Адаптация - это система внутреннего и взаимного прилаживания организма и вышестоящих биологических, экологических и других систем друг к другу при определяющей роли последних.
Различают следующие уровни адаптации:
1) субклеточный (усиление синтеза нуклеиновых кислот и белков, активация митохондриального аппарата клетки, как энергетической станции клетки);
2) клеточный;
3) тканевой;
4) отдельного органа;
5) отдельной системы органов;
6) целостного организма;
7) групповой.
8) популяционный.
9) видовой.
10) биоценотический.
11) экосферный.
С физиологической и патофизиологической точек зрения понятия «приспособление», «норма» и «патология» должны даваться только в целях обоснования взгляда, что нормологический и патологический процессы являются различными качественными проявлениями одного и того же процесса - приспособления или адаптации. При этом патология не всегда является адаптивной аномалией, как и адаптивной нормой.
Исходя из этого все болезни являются результатом ошибок в адаптивных реакциях на внешние раздражители, с этой точки зрения большая часть болезней (нервные расстройства, ГБ, ЯБЖ и ЯБДК, некоторые типы ревматических, аллергические, сердечно-сосудистые заболевания и почечные болезни) являются болезнями адаптации, т.е. патологические процессы и болезни это всего лишь особенности приспособительных реакций.
Одним из путей сохранения гомеостаза является реагирование - развитие общих адаптационных реакций. Развитие этих реакций подчинено количественно-качественному принципу: на различное количество раздражителя организм отвечает качественно разными реакциями. При этом количество (мера) является общим в действии самых различных по качеству раздражителей и служит основой формирования нескольких стандартных ответов организма. Качество раздражителя накладывается на этот стандартный ответ как основа.
24)
Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.
Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.
Признаки малой группы:
1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;
2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;
3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;
4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;
5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;
6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;
7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;
8) организованность – способность группы к самоуправлению;
9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;
10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:
а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;
11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;
12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;
13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);
14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.
Параметры малой группы:
1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп;
2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений;
3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.);
4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения;
5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей);
Психология bookap
6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;
7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.
25)
Коллектив – организованная форма объединения людей на основе целенаправленной деятельности.
Понятие "коллектив" используется для обозначения любых детских объединений; при этом забывается, что не всякое объединение характеризуется признаками группы как коллектива.
1. Общая значимая цель. ее последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед.
2.Общая социально-значимая деятельность (ее разнообразные виды).
3. Определенная структура внешних и внутренних связей и взаимотношений, основанные на взаимной зависимости, руководстве и подчинении при безусловном равенстве и свободе всех членов.
3. Единая система правил, общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентиры.Деловое сотрудничество.
4. Органы самоуправления.
5. История развития и традиции. атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.
Таким образом, коллектив – группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованны общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности.
Признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически.
Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
- группа номинальная (толпа);
- группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
- группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
- группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
- коллектив.
Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.
Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, М.М.Пистрака, П.Н.Лепешинского и др., а позднее - В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова. Положения А.С.Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье " Цель воспитания " он выделяет следующие признаки коллектива: