Линейно-эсхатологическая модель истории

Линейно-эсхатологическая модель истории базируется на представлениях о направленности исторического процесса.

Христианское мировоззрение кардинально меняет представления человека об истории. Можно говорить о том, что само понятие «историческое сознание» возникает именно в этот период. Интерес к истории, осознание себя как исторически временное существо неразрывно связано с общими принципами христианского мировоззрения. Не случайно уже ранняя патристика в лице Аврелия Августина теоретические осмысливает проблему историчности бытия. Этому посвящен один из главных трудов Августина «О Граде Божьем». Христианство аксиологически «разрывает» неизменность античного Космоса, человек более уже не является лишь одним из его структурных компонентов. Христианство находит свою, принципиально внеприродную точку отсчёта истории – время рождения Христа. Являясь обостренным историческим сознанием, христианство даже символ веры излагает в четких временных (рождение – распятие – вознесение) и географических границах (Вифлеем – Иерусалим) с указанием конкретно действующих исторических персонажей (царь Ирод, прокуратор Понтий Пилат). Эсхатологичность мировоззрения предполагает движение истории к своему единственно возможному завершению – к Страшному Суду.

Христианство впервые в явной форме осмысливает проблемы социально-исторического бытия человека. Свидетельством этого являются:

1 – выделение исторического бытия человека из круговорота естественно-природных процессов,

2 – создание линейно-эсхатологической модели истории,

3 – осмысление категории «историческое время» в неразрывной связи с категорией «вечность»,

4 – аксиологическая ценность понятия «время» в ментальном поле христианской культуры уступает понятию «вечность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: