕРАХ, имитирующих обстановку предполагаемых работ

МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Ц Е Л Ь - сохранение высокого духовного порыва, активности каждого человека, его способности выполнять задачи в условиях длительных эмоциональных перегрузок

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ

- импульсивное поведение

- снижение критичности мышления и координации

- понижение восприятия и внимания

- беспокойство, суетливость

- забывание простых навыков

- не использование прошлого опыта

- повторяемость двигательных реакций

- замедленность действий вплоть до ступора

ПРОТЕКАНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ

- необнаружение адресованных ему сигналов

- сужение объемов внимания

- нет переработки полного объема информации

- концентрируется внимание на одном в ущерб другому

- понижение чувствительнос­ти зрения

- нецелесообразное /порой абсурдное/ поведение - результат эмоциональной напряженности, которая парализует логическое мышление

СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОДОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

1. Развитие сознательного отношения к выполнению СиДНР;

2. Изучение настроения спасателей, их отношения к СиДНР, коррекция воспитательной работы;

3. Формирование здорового общественного мнения в отношении СиДНР;

4. Преодоление чувства страха, неуверенности, апатии;

5. Расстановка спасателей в соответствии со способностями;

6. Организация жизнедеятельности спасателей;

7. Работа по обеспечении безопасности проводимых работ;

8. Удовлетворение нужд и запросов спасателей, социальная защита;
9.Анализ и учет негативных факторов, воздействующих на спасателей:

10. Поощрение отличившихся.

СРЕДСТВА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

живое общение: слово, обращенное к человеку;

печать: газеты, журналы, листовки;

технические: кино, радио, телевидение, радио, газе­ты, звуковые письма;

выступления представителей государственных органов власти, специалистов, медработников;

деловые контакты с местными жителями, органами власти;

изучение семейного положения спасателей, оператив­ное решение назревших вопросов;

оценка результатов проделанной работы: наличие ошибок, их количество, характер и влияние на ход СиДНР

социальная защита спасателей, пострадавших в ходе проведения СиДНР;

применение теории и практики самовоспитания, приемов самовоспитания - самоубеждения, самовнушения. самокритики, следования примеру, упражнения, самопоощрения, са­мопринуждения;

"Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер"

К. Д. Утпинский Соч.,г.2. 1548.С.63,

МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

ЦЕЛЬ: Снятие психологического напряжения, восстановление духовных и физических сил спасателей

ВКЛЮЧАЕТ: Социореабилитационные, мероприятия - систему медицинских, психологических, профессиональных и социальных мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности спасателей, личного состава частей ГО, пострадавшего населения, возвращения или включения их в общественно-полезную жизнь.

Главная задача - не допустить доведения пострадавших до госпи­тализации; реадаптация в амбулаторных условиях. Создать спасателям обстановку, условия трудоустройства со здоровой микросоциальной средой.

ЭТАПЫ СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

2.РЕАДАПТАЦИЯ.

3.ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРЕЖНЕГО УРОВНЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЯЬНОСТИ.

ПСИХОТЕРАПИЯ система психического воздействия на человека с помощью информации в лечебных целях.

«Человек занимающийся психотерапией должен иметь ум философа, сердце поэта, способность артиста к перевоплощению, работоспособность ученого, пытливо­сть юриста, наблюдательность художника и мастерство реставратора».

Мягков И.Ф. Психотерапия. И. 1967г. С.135.

СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВПИЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Психотерапевтическая беседа. Изучаются личностные свойства человека, характер заболевания, анамнестические сведения.

2. Пациенту объясняются причины случившегося с ним заболевания, пути преодоления болезненных симптомов.

3. Осуществляются мероприятия по восстановлению утраченных функции.

4. Рекомендуется индивидуальный восстановительный режим, изменение неправильного отношения к микросоциальным ус­ловиям и к своим личностным свойствам/.

5. Обучение и тренировка заболевшего с целыю преодоления психических

расстройств.

6. Закрепление результатов психотерапии путем бесед.

Психические расстройства требуют в каждом случае внимательного обследования квалифицированным специалистом-психиатром.

Изменить отношение личности, подвергшейся психогенному заболеванию, к самой психоген­ной ситуации, породившей страх, панику и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ ШТАБА ГО ПО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗРЯДКЕ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СиДНР

- освобождение от участия в СиДНР лиц, заболевших в результате воздействия психогенной ситуации;

- оздоровление среды, в которой живет,работает, проходит службу участник СиДНР /контроль за режимом труда и отдыха/;

- устранение /по возможности/ психотравмирующей ситуации;

- установка круглосуточного наблюдения /надзора/ за спасателями,
включающая: - получение врачом информации от командиров, начальствующего состава ГО;

- контрольные осмотры спасателей, личного состава частей и подразделений ГО;

- получение сведений из лечебных учреждений, ха­рактеристик с мест работы, учебы.

- назначение медикаментозных средств, амбулаторное лечение, гос­питализация;

- создание л регулярная работа пункта /кабинета/ психологической разрядки;

- транспортировка заболевших в госпиталь /лечебное учреждение/, для снятия стойких расстройств психики применяют наркопсихотерапию, психотропные средства /транквилизаторы/.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА /управление собой/ - метод лечебного самовнушения.

Это способность самостоятельно приводить себя в определенное состояние /т.н. аутогенное по­гружение/.

Центральная задача аутогенной тренировки - овладеть собственными эмоциями.

Это система физических и психических приемов, которые изменяют тонус мышц и кровеносных сосудов, влияют на ди­намику психических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: