Типичные ошибки и недочеты при написании курсовых и дипломных работ

· Отсутствие опоры на первоисточники – сакральные тексты, творения святых отцов и выдающихся церковных писателей, сочинения представителей религиозной философии, классиков религиоведческой мысли. Научное исследование должно основываться, прежде всего, на анализе первоисточников.

· Обоснование актуальности темы исключительно просветительскими задачами – необходимостью духовно- нравственного возрождения общества, критикой социально-нравственных пороков и т.п. Нужно помнить, что Вы пишите научную работу, и должны проявить значение исследуемой Вами темы для религиоведческой или богословской науки.

· Сведение курсовой или дипломной работы к реферированию или фрагментарному пересказу имеющейся исследовательской литературы, отсутствие принципиальной новизны в постановке проблемы и ее решении. Уже во введении необходимо показать, что предпринимаемое Вами исследование призвано тем или иным образом дополнить существующие научные представления о выбранной Вами проблеме.

· Использование популярной, просветительской («Закон Божий», «Православный календарь», школьные учебники и т.п.), либо устаревшей и научно несостоятельной («Карманный словарь атеиста» и т.п.) литературы.

· Преимущественная опора на учебную литературу. Вузовские учебники могут использоваться, но ограниченно, лишь в качестве вспомогательной литературы. В первую очередь нужно опираться на первоисточники и серьезную научно-исследовательскую литературу.

· Преимущественная опора на электронные ресурсы Internet вместо обращения к серьезной академической литературе. Основой работы должны быть первоисточники и научные исследования – монографии и статьи из сборников и научной периодики, а ресурсы Internet могут использоваться лишь в качестве дополнения.

· Неумение сопоставлять различные точки зрения, отраженные в исследовательской литературе, и вырабатывать собственную позицию. Воспроизведение взаимоисключающих суждений различных авторов по тому или иному вопросу без анализа, сравнения и комментариев вносит в Ваш текст противоречия, лишает его элементарной логики и свидетельствует о поверхностном знакомстве с литературой.

· Отсутствие последовательности в изложении материала и логических переходов от раздела к разделу.

· Неумеренное, неуместное или неправильное цитирование. К прямым цитатам нужно прибегать лишь тогда, когда в них содержатся принципиально важные для Вашей работы идеи, либо если Вы хотите проиллюстрировать стиль или научный метод того или иного автора. Нет необходимости цитировать общеизвестные положения (т.н. «общие места»). Совершенно неуместно выглядят цитаты публицистических, лирических, эмоционально окрашенных пассажей, приводимые «ради красного словца», а не в силу содержащихся в них глубоких мыслей. Нелепо цитировать в научной работе стихи. Необходимо избегать слишком пространных цитат, заменяя их пересказом основной идеи анализируемого отрывка. По объему цитата не должна превышать одного или, в исключительных случаях, двух предложений. Нельзя приводить подряд несколько цитат, никак не анализируя их содержание и не перемежая их собственным текстом. Во Введении и Заключении к Вашей работе цитатам вообще не место, поскольку здесь должны быть представлены Ваши собственные мысли относительно путей решения поставленной проблемы и итоги проведенного Вами исследования.

· Отсутствие кавычек при дословном воспроизведении чужого текста. Это является плагиатом – хищением интеллектуальной собственности. Обнаружив плагиат, преподаватель имеет право не дочитывать представленный Вами текст до конца, а вернуть его Вам с оценкой «неудовлетворительно». Чтобы избежать такой малоприятной ситуации, старайтесь излагать своими словами содержание тех публикаций, на которые вы опираетесь. Особенно важно при пересказе придерживаться стилистических норм современного литературного языка, избегать архаизмов, славянизмов и тех речевых оборотов, которые не используются в современной научной литературе. Не стоит смущаться тем обстоятельством, что Ваш пересказ будет уступать по ясности мысли и красоте стиля оригинальным текстам. Вы должны научиться связно и грамотно говорить и писать о научных проблемах, а это возможно только через усилия и постоянную тренировку. Если Вы включаете в Вашу работу новые для Вас научные термины и понятия, потрудитесь уточнить по словарю их значения.

· Некорректные формулировки названий глав и параграфов. Нельзя заимствовать названия для разделов Вашей работы из прочитанных Вами книг, поскольку это тоже является разновидностью плагиата. Заголовок не может состоять из одного слова или нескольких предложений. В студенческих научных работах не принято использовать названия в форме вопросительных предложений. В заглавии не место образам, метафорам, риторическим фигурам.

· Отсутствие выводов в конце параграфов и глав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: