Методические материалы для практических занятий и самостоятельной работы.57

Микроэкономика.

Структурно-логические схемы

И методические материалы к курсу.

Учебно-методическое пособие

Автор: доцент кафедры ЭТиКУ

Куликова А.Н.

Утверждено на заседании

кафедры, протокол № __

Зав. кафедрой, академик РАЕН,

проф., Шихвердиев А.П.

Сыктывкар


Аннотация

Данный комплекс учебно- методических материалов предназначен для успешного изучения той части экономической теории, которая посвящена анализу закономерностей рационального поведения субъектов микроуровня - потребителей и фирм-производителей - при различных типах рыночных структур и на различных рынках. Для достижения этой цели представлены схемы лекций, позволяющие эффективнее использовать аудиторные часы и способствовать лучшей подготовке к экзамену, подробные методические указания для подготовки к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов, контрольные вопросы к экзамену. Это учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения финансово-экономического факультета, но может быть применено для изучения курса «Микроэкономика» и на заочном отделении данного факультета, а так же на других факультетах университета.


Содержание:

1. Микроэкономика (схемы лекций):……………………………………………………….3

Тема 1. Особенности предмета и методологических подходов в микроэкономике

Тема 2. Теория поведения потребителя

Тема 3. Теория поведения производителя (фирмы) – технологический подход

Тема 4. Моделирование равновесия фирмы при различных типах рыночной структуры.

Тема 5. Моделирование поведения фирмы как покупателя на рынках ресурсов

Тема 6. Неопределенность и риски хозяйствования.

Методические материалы для практических занятий и самостоятельной работы.57

3. Рекомендуемая литература………………………………………………………………..65

4. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………………….66


Тема 1: Особенности предмета и методологических подходов

в микроэкономике

Схема 1.

Микроэкономика – наука о способах наиболее эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей на уровне индивида, семьи, фирмы. Изучает особенности рационального поведения данных субъектов, ценообразование на рынках конечной продукции и ресурсов при различных типах рыночных структур, причины и последствия государственного регулирования конкретных рынков (позитивная часть). Практическое значение (нормативная часть) – создает теоретическую базу и терминологию, способствующую принятию рациональных решений для частных и государственных менеджеров в области маркетинга, при формировании политики ценообразования, антимонопольной, экологической, внешнеэкономической, политики занятости в конкретных отраслях. Пояснения
 
Особенности методологических подходов в микроэкономике: - полная рациональность - свобода выбора - первичность экономических критериев выбора - равновесный анализ  

Тема 2: Теория поведения потребителя

Схема 2. Особенности потребительского спроса

Спрос – платежеспособная потребность, количественная оценка возможности и желания покупателей приобрести какое-либо количество блага по любой из возможных цен в определенный промежуток времени
Спрос на потребительские блага (конечный) Спрос на факторы производства (промежуточный)
Функциональный Нефункциональный Инвестиционный На сырье, п/ф, информацию и энергию На труд На землю На финансовые активы
  Социальный Спекулятивный Нерациональный  
Эффекты: -толпы -сноба - Веблена    
График функционального спроса показывает убывающую зависимость величины спроса от цены P 7 6 5 4 3 2 1 D Q 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Неценовые факторы потребительского функционального спроса: - количество потребителей - доходы потребителей - цены на товары заменяющие и дополняющие в потреблении данный - вкусы, мода, предпочтения - ожидания потребителей

Схема 3. Эластичность – сущность, виды.

Эластичность – степень чуткости рыночных субъектов на изменение экономических параметров (цен, доходов)
Эластичность спроса Ed Эластичность предложения Es
по цене Epd по доходу Eγd перекрестная EPydx по цене Eps
       

Схема 4. Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при однопроцентном изменении цены данного товара
Изменение величины спроса на товар Х (в %)
Изменение цены на товар Х (в %)

Epd=

(модуль)

Точечная эластичность: Epd= ; где D1 – первая производная графика спроса в точке (Q,P) Дуговая (на отрезке) эластичность
Свойства эластичности спроса: - эластичность зависит от ценового интервала (а) - при линейном графике спроса моделируется углом наклона (б и в)
а) P E→~ E=1 E<1 E=0 Q б) неэластичный спрос P D Q в) эластичный спрос P D Q
       

Схема 5. Анализ величины, факторов и значение показателя эластичности спроса.

Анализ величины Epd :
  1. Epd > 1 – эластичный спрос
  2. 0 < Epd < 1 – неэластичный (жесткий) спрос
  1. Epd = 1 – спрос с единичной эластичностью
  1. Epd = 0 – совершенно неэластичный спрос
  1. Epd = ~ – совершенно эластичный спрос
Факторы, влияющие на эластичность спроса: - вид блага, степень его насущности; - количество заменителей блага; - удельный вес расходов на благо в бюджете потребителей; - время на поиск заменителей Практическое значение: - основа для разработки ценовой стратегии фирмы (а); - учитывается профсоюзами при требованиях по повышению заработной платы; - учитывается государственными чиновниками при изменении ставок косвенных налогов и субсидий и выборе их объектов (б).
Пояснения:
а) Связь эластичности спроса и общей выручки фирмы: P D E>1 E=1 E<1
 
 


Q

QхP


TR

Q

б) Выбор подакцизного блага
Эластичный спрос P Sa D S
 
 


Q

Неэластичный спрос P D Sa S
 
 


Q

Схема 6. Эластичность спроса по доходу

Eγd – показывает насколько процентов изменится величина спроса на товар при (не модуль) изменении дохода потребителя (Y) на 1 %. Eγd = Если: Eγd < 0 – это низший товар (Гиффина) Eγd > 0 – нормальный (высший) товар 0 < Eγd < 1 – спрос меняется меньше дохода, это благо первой необходимости Факторы: насущность и время. Данный показатель учитывается в ассортиментной и ценовой политике фирм и при выборе объектов антимонопольного регулирования экономики

Схема 7. Перекрестная эластичность спроса

- показывает насколько процентов изменится количество покупок (не модуль) товара Х в ответ на изменение цены товара Y на 1 % = Если: > 0 - товары X и Y – взаимозаменяемые > 0,75 – близкие субституты, составляющие один рынок < 0 – товары X и Y – взаимодополняемые → ~ - жесткая взаимодополняемость Факторы: степень дифференцированности благ и время. Учитывается в ассортиментной, продуктовый и ценовой политике фирм, при определении границ товарных рынков

Схема 8. Эластичность предложения

Eps – показывает насколько процентов изменится величина предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены на рынке. Изменение величины предложения (в %) Eps = изменение цены товара (в %) Eps= ; где Q – количество товара, предлагаемого на рынке Оценка эластичности такая же, как у спроса, но без модуля.
Факторы эластичности предложения: - наличие дополнительных ресурсов и их мобильность между отраслями; - степень специфичности применяемых ресурсов; - время на поиск и привлечение дополнительных ресурсов или на избавление от избыточных
Влияние фактора времени на эластичность предложения по цене
Совершенно неэластичное предложение Eps = 0 Низкоэластичное предложение 0 < Eps < 1 Эластичное предлоежние Eps > 1 Совершенно эластичное предложение Eps = ~
  P Sm D2 D1 Q Мгновенный период, все ресурсы постоянны, товар нехранимый.   P Ss D2 D1 Q Краткосрочный период для благ из уникальных ресурсов; мгновенный период для хранимых благ.   P D2 Ss D1 Q Краткосрочный период для обычных, свободно воспроизводимых благ, одни ресурсы - постоянны, другие - переменные.   P D1 D2 SL
 
 


Q

Долгосрочный период, все ресурсы переменные.

Имеет практическое значение при оценке возможностей заключения долгосрочных контрактов, барьеров для выхода, при оценке распределения налогового бремени между продавцами и покупателями, возможностей государственного стимулирования роста производства в отрасли.

Схема 9. Избыток потребителя и производителя и их применение в микроанализе.

Избыток (излишек) потребителя – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данную единицу блага и той, которую он действительно платит при покупке. Возникает из-за убывания предельной полезности при единой рыночной цене за все единицы блага. Избыток (излишек) производителя - дополнительный доход, получаемый из-за разницы между рыночной ценой и той минимальной ценой, по которой продавец еще согласился продать единицу блага. Возникает из-за действия закона убывающей отдачи, определяющей возрастание предельных издержек и единой рыночной ценой за все единицы блага.
P C S ∆ PeCB - избыток потребителя D ∆ АPeB - избыток производителя B ∆ ABC - оценка общественного Pe благосостояния, выгод общества от специализации и рыночного обмена A Qe Q Практическое применение: используются при оценке последствий косвенного налогообложения и субсидий, внешнеторговых ограничений, распределения налогового бремени между продавцами и покупателями, оценке последствий монополизации рынков и ценовой дискриминации.

Схема 10. Постулаты поведения потребителя.

Допущения и ограничения при моделировании поведения потребителя в микроэкономике Пояснения
1. Полная информированность о полезности, ценах, доле в доходах 2. Стремление к максимизации совокупной полезности приобретаемого набора благ. 3. Личная свобода выбора 4. Множественность видов потребления (насыщенность и многообразие рынков потребительских благ) 5. Ненасыщенность потребностей 6. Склонность к субституции 7. Транзитивность (постоянство и согласованность вкусов) 8. Бюджетное ограничение у всех потребителей 9. Цена на благо не зависит от изменения количества его покупок одним потребителем  

Схема 11. Сущность и теории полезности.

Полезность (utility) – субъективная оценка потребителя способности единицы блага удовлетворять потребность. Это мера удовлетворения субъекта от потребления блага или выполнения действия. Полезность → ценность → стоимость
  Теории полезности
Кардиналистская (абсолютная) У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас, А.Маршалл считали, что потребитель может оценить полезность в абсолютных величинах (ютилях) как одной единицы блага, так и любого их набора. Ординалистская (порядковая) Ф.Эджуорт, В.Парето, И.Фишер, Р.Аллен, Д.Хикс считали, что потребитель не может измерить абсолютную величину полезности, но может оценить относительную полезность определенного набора благ по сравнению с другим набором.

Схема 12. Условия равновесия потребителя в кардиналистском подходе.

Функция общей полезности набора благ TU = F (Qa, Qb, …. Qz), где Qa, Qb, …. Qz - объемы потребления благ A, B,….Z в единицу времени. TU (total utility) – непрерывная, нелинейная функция, дифференцируемая в любой точке. MU (marginal utility) – предельная полезность, показывает прирост общей полезности, получаемый потребителем от одной дополнительной единицы блага в непрерывном акте потребления (при условии, что все единицы потребляемого блага однокачественны и объем потребления остальных благ постоянен). , это первая производная функции общей полезности, показывает направление и темп ее роста.
Q, шт. TU, ютиль MU, ютиль Динамика общей полезности (TU) Динамика предельной полезности (MU)
        TU Q   MU Q
Законы Госсена: 1) в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает (закон убывающей предельной полезности). 2) полезность, получаемая от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага должна быть одинакова для всех благ. Условия равновесия потребителя. Потребитель находится в равновесии (нет стимула менять структуру приобретаемого набора благ), когда при ограниченном доходе он получает максимальную совокупную полезность набора. Функция общей полезности максимизируется, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар и т.д.), затраченный на приобретение любого блага приносит ему одинаковую предельную полезность , где 1,2,…n – виды потребляемых благ P1, P2, …Pn – их цены MU1, MU2,…MUn – их предельные полезности

Схема 13. Особенности ординалистского подхода к моделированию поведения потребителя.

Потребитель может оценить, какой набор благ для него полезнее, но не может оценить насколько. Система упорядоченных предпочтений потребителя описывается кривой безразличия – каждая ее точка показывает набор двух благ, который имеет одинаковую совокупную полезность для потребителя.
Карта кривых безразличия (нелинейных) Свойства кривых безразличия
благо Y, шт A TU3 B TU2 C TU1 TU0 благо X, шт. 1. Имеют отрицательный наклон 2. Чем дальше от начала координат, тем больше полезности наборов 3. Не пересекаются 4. Выпуклы к началу координат (для нелинейного случая)
Зона замещения (AC)– участок на кривой безразличия, где возможна эффективная замена одного блага другим без потери общей полезности набора. Предельная норма замещения – MRS (marginal rate of substitution) – показывает количество, на которое потребление одного блага должно быть увеличено, чтобы компенсировать снижение потребления другого на одну дополнительную единицу без потери общей полезности набора. MRSxy=
Частные случаи кривых безразличия
Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость MRS=0 Абсолютная (совершенная) субституция MRS=1
  Y
 
 


TU2

TU1

0 X

Y
 
 


 
 


0 TU1 TU2 TU3 X

Схема 14. Бюджетная линия. Условие равновесия потребителя в ординалистском подходе.

При определении равновесия потребителя нужно учитывать не только его субъективные предпочтения, которые отражают кривые безразличия, но и объективные возможности в приобретении благ, которые определяются его бюджетом (номинальным доходом и ценами приобретаемых благ). Бюджетная линия в каждой точке показывает различные комбинации товаров x и y, которые может приобрести потребитель при заданных ценах и доходе. Уравнение бюджетной линии: , где Y –номинальный доход, Px и Py – цены благ x и y, x и y – количество благ x и y
y x Пример:
Моделирование равновесия потребителя в точке касания бюджетной линии и максимально высокой кривой безразличия.
y TU3 E TU2 TU1 x В точке касания равны углы наклона (производные) бюджетной линии и кривой безразличия: MRS= - условие равновесия потребителя

Схема 15. Динамическое равновесие потребителя. Кривая Энгеля, кривая «цена-потребление».

При условии изменения номинального дохода или изменения цен на оба блага в равной степени, бюджетная линия будет сдвигаться параллельно своему предыдущему положению. Соединив все точки возможного равновесия потребителя получим кривую Энгеля (кривую «доход- потребление») y Кривая Энгеля (YС) –иллюстрирует зависи- мость между потреблением благ и реальным доходом потребителя. Для разных благ она YСимеет разный наклон 3 1
 
 


E2 E1 E3 X

Нормальные (высшие) блага Низшие (низкокачественные) блага Нейтральные, независимые от дохода
y прочие YС
 
 


Q1 Q2 Q3

Нормальные блага X ага

y прочие
 
 


Q1 Q2Q4Q3 низшие X

  y YС Прочие
 
 


Q независимые X

При условии неизменного номинального дохода и цены на одно благо, при изменении цены на другое бюджетная линия будет менять угол наклона. Соединяя новые точки равновесия потребителя, получаем кривую «цена-потребление».
  y
 
 


X

Пусть снижается Px, а Py и Y остаются неизменными. Бюджетная линия начнет вращаться против часовой стрелки вокруг т. A. Равновесие потребителя начнет смещаться в сторону роста потребления подешевевшего товара, что объясняет динамику убывающего графика функционального спроса на товар X.
       

Тема 3. Теория поведения производителя (фирмы) – технологический подход

Схема 15. Закономерности производства с одним переменным фактором.

Производство – деятельность по преобразованию факторов в конечную продукцию. При заданном объеме факторов рациональный производитель стремится максимизировать результат (объем выпуска, выручку, прибыль); при заданном выпуске – минимизировать затраты.
  Затраты → Производство → Результат (ресурсы) (община, домохозяйство, фирма)
Экономическая деятельность производителя описывается производственной функцией: Q=f(F1,F2,…Fn), где Q – объем выпуска в штуках; F1 – количество использованного фактора f1 в единицах; Fn – количество использованного фактора fn Если F1 – переменный фактор, величину его использования производитель может легко изменить, а остальные факторы – постоянные, то в краткосрочный период будет наблюдаться закон убывающей предельной производительности переменного фактора (убывающей отдачи или доходности).
Количество переменного фактора (L, в человеках) Совокупный выпуск (ТР, в штуках) Предельный продукт (, в штуках) Средний продукт (, в штуках на человека)
       
      13,5
      15,6
       
       
      12,5
      10,7
       
Пусть труд (L) – переменный фактор, земля и капитал – постоянные. Все единицы переменного ресурса – однокачественные, применяемые технологии – неизменны. При заданных условиях при росте выпуска (ТР) за счет все большего применения труда каждая его дополнительная единица дает все меньший прирост выпуска, что проявляется в снижении как предельной, так и средней производительности труда.
Динамика TP, MP и AP
 
 


TP

в шт. III

75

II IV

50

I

0 1 2 3 4 5 6 7 8 L, в чел.

 
 


TP

в шт.

20

AP

0 1 2 3 4 5 6 7 8 MP L, в чел.

Участок I - возрастающая отдача. Участок II – убывающая отдача. Участок III – постоянная отдача. Участок IV – отрицательная отдача. MP как первая производная функция TP показывает темпы ее роста. Когда MP растет, наблюдается возрастающая отдача, когда MP снижается – убывающая, когда MP равен нулю – постоянная, когда MP - отрицателен, отдача отрицательна. MP = AP в точке максимума средней производительности, так как, когда MP > AP, AP – возрастает MP < AP, AP - убывает          

Схема 16. Закономерности производства с двумя переменными.

При условии, что объем выпуска задан постоянной величиной, необходимо найти такую комбинацию факторов, при которой минимизируются затраты на единицу продукции Q = f (F1, F2), пусть F1 – труд (L), F2 - капитал (К) Const переменные Используем в моделировании поведения производителя подход, аналогичный ординалистскому. Изокванта – кривая постоянного продукта (выпуска), в каждой точке показывает любую возможную комбинацию двух переменных факторов, из которой можно произвести данный объем продукции.
Карта изоквант
 
 


К

в шт.

5 А

4 B Q3

2 C Q2

1 Q1

1 2 3 4 L, в чел.

Изокванта – аналог кривой безразличия, обладает теми же свойствами. AC – зона технического замещения, место точек, где возможна эффективная замена труда капиталом и наоборот, без изменения выпуска.
MRTS (marginal rate of technical substitution) – предельная норма технического замещения, показывает, насколько легко один фактор может быть заменен другим в производстве без изменения выпуска. , что равно числовому значению угла наклона в точке касательной или первой производной в данной точке изокванты. Предельная норма технического замещения трудом капитала пропорциональна отношению предельного продукта труда к предельному продукту капитала.
Виды изоквант
Нелинейная, MRTS - убывает Линейная, MRTS - постоянна Линейно-угловая, MRTS = 0
K
 
 


Q

L

K
 
 


Q

L

K
 
 


Q2

Q1

L

K и L – частично взаимодополняемые и частично взаимозаменяемые факторы. K и L – абсолютно взаимозамещяемые факторы, слабое взаимодополнение. K и L – жестко взаимодополняемые и незамещаемые факторы.
       

Схема 17. Моделирование условия равновесия производителя в рамках технологического подхода.

Равновесие производителя достигается в точке минимальных затрат на единицу продукции. Изокванта показывает технологические возможности комбинирования двух переменных факторов, изокоста - финансовые возможности производителя приобрести то или иное их количество. Изокоста – прямая равных издержек, в каждой точке показывает все возможные комбинации факторов, использование которых приведет к одинаковой сумме издержек производителя (аналог бюджетной линии). Формула изокосты: С = w • L + r • K K = , где С – бюджет производителя, w – цена единицы труда, r – цена единицы капитала, L – количество труда (чел.), K – количество капитала (маш.)
  K L Сдвиги изкосты в динамике параллельно вверх или вниз вызываются: - изменением бюджета (С); - одинаковым изменением цен на ресурсы (w и r); Если меняется цена на один ресурс – изокоста будет менять угол наклона.
Равновесие производителя находится в точке касания изокосты и максимально высокой из изоквант.
K
 
 


E Q3

Q2

Q1

L

В точке E изокоста и изокванта имеют одинаковый угол наклона. Следовательно: - это условие равновесия производителя.
Вывод: чтобы произвести заданный объем производства с минимальными издержками производитель должен распределить ресурсы так, чтобы одновременно используемые ресурсы имели одинаковую величину предельного продукта на одну денежную единицу затрат.
     

Схема 18. Моделирование экономии на масштабах. Кривая «Путь развития».

Экономия (отдача) от масштабов – выражает реакцию объемов выпуска на пропорциональное изменение всех факторов производства.
Виды отдачи масштабов
Возрастающая отдача (положительный эффект масштаба) Постоянная отдача (постоянный эффект масштаба) Убывающая отдача (отрицательный эффект масштаба)
  K 40 тыс. 30 тыс 20 тыс 10 тыс 450 L K 40 тыс.
 
 


30тыс.

20 тыс.

10 тыс.

450

L

  K
 
 


40 тыс.

30 тыс.


20 тыс.

450 10 тыс.

L

При росте используемых факторов n раз, объем выпуска растет более, чем в n раз. При росте используемых факторов в n раз, выпуск возрастает в n раз. При росте используемых факторов в n раз, выпуск возрастает менее, чем в n раз.
Кривая «путь развития» соединяет все возможные точки равновесия производителя при его меняющемся бюджете и отражает возможное изменение соотношения между факторами производства в связи с расширением выпуска.
K Путь развития
 
 


L

Капиталоинтеснивный путь Трудоинтенсивный путь
  K L   K
 
 


L

Схема 19. Фирма – сущность, теоретические подходы.

Фирма – организационная структура для преобразования ресурсов в конечную продукцию, обладающая определенной самостоятельностью в рамках внешней среды. Юридическая самостоятельность. Производственная. Финансовая. Организационная.
Теоретические подходы к определению фирмы.
Технологический (А.Маршалл, Дж.Робинсон, Чемберлин, Д.Хикс Институциональный (Р.Коуз, О.Уильямсон, Дж.Стиглер)
Фирма – «черный ящик», способ минимизации производственных издержек за счет разделения деятельности работников и машин, и ее кооперации. Фирма равна предприятию, это хозяйствующий субъект, занимающийся производственной деятельностью, технологически заданная комбинация факторов производства, определенный имущественный комплекс. Границы фирмы определяются отношениями собственности на ее материальные и нематериальные активы. Фирма - важнейший институт рыночной экономики, способ минимизации трансакционных издержек, остров иерархического порядка в море рыночной стихии. Фирма - коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов ради снижения трансакционных издержек. Границы фирмы заданы превышением выгод от ее создания над потерями, связанными с иерархическим управлением и контролем.

Схема 20. Виды ресурсов и контрактов, образующих фирму.

Контракт (сделка, договор, план) – базовый институт рыночной экономики – добровольное соглашение между субъектами, определяющее их взаимные права и ответственность.
Виды контрактов: 1) по оформленности: - формальные; - неформальные. 2) по срочности: - краткосрочные; - долгосрочные; - бессрочные. 3) по легальности: - легальные; - нелегальные. 4) по полноте: - полные; - неполные. 5) по форме: - классические; - неоклассические; - отношенческие (имплицидные). Пояснения:
Ядро фирмы составляет имплицидный контракт по поводу привлечения и удержания интерспецифических ресурсов.
Виды ресурсов (факторов), образующих фирму: Пояснения:
Общий (универсальный) ресурс Специфический ресурс Интерспецифический ресурс  
     

Схема 21. Виды фирм.

Классификация фирм Примеры и пояснения
1. По форме собственности: - частные; - государственные; - смешанные; - совместные. 2. По целям деятельности: - коммерческие; - некоммерческие (организации). 3. По размерам: - малые; - средние; - крупные. 4. По отраслям (видам деятельности): - производственные; - посреднеческие. 5. По специализации: - однопродуктовые; - полипродуктовые.  
Организационно-правовые формы частных коммерческих фирм
Виды фирм (предприятий) Преимущества Недостатки
  1. Индивидуально-частные
  1. Партнерства
  1. Корпорации
   
       

Схема 22. Этапы жизненного цикла фирмы.

1. Рождение Учреждение, регистрация, получение лицензии, разрешений, открытие расчетного счета, принятие устава, определение юридического адреса, утверждение печати
2. Развитие расширение границ и изменение внутренней структуры (производственной, организационной, собственности)
3. Закрытие (прекращение существования) 1) банкротство 2) законодательном порядке 3) разрушение важнейших активов в результате: а)форс-мажора б) смерти собственника в) истощения интерспецифического актива

Схема 23. Сущность издержек фирмы.

Микроэкономика изучает поведение частнопредпринимательской однопродуктовой производственной фирмы, цель которой – максимизация прибыли (минимизация убытков) за счет привлечения ресурсов, их производственного преобразования и реализации на рынке полученной продукции. Чтобы достичь своей цели фирме нужно привлечь ресурсы путем оплаты их собственникам факторных доходов, т.е. понести издержки. Издержки (costs) – это денежное выражение всех потерь, которые несет фирма в связи с осуществлением производства и реализации продукции.
Общие (валовые) издержки фирмы – total costs (TC)
Производственные Трансакционные (операционные)
Связаны непосредственно с привлечением (оплатой услуг) ресурсов в производство Связаны с организацией производственного процесса, с неопределенностью и рисками хозяйствования. Выделяют: а) издержки поиска информации; б) издержки ведения переговоров и заключения контрактов; в) издержки определения, передачи и защиты прав собственности; г) издержки измерения; д) издержки оппортунистического поведения.

Схема 24. Возмещаемость издержек фирмы.

Возвратные издержки – затраты, которые можно вернуть при банкротстве (закрытии). На универсальное оборудование, землю, здание, запасы сырья и материалов, страховые взносы. Безвозвратные (sunk cost) – затраты, которые невозможно вернуть при закрытии фирмы. На лицензирование, НИОКР, на специализированное оборудование, на обучение персонала, на ремонт, рекламу.

Схема 25. Сущность, виды и значение прибыли в деятельности частной фирмы.

Прибыль (Pr) – разница между доходом фирмы и ее издержками за период времени. Pr = валовая выручка – валовые издержки (TR=Q•P) (TC)
Доход фирмы – все денежные поступления за период
Доходы от реализации продукции (услуги) Внереализационные доходы фирмы
Валовые (общие) издержки фирмы (TC)
Бухгалтерские издержки – явные, учтенные в бухгалтерском балансе, внешние платежи владельцам ресурсов, не находящихся в собственности фирмы. Экономические издержки – все платежи, необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности. Включают как внешние, так и внутренние издержки на собственные ресурсы, упущенную выгоду от использования собственных ресурсов в собственном производстве.
Виды прибыли фирмы:  
1. Бухгалтерская прибыль – расчетный эффект от деятельности фирмы за отчетный период. Pr = TR – внешние издержки
2. Экономическая прибыль – плата предпринимателю за больший риск в связи с инновациями и плата за монополию. Pr = TR- внешние издержки – внутренние издержки
3. Нормальная (нулевая) прибыль – минимальное вознаграждение предпринимателя, еще способное удержать его в данной фирме, плата за управление и организацию. Pr0 = ставка ссудного процента + плата за риск
Общая выручка фримы (TR = Q • P)
Внешние (бухгалтерские) издержки Бухгалтерская прибыль
Внутренние издержки Экономическая прибыль (убытки)
Вмененная рента Вмененная зарплата Вмененный → процент → (нормальная прибыль)
Значение прибыли в деятельности фирмы:
Прибыль – негарантированный контрактом, рисковый доход субъекта, выполняющего предпринимательские функции. Это цель и источник развития фирмы в рыночной экономике. Функции прибыли: - стимулирующая; - информационная; - регулирующая; - распределительная.
           

Схема 26. Издержки фирмы в краткосрочный период при изменении объемов выпуска.

В краткосрочный период расширение (сокращение) объемов производства происходит за счет изменения количества переменных ресурсов, а часть ресурсов вынужденно применяется в постоянном объеме.
Виды издержек в динамике Графическое моделирование и пояснение
Общие издержки TC = TFC + TVC   TC TC
 
 


TVC

TFC

0 Q

Общие постоянные издержки TFC (total fixed costs) – затраты на оплату постоянных ресурсов, их величина не меняется с изменением выпуска. TFC TC
 
 


0 Q

Общие переменные издержки TVC (total variable costs) – затраты на привлечение переменных ресурсов, ими можно управлять, меняя объем выпуска. TVC TVC 0 Q
Средние общие издержки (удельные, на единицу продукции) ATC (average total costs) ATC ATC
 
 


0 Q

Средние постоянные издержки AFC
 
 


AFC

Q

Средние переменные издержки AVC, MC MC AVC 0 Q MC = AVC в точке min AVC
Предельные издержки - прирост общих издержек фирмы в связи с производством одной дополнительной единицы продукц

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow