Разработка программы маркетинга строительной организации включает анализ рыночной ситуации и оценку стратегических тенденций в области инвестиций и подрядных работ. Студент должен охарактеризовать:
· социально-экономическую ситуацию на рынке строительной продукции;
· цели маркетинга и пути их достижения;
· выбор приоритетов и потенциальных заказчиков строительной продукции;
· источники финансирования инвестиционной деятельности, включая собственные ресурсы, заемные и привлеченные финансовые средства;
· продуктовую стратегию строительной организации;
· порядок ценообразования на строительную продукцию;
· конкурентные преимущества организации на рынке;
· факторы, определяющие успех в производственной и финансово-экономической деятельности строительных организаций, для последующего учета их при разработке других разделов плана.
Дополнительно в состав программы маркетинга могут включаться хозяйственные операции по отдельным направлениям внереализационной деятельности, способствующие коммерческому успеху организации.
|
|
Маркетинговые исследования рынка строительной продукции позволяют оценить открывающиеся перед строительной организацией перспективы. В качестве направлений (проектов) развития бизнеса СО-20 студентами могут рассматриваться:
§ подрядное строительство коттеджей в пригородной зоне;
§ строительство жилых домов с последующей продажей квартир;
§ специальные и реставрационные работы на объектах;
§ участие в строительстве или реконструкции объектов производственного назначения;
§ производство СМР на объектах собственной производственной базы;
§ выполнение ремонтно-строительных работ;
§ возведение гаражей и ангаров;
§ строительство садовых домиков и хозблоков.
При оценке рыночной перспективности указанных проектов используются различные критерии: рост объемов продаж; сбалансированность программы работ с ресурсами; усиление конкурентных позиций на рынке; снижение вероятности риска; увеличение нормы прибыли на вложенный капитал. Как дополнительное решение, студентами могут предлагаться и другие критерии.
Изучение рыночных перспектив проектов развития бизнеса СО-20 осуществляется с помощью предложенной Бостонским консультативным центром аналитической матрицы экспертных оценок, макет которой приведен в табл. 1. В таблице приведена значимость (веса «W») выбранных критериев и даны возможные варианты предполагаемых значений их рейтинга «R» (вероятность достижения). Суть исследования состоит в определении вероятности достижения каждого из выбранных критериев относительно конкретного направления деятельности организации на рынке строительной продукции.
|
|
В качестве экспертов для определения конкретных значений «R» по проектам развития СО-20 студенты привлекают специалистов строительных организаций и консалтинговых компаний (от 8 до 10).
Таблица 1
Матрица оценок рыночных перспектив предприятия (j - эксперт).
Критерии | Значи-мость «W» | Рейтинг возможностей предприятия «Ri» | Результаты расчета aji = Wi´Ri | ||||
1,0 | 0,75 | 0,5 | 0,25 | ||||
1. Перспективы роста объемов продаж | 0,2 | ||||||
2. Соответствие финан-совым возможностям | 0,15 | ||||||
3. Сбалансированность с производственными возможностями | 0,1 | ||||||
4. Рост прибыли | 0,3 | ||||||
5. Снижение риска | 0,1 | ||||||
6. Усиление конкурентных позиций | 0,15 | ||||||
Итого | 1,0 | - | - | - | - | - | ∑ |
Вначале оцениваются возможности СО-20 по первому выбранному проекту развития. Оценка «Ri» проекта производится в рамках каждого выделенного критерия. Затем находится произведение величины оценки («Ri») и относительной значимости критерия («W»). В итоге рассчитывается сумма произведений:
На основе индивидуальных оценок экспертов (aj) методом геометрической средней рассчитывается коэффициент, характеризующий привлекательность рассматриваемого проекта развития СО-20 на рынке строительной продукции. Для этого используется формула:
К = (a1 ´ a2 ´ a3 ´….´ aj)1| j
После расчета коэффициента привлекательности по первому выбранному проекту осуществляется переход к следующему. Студенты предлагают и сравнивают различные проекта развития бизнеса СО-20.
Окончательные выводы о приоритетах и рыночных перспективах предпринимательской деятельности СО-20 делаются на основе сравнения значений коэффициентов привлекательности по нескольким проектам. Приоритет отдается тому направлению, где значение коэффициента привлекательности будет выше.
Результаты проведенных расчетов используются в рамках позиционирования стратегических зон хозяйствования (СЗХ) СО-20 на рынке строительной продукции.