Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Раздел III «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» Трудового кодекса РБ (далее - ТК) и в новой редакции не содержит норм концептуального характера, закрепляющих общие правила дифференциации правового регулирования труда и определяющих принципы конкуренции общих и специальных норм трудового права.

Из анализа раздела III ТК следует вывод, что данный кодекс не закрепляет за собой монополию на установление особенностей регулирования труда отдельных категорий работников. Более того, через отсылочные нормы ТК делегирует компетенцию по установлению особенностей регулирования труда различным государственным органам и должностным лицам. Такие особенности могут устанавливаться законодательными актами (законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента РБ), актами Правительства, ведомственными актами, учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами, коллективным и трудовым договорами. При этом разработчиками Закона не учтено очень важное положение, имеющееся в ст.252 Трудового кодекса Российской Федерации, о том, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Раздел III ТК (равно как и все другие разделы кодекса) распространяется на «работников и нанимателей, заключивших трудовой договор» (ст.1, 3 ТК). Между тем согласно новой редакции ст.5ТК правовой статус отдельных категорий работников определяется специальными законодательными актами, а нормы ТК применяются лишь субсидиарно.

Особенности регулирования труда руководителей организаций

В главе 18 за последние полтора года претерпели изменение две статьи. Часть первая ст.254 ТК дополнена Законом РБ от 20.07.2007 № 272-З, а часть первая ст.255 ТК - Законом РБ от 29.06.2006 № 138-З.

Часть первая ст.254 дополнена словами «…если иное не предусмотрено законодательными актами». Это нововведение означает, что законодательные акты могут по-иному регулировать отношения, касающиеся субъектов, которые заключают трудовой договор с руководителем организации, и установления срока трудового договора с руководителем организации. В качестве примера приведем два законодательных акта. Так, Декретом Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» установлена минимальная граница срока контракта для любого работника, в т.ч. и для руководителя организации, в один год. Ввиду того что в новой редакции ст.17 ТК (часть вторая) контракт признан разновидностью срочного трудового договора, максимальный срок контрактов в соответствии с п.2части первой ст.17 ТК не может превышать 5 лет. Таким образом, законодательством о трудовых контрактах предусмотрено иное регулирование срока трудового договора для руководителя организации по сравнению со ст.254 ТК. Напомним, что ст.254 ТК не устанавливает ни минимального, ни максимального срока трудового договора с руководителем организации.

На основании п.91 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденного Указом Президента РБ от 02.02.2001 № 49, общее собрание членов колхоза избирает тайным или открытым голосованием (по его усмотрению) из числа членов колхоза сроком на 3 года председателя колхоза, с которым районным исполнительным и распорядительным органом заключается трудовой договор (контракт).

В части первой ст.255 ТК в качестве разрешенного для руководителя организации вида деятельности на условиях совместительства дополнительно названа «медицинская практика». Это нововведение адресовано в основном главным врачам медицинских учреждений.

Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями

В главе 19 ТК в новой редакции изложены ст.263 и 265, в некоторые статьи внесены уточнения и дополнения.

В ст.263 снят запрет на привлечение женщин, имеющих детей до 3 лет, к работе в ночное время. Теперь выход женщин, имеющих детей до 3 лет, на работу в ночную смену, на ночное дежурство (например, в медицине) возможен, но потребует оформления их письменного согласия. Письменная форма согласия (ранее форма согласия не уточнялась) предусмотрена и при привлечении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни, направлении в служебную командировку.

В частях первой и второй ст.264 слово «неблагоприятных» заменено словами «вредных и (или) опасных». Введенное в ст.264 новое словосочетание «вредных и (или) опасных производственных факторов» может вызвать на практике вопросы. В частности, идентично ли это словосочетание другому словосочетанию «вредные и (или) опасные условия труда»? Если идентично, то тогда возникает вопрос о необходимости констатации этих факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. По нашему мнению, определяющим в ст.264 является наличие медицинского заключения о невозможности для беременной женщины продолжения прежней работы (вне зависимости от ее характера) и необходимости перевода на другую работу. Т.е. наниматель должен выполнять предписания медиков, а не устанавливать наличие или отсутствие «вредных и (или) опасных производственных факторов».

Новая редакция ст.265 ТК адресована обычной и опекунской семье. Между тем Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) оперирует и понятием «приемная семья». В соответствии с частью пятой ст.173 КоБС приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя. Поэтому работающие «приемные родители» также имеют право на дополнительный свободный от работы день.

Как и прежде, одним из оснований предоставления свободного дня (ежемесячного или еженедельного) является наличие ребенка-инвалида до 18 лет, двух или трех детей до 16 лет. Новеллой является возможность разделения между членами семьи права на этот день, скажем, в одну неделю свободный день у себя по месту работы получает мать, а в следующую неделю по своему месту работы - отец.

Кроме того, в ст.268 подтверждено общее правило о том, что при наличии права на несколько льгот льготу получают по одному из оснований. Это, в частности, касается и свободного дня для семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид.

В измененной ст.271 ТК закреплена обязанность (а не право) нанимателя предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет иным субъектам, а не матери, если мать ребенка добровольно переуступила свое право на отпуск или вынуждена была это сделать в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, или инвалидностью I группы. К «иным субъектам» отнесены работающие отец ребенка, другие родственники ребенка, опекун. Но только работающему отцу ребенка, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком вместо матери, предоставляются гарантии (при заключении и прекращении трудового договора), предусмотренные частью третьей ст.268 ТК.

Особенности регулирования труда несовершеннолетних

В главе 20 ТК серьезному изменению подверглись две статьи.

Новеллой части первой ст.280 ТК является то, что броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве устанавливается для лиц, впервые ищущих работу, в возрасте до 21 года (раньше было - для лиц моложе 18 лет).

Новая редакция ст.281 ТК перекликается с новой редакцией части первой ст.16 ТК, ибо предоставление первого рабочего места можно интерпретировать как обязанность нанимателя заключить трудовой договор.

Помимо молодых специалистов и демобилизованных из Вооруженных Сил военнослужащих срочной военной службы гарантию по предоставлению первого рабочего места ТК предоставил также военнослужащим других войск и воинских формирований Республики Беларусь; лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа; лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы.

54.Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – виды охранительной деятельности специально уполномоченных органов и общественных организаций, направленные на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор – деятельность госорганов по обеспечению точного неукоснительного и единообразного исполнения законов. Надзор отличается следующими специфическими особенностями:

1) надзор ведется за деятельностью предприятий всех форм собственности и должностных лиц, не находящихся в административном подчинении у органов, осуществляющих государственный надзор

2) органы, осуществляющие государственный надзор наделены административными и юрисдикциоными полномочиями властного характера, которые строго определены в правовых нормах

3) указанные правомочия органов государственного надзора направлены не на выполнение оперативно-исполнительской деятельности, а на создание правоохранительных актов индивидуального значения.

Надзорная деятельность этих органов предполагает не только наблюдение за трудовым законодательством, но и исследование каждого случая трудового правоотношения, а также властные разрешение правовых споров, применение правовых санкций. Все это происходит на основе создания правоохранительного акта индивидуального значения, представляющего собой акт юрисдикции или акт применения права.

Контроль – проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям НПА.

В отличии от надзора, контроль является частью организационно-исполнительской деятельности органов государственной власти и органов государственного управления.

Различия:

Надзор – деятельность госорганов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль – составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам.

2.В ст.462 ТК указано, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства составляют специально уполномоченные госорганы, действующие в соответствии с законодательством. Назначение этих органов – обеспечение соблюдения трудового законодательства.

Особое место в системе органов контроля занимают высшие и местные органы власти и управления. Общий контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют парламент, президент, правительство и министерства и государственные комитеты, местные исполнительно-распорядительные органы.

Парламент РБ принимает законы, в соответствии с которыми принимаются законы о труде и осуществляется контроль за соблюдение трудового законодательства.

Президент РБ, издавая декреты и указы по трудовым отношениям, в общем плане посредством их осуществляет контрольные функции за соблюдением трудового законодательства.

Правительство РБ, принимая постановления, осуществляет общий контроль за соблюдением трудового законодательства. Такое же значение имеют распоряжения и постановления МИРО, рассчитанные на неоднократное их применение.

Министерства и государственные комитеты осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства на подчиненных им предприятиях путем издания инструкций, точное исполнение которых позволяет проводить ведомственный контроль (министерство труда и соцзащиты). Министерство является органом республиканского управления, которое осуществляет управление и государственный контроль за соблюдение трудового законодательства, занятости, миграции, координирует деятельность других ОГУ.

Органы надзора – департамент государственной инспекции труда и социальной защиты, МЧС, органы государственной экспертизы условий труда, департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, государственный санитарный контроль, органы пожарного надзора при МЧС прокурата РБ – закон от 8 мая 2007г. №220-З «о прокуратуре».

Задачами прокураты являются:

1) обеспечение верховенства права, законности и правопорядка

2) защита прав и законных интересов граждан и государственных интересов

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов, декретов и др. При установлении нарушений трудового законодательства прокурор применяет следующие меры реагирования:

1) опротестовывает решение и правовые акты РОГУ или отменяет их

2) дает письменные указания по делам об административных правонарушениях

3) вносит представление, выносит предписания, официальные предупреждения

4) обращается за защитой нарушенного права в суд

5) составляет протоколы об административных правонарушениях

3.Согласно ст.463 ТК профсоюзы осуществляют обязательный контроль за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы согласно этой статье:

1) имеют право проверять соблюдение нанимателем трудового законодательства

2) защищать трудовые права граждан

3) осуществлять обязательный контроль при заключении трудового договора, расторжении его

4) при переводах и перемещениях по должности

Различают предварительный, последующий, текущий контроль.

Предварительный контроль имеет место, когда установление или применение прав, обязанностей работника, условий труда осуществляется совместно по согласованию или с учетом мнения профсоюзов.

Последующий контроль может осуществляться при рассмотрении конкретного обращения гражданина с целью выявления уже допущенного нарушения и принять меры по восстановлению прав заявителя.

Текущий контроль производится на основе плана профкома.

Порядок осуществления профсоюзами обязательного контроля за соблюдением трудового законодательства утвержден постановлением Совмина от 23 октября 2000г. №1690.

Обязательный контроль осуществляют профсоюзы через правовые и технические инспекции труда, создание которых установлено устройством профсоюза, общественных инспекторов охраны труда. Представители профсоюзов имеют право осуществлять проверки за соблюдением законодательства о труде по всем вопросам:

1) запрашивать и получать информацию о несчастных случаях

2) принимать участие в расследовании несчастных случаев

3) требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда

4) подавать в суд исковые заявления на защиту своих членов

5) профсоюз имеет право получать объяснения от должностных лиц при выявлении нарушения трудового законодательства

6) оформлять представление об устранении выявленных нарушений

7) профсоюз имеет право осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства лишь в отношении нанимателя, где работают члены данного профсоюза и где созданы органы профсоюза

4.Юридические и физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Ответственность несут как наниматель, так и должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальную ответственность, другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) несут только физические лица, должностные лица нанимателя.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение.

Административная ответственность – ст.9.15-9.20 КоАП.

Уголовная ответственность – нарушение трудового законодательства и правил охраны труда (ст.194, 199 УК), необоснованный отказ от приема на работу и увольнение женщины по мотивам беременности, ст.301-308, 318, 336, 338 УК, по ст.306 – нарушение правил охраны труда, привлекаются только должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Материальная ответственность наступает, если предприятию причинен материальный ущерб.

Ст.245 ТК, когда при незаконном увольнении, переводе, перемещении должностное лицо должно возместить работнику потери и выплатить зарплату. Должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.

Просматривая имеющиеся вакансии, можно без труда найти работу в своей местности или в большом городе, в соответствии со своими пожеланиями и квалификацией. К примеру, запрос работа в Сланцах с легкостью поможет трудоустроиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: