Факторы производства, анализ использования факторов производства с по-мощью изокосты

Факторы производства – используемые в производстве ресурсы, от ко-торых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой про-дукции. К ним относятся: труд, капитал, земля, предпринимательская способ-ность.

Под рынком факторов производства понимают систему экономических отношений между продавцами факторов производства и их покупателями, свя-занных через спрос и предложение. На рынке товары покупаются не для конеч-ного, а для промежуточного потребления. Поэтому для покупателя они прини-мают форму внешних издержек, величина которых зависит от цены факторов производства.

Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть предложено на рынках по существующим на данный момент це-нам.

Спрос на факторы производства более специфичен, чем предложение. Эта специфика определяется мотивациями фирмы при предъявлении спроса на тот или иной фактор.

Цена фактора производства затрагивает интересы не только его продавца и покупателя, но и каждого человека. Рост или снижение издержек производ-ства определяет цену конечного продукта, а значит, доходы и уровень благосо-стояния всех членов общества. По этой причине экономическая теория иссле-дует специфику ценообразования на факторы производства (труд, землю, капи-тал) и образование и распределение факторных доходов (зарплаты, прибыли, процента и ренты).

Особенностями ценообразования на рынках ресурсов являются:

 спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги для потребительского сектора (чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для ее выпуска);

 на спрос влияют цены ресурсов (минимизация затрат на единицу про-дукта или максимизация его объема при тех же затратах осуществляется на ос-нове оптимального сочетания различных ресурсов с учетом уровня их цен);

 количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности;

 распределение ресурсов между отраслями и фирмами осуществляется в соответствии с ценами. Ресурсные цены распределяют расходы между ними в зависимости от финансовых возможностей;

 некоторые виды ресурсов продают и покупают сами предприниматели (нефть, лес, станки и т.д.). Земля же, труд и денежный капитал продаются до-машними хозяйствами. Цены на ресурсы выступают решающим фактором формирования доходов домохозяйств в форме заработной платы, ссудного про-цента, ренты и расходов фирм на ресурсы труда, денежного капитала, земли.

Изокоста представляет множество всех комбинаций ресурсов, которые могли бы быть приобретены предприятием при определенной сумме денежных средств.

Соотношение цен факторов производства w/r характеризует наклон изокосты. Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную (минимизирующие затраты) комбинацию факторов производства: оптимальное положение определяется в точке, где изокванта касается изокосты. В этой точке наклон изокванты и изокосты совпадает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: