Роль информатики в современных условиях постоянно возрастает. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные индустрии послужило началом процесса, называемого информатизацией общества. Деятельность как отдельных людей, так и целых организаций, занятых в индустрии туризма, все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию (рис).
Рис.3. Устройство туристкой отрасли
Применение информационных технологий в сфере рекреации и туризма позволяет осуществлять следующие направления работы:
- автоматизация туристических организаций, подразумевает использование компьютерной техники и программного обеспечения для оптимизации турбизнеса (процедуры оформления договоров, путевок, заявок, формирование турпродукта, ведение базы клиентов, учет и статистика и др.);
- реклама туристических услуг (реклама в средствах массовой информации, «видовые фильмы», путеводители, туристские карты, туристско-страноведческие страницы в интернет и др.);
|
|
- поиск и привлечение клиентов (использование собственного сайта для предоставления информации, рассылка электронных писем и др.);
- средство коммуникаций (мобильные средства связи, интернет, электронная почта, www-технологии, телеконференции и др.);
- маркетинговый инструмент (исследование рынка туристических услуг, размещение и распространение пресс-релизов туристических услуг и туристических направлений).
- использование глобальных систем бронирования и резервирования (бронирование номера в гостинице, места в самолете и другое);
- использование GPS-навигации в рекреации и спортивно-оздоровительном туризме (туристические походы, автотуризм, поисково-спасательные работы);
- оплата туристических услуг (оплата авиа и ж/д билетов, гостиниц и других услуг с помощью интернета и кредитной карты или «электронного кошелька»);
- использование информационных технологий в научно-исследовательской деятельности в сфере рекреации и спортивно оздоровительного туризма (мониторинг состояния здоровья, проведение экспериментов, моделирование).
Туристский бизнес, являясь одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования любого туристского предприятия.
Влияние информационных технологий на туризм ощущается на разных стадиях создания и продвижения турпродукта. Основные направления влияния современных компьютерных технологий на туризм представлены на рис
|
|
Рис. 4. Влияние информационных технологий на индустрию рекреации и туризма
С использованием компьютеров, современных средств связи и других технических и программных средств значительно упрощается процедура формирования туристского продукта и увеличивается скорость его попадания на туристский рынок. Поэтому технический прогресс прочно завоевывает свои позиции в туристской индустрии. Международные системы бронирования, сети Интернет, электронные базы данных по нормативно-правовым актам в туризме, автоматизированные системы взаиморасчетов непосредственным образом влияют на создание и продвижение любых предложений от туроператоров и турагентов и доходят до потребителя.
1.4. Общая характеристика наиболее распространенных