Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к внутреннему духовному миру людей связан и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

Работники, занятые в сфере современного производства, все в большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких технологий, но и как область, участие в которой требует от занятых в ней работников управления собой, другими людьми, их сообществами.

Эта установка ныне стала азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита - руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

Таким образом, для того чтобы быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью решение двуединой задачи:

§ достижение хозяйственного результата;

§ воздействие на людей, создающих этот результат.

Поэтому в современных условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и всего общества. Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

5)

Деятельность — это динамическая система взаимо­действия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы дей­ствительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенап­равленное преобразование предметного окружения.

Выделяют следующие основные черты человеческой деятельности.

1. Сознательный характер: человек как субъект деятельности осознает ее цель, ищет и реализует способы ее достижения и предвидит результат. Все это требует от человека осознания причинно-следственных связей в природных и социальных процессах.
2. Продуктивный (созидательный, творческий) характер: деятельность направлена на получение определенного результата.
3. Преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир, природу и социальную реальность. Значительное место в деятельности человека занимает изготовление и употребление орудий труда, с помощью которых он воздействует на условия жизни, изменяя их для удовлетворения своих потребностей. Результатом деятельности человека становится искусственная среда – культура и общество.
4. Общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в контакты с другими людьми. Многие потребности человека могут быть удовлетворены только в коллективе, в результате совместной деятельности.

6)

А.Н. Леонтьев считал, что процесс формирования личности может быть представлен как развитие воли. Безвольное импульсное действие - это действие безличное, хотя о потере воли можно говорить только по отношении к личности. Поэтому он полагал, что авторы, которые считают волю важнейшей чертой личности, с эмпирической точки зрения правы. Однако, воля - это одно из выражений личности. Основу личности составляет то особое строение деятельности субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром. По А.Н. Леонтьеву, человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. В начале это просто узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значения. Но далее перед ним открывается действительность, которая лежит за пределами его практической деятельности и прямого общения: развиваются границы познаваемого, представляемого или мира.

На известном уровне развития мотива сначала выступают как только "знаемые", как возможные, реально еще не побуждающее никаких действий. А.Н. Леонтьев считал, что для понимания процесса формирования личности нужно непременно это учитывать, хотя расширение знаний не является определяющим для него; поэтому воспитание личности и не может сводиться к обучению, сообщения знаний.

Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате, как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности. На этом этапе, продолжающимся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах коли мотивированность и соподчиняемость его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется ввиду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача - понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит.

Психическое отражение, сознание уже не может оставаться ориентирующим лишь те или иные действия субъекта, оно должно также активно отражать иерархию их связей, процесс происходящего подчинения и переподчинения их мотивов. Это требует особого внутреннего движения сознания.

В движении индивидуального сознания, считал А.Н. Леонтьев, теперь открывается движение еще в одном измерении. Оно заключается в состоянии мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связей системы личностных смыслов - становления личности.

7)

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

8)

Человеческая деятельность разнообразна и многогранна зависимости от цели, содержания и форм различают следующие основные виды деятельности:

Рис 334 Виды деятельности

зависимости от возраста человеку свойственны все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному за целью, содержанием, формой, значением В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности те есть игра, в школьном - обучения а в зрелом - труд

Игра и обучение свойственны и людям, и животным Однако у животных подоплекой этих видов деятельности являются инстинкты, а у человека они обусловлены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно сложнее и а богатые по содержаниюм.

Работа по природе и содержанию - общественно-историческое явление В процессе работы возникла и развилась человек как сознательное социальное существо Характерная особенность всех видов человеческой деятельности в том, что чаще они связаны с речевой деятельностью Последняя способствует развитию содержания и форм всех видов деятельности, их целеустремленности и мотивацийції.

Основной формой проявления активности ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность которая одновременно является и основным средством познания окружающего мира

Игровая деятельность направлена??на сам процесс игры и в доступной форме воссоздает обучения и труд

В отличие от учебы и труда, ребенок увлекается основном процессом, который вызывает у нее удовольствие только интерес к игре исчезает, ребенок прекращает ее Игра-это школа мысли, чувств и воли В иг играх не только проявляются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, способности и т.д., а также так и моральные, как коллективизм, дружба, общительность, честность В игровой деятельности происходит также и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движение иухів.

В школьном возрасте игра имеет сложный и целенаправленной характер У школьников преобладают дидактические игры, однако ведущим видом деятельности становится учебная

Учебная деятельность - активная, сознательная деятельность, направленная на усвоение знаний, выработки умений и навыков

Обучение не ограничивается школьным возрастом Человек учится всю жизнь До этого ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни

Содержание учебной деятельности определяется учебными программами, разработанными для каждого года обучения с учетом возрастных особенностей психики ребенка и его возможностей в ходе обучения шко ОлЯр не только получает знания и умения, у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется мировоззрение, совершенствуется память и внимание Воспитательный характер обучения проявляется в том, что в процессе обучения формируется личность, закладываются такие ценные качества, как целеустремленность, настойчивость, чувство коллективизма, взаимопомощиги.

Особое место в системе человеческой деятельности относится труда которая является ведущим видом деятельности взрослых людей

Труд - это сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ

Труд является необходимым условием существования и развития человека Необходимым условием любого труда является наличие цели: создание определенного продукта

Характерной особенностью труда является то, что человек предполагает ее результаты, представляет себе материал, который будет при этом использовать, определяет способы и последовательность своих действий Труд требует соответственно й подготовки со стороны исполнителя, причем знания, навыки и умения ее осуществления приобретаются протяжении обучения человека Труд требует напряжения физических и умственных сил, преодоления трудностей, самовла дания и других волевых качеств личноститі.

В процессе общественно-исторического развития человеческой жизни возникло огромное количество видов труда

Человеческий труд разделяют на физическую и умственную К физической относятся различные виды производственной и технической деятельности Результатом такой работы являются материальные продукты, необходимые для удовлетворения потребностей человек ни Результат умственного труда - это образы, мысли, идеи, проекты, знания, воплощенные в материальные формы существования (литературные и музыкальные произведения, рисунки и т.д.що).

Физическая и умственная работа охватывает огромное количество различных профессий и специальностей В разных видах труда человек способен проявлять творчество условиями успеха которой являются:

- возникновение определенного замысла;

- подготовительная работа - обдумывание содержания творческого замысла, выяснения путей его реализации и т.п.;

- реализация творческого замысла

Любая деятельность обусловлена??потребностями общества Человеческая психика, ее сознательный уровень развивается и проявляется в деятельности Из-за деятельности человек является частью исторически сложившейся культуры, цивилизация лизацийних процесса Социальная среда, его потребности, интересы в нем обуславливают социальную направленность деятельностист

9)

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

  • Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
  • Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
  • Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
  • Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
  • Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  • Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  • Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  • Ориентировка в личности собеседника.
  • Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  • Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
  • Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  • Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

10)

Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленной совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

В социальной психологии в структуре общения выделяются три его непосредственные составные части:

¨ коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

¨ перцептивная сторона, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания;

¨ интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий партнеров общения.

Коммуникативная сторона общения. Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней (10% - слова, 30% - тембр, мелодичность, ритмика, 60% - невербальное общение).

В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации. К ним, в частности, относятся: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, темп речи, паузы, плач, смех и т.д.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами. Взглядом выражается внимание, одобрение или несогласие, эмоциональное состояние, начало или окончание фраз.

Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова и фразы (указательные, описывающие, замещающие жесты).

Существенную роль играют позы участников диалога (как они сидят, стоят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации.

Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. в это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.

Личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. обычно оно используется во время общения в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми.

Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. она чаще всего соблюдается при общении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей.

И, наконец, общественная зона от 4 м. И более, соблюдаемая во время выступления перед большими группами людей.

Перцептивная сторона общения. В процессе общениямежду его участниками происходит активное взаимное восприятие сторон. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

В процессе межличностного восприятия всегда присутствуют не только представления о другом человеке, но и представления о самом себе, которые, взаимно обогащаясь, помогают взглянуть на собеседника, на самого себя как бы через призму тех образов, которые постоянно возникают во взаимодействии с различными людьми.

Соотнеся себя со своим партнером, начинаешь лучше понимать его мотивы, поступки, более адекватно реагировать на них в эмоциональном плане.

Важную роль в процессе общения и установления взаимопонимания являются такие социально-психологические явления, как: эмпатия, рефлексия, стереотипизация и др.

Эмпатия предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что переживает другой человек (собеседник), сочувственное отношение к нему.

Рефлексия – процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: «я думаю, что он думает, будто я думаю…и т.д.». Т.е. содержательной стороной рефлексии является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению.

Здесь нужно обратить внимание на такую особенность, что, не смотря на то, что в диалоге участвует два собеседника, в него незримо оказываются вовлеченными как минимум 6 участников:

1. Субъект А, каков он есть на самом деле.

2. Субъект А¢, каким А сам себя представляет.

3. Субъект А¢¢, каким его воспринимает партнер по общению.

Аналогично и с субъектом Б.

Идеальным представляется случай, когда все три участника с каждой стороны полностью совпадают и предстают в одном лице.

Интерактивная сторона общения. В процессе общения организуется взаимодействие людей.

Особенно наглядно процесс такого взаимодействия можно увидеть, используя так называемый трансакционный анализ.

Трансакция – это единица общения. Согласно теории трансакционного анализа, каждый человек в процессе общения в различных жизненных ситуациях независимо от возраста занимает одну из трех условных коммуникативных ролей или позиций: Родителя, Взрослого и Ребенка.

Позиция Родителя всегда содержит в себе некую доминанту по отношению к другим позициям, особенно Ребенка, и выражается в обязательном требовании: «Надо!» Позиция Ребенка, напротив, предполагает подчиненное ролевое поведение с сохранением права выражать только желание: «Хочу!» Позиция Взрослого может быть выражена словом: «Могу!», совмещающимся с «Хочу!» и «Надо!»

В социальной психологии описываются следующие основные типы взаимодействия людей: это отношения кооперации и конкуренции.

Отношения кооперации всегда предполагают координацию совместных усилий, включенность всех участников в процесс взаимодействия на пути к достижению поставленной цели.

Отношения конкуренции представляют собой конфликтный тип отношений участников взаимодействия, преследующих различные цели. Конфликты подразделяются на деструктивные и продуктивные.

Деструктивные конфликты приводят к полному рассогласованию сотрудничества, формируя негативные установки у их участников по отношению друг к другу.

В продуктивном конфликте при различных целях и позициях сохраняется потребность найти совместные взаимоприемлемые подходы и способы разрешения конфликта.

11)

Вербальное общение. Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков. Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать. Язык и его функции. Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях: Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными. Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности. Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей. Конструктивная. При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного). Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей. Эмоциональная. С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела». «Язык тела» и его функции. Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем: Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости. Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания. Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это. Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста. Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево». Разнообразие невербальных средств общения. В невербальном общении можно выделить некоторые элементы: Жесты и поза. Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи. Мимика, взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, тоска и т.д.) по лицам на фотографиях. Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника. Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный. Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению

12)

Цели общения бывают самыми разными, но ученые выделяют две основные цели общения - это планирование и координация общей деятельности общества, либо конкретного индивидуума. Это значит, что общение как бы обслуживает другую деятельность, которая не является коммуникативной. Деятельность эта вполне способна носить и материальный характер и духовный (например, идеи, идеалы, ценности, мысли).

Дополнительные цели общения психологии необычайно широки, находятся они за пределами его, то есть, общение осуществляется всегда ради чего-либо: предоставления либо получения благ, обеспечения взаимодействия во время общей работы, передачи данных, решения проблем, формирования отношения к неким явлениям и так далее.

Если же человек видит ценность лишь в себе, если ставит перед собой лишь корыстные цели, если смысл общения с людьми – в достижении выгоды, то такое общение можно однозначно назвать аморальным! Ценность каждого проявляется в поступках, взглядах, оценках, и все это выявляется как раз в процессе общения.

13)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: