Образование. Образование - крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений

Образование - крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это про­цесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально- технического и на конкурсной основе среднего специального; и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.

В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения - 99,6 %. Базо­вое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения.

Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образова­ния. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование,

общее базовое, общее среднее, профессионально-техничес­кое, среднее специальное, высшее и послевузовское образо­вание. Численность занятых в образовании составляет 9,8 % занятого населения (2008 г.).

Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспече­ния из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта. Динамика удельного веса расхо­дов на образование от ВВП изменялась следующим обра­зом: 1990 г. - 4,3 %; 1995 г. - 5,5; 2000 г. - 6,2; 2003 г. - 6,6; 2008 г.- 5,8%. Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10 % от ВВП, что планируется до­стигнуть к 2020 году.

Законом «Об образовании» (2002 г.) объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования установлен в размере не менее 10 % от ВВП. Ожидается, что такая норма финансирования бу­дет достигнута в ближайшее время и сохранится на период до 2020 г.

Дошкольное образование является первой ступенью це­лостной системы образования. Его основными задачами яв­ляются:

> формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребен­ком мире;

> выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенци- i\j\ э.;

> охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование, основных навыков здорового образа жизни;

> подготовка к получению основного образования на последующих этапах.

Управление работой детских дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Детские дошкольные учреждения при предприятиях, организаци­ях и других субъектах хозяйствования (ведомственные детские дошкольные учреждения) подчинены дирекции предприятия и соответствующего ведомства. Методическое

руководство работой всех детских дошкольных учрежде­ний, подготовкой педагогических кадров, руководство обра­зовательным и воспитательным процессом сосредоточено в министерстве образования и местных отделах. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских до­школьных учреждениях осуществляют Министерство здра­воохранения и органы здравоохранения на местах.

Общее среднее образование призвано обеспечить духов­ное и физическое становление личности, подготовку мо­лодого поколения к полноценной жизни в обществе, вос­питание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, фор­мирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Современная модель общеобразовательной школы вклю­чает:

> начальное образование (срок обучения - четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обуче­ния в базовом учебно-воспитательном учреждении;

> базовое образование (срок обучения - десять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования - основа для завершения общего среднего образования;

> полное среднее образование (его продолжительность - одиннадцать лет с учетом уровня базового образования).

Профессионально-техническое образование осуществля­ет подготовку молодежи к профессиональной деятельнос­ти в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходи­мых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; вто­

рое - интегрированное с высшим образованием и обеспечи­вающее получение углубленной специальной подготовки.

С приобретением Беларусью независимости и перехо­дом к рынку цели развития высшего образования расши­рились в направлении подготовки национальных кадров, способных реализовать значительные по своему масштабу жоиомические и общественные преобразования в стране, работать в рыночной экономике. Высшее образование стало доступным для все большего числа молодежи, было предо­ставлено право реального выбора форм его получения как в государственных, так и частных вузах

Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, ко­торое будет направлено на качественное обновление, разви- | не информационных образовательных технологий и мето­дик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально- технической базы отрасли, расширение рынка образователь- ПІ.ІХ услуг населению. Основной формой получения образо­вания останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий мо­лодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местнос- 111 путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнитель­ного высшего и среднего специального образования предус­матривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: