Римская культура эпохи Республики

Религиозная жизнь в Риме III-I до. Общественные праздники.

Религия. С III в. начиная – огромное влияние греческой религии и отождествление богов. Среди собственно римских строится иерархия по образцу греческой: Юпитер (глава богов, небо, гром и иже, Зевс), Марс (война, Арес), Минерва (мудрость, ремесло, Афина), Венера (любовь, плодородие, Афродита), Вулкан (огонь, кузнечное дело, Гефест), Церера (растительность, Деметра), Аполлон (солнце, свет), Юнона (брак, бабы, Гера), Меркурий (вестник, торговля и путешествие, Гермес), Нептун (море, Посейдон), Диана (Луна). Особо – культ двуликого Януса (храм со времён Нумы. Когда нет войны – двери закрыты. Но римляне постоянно воюют). Среди плебеев популярны Церера, Либера-Прозерпина (растит, загроб) и Либер (винище).

Пантеон не замкнут. Включая новых богов, римляне попадают в зону из покровительства, оттого делают это охотно. Берут к себе всех греческих, Великую Маму богов из Фригии.

Новые мистические веяния, в основном с востока. Мистерии. Проникают, но не так серьёзно, как это будет потом. Среди главных – культ Вакха (и вакханалии), мистический культ Великой Матери. Распространение – среди плебса. Сенат ведёт борьбу с этими культами, т. к. они подрывают основы Римской религии.

Жрецы – коллегии авгуров – тоже магистраты. Верховный жрец – Великий Понтифик. Вообще, религия – общественное дело. Можно и не верить, главное – обряды.

Философия. Проникает из Греции вместе с культами, в т. ч. и философия скептического отношения к богам. Становится модной. Особенно модно среди аристократии не верить в богов. С расшатыванием республиканских ценностей, ухудшением обстановки из-за гражданских войн всё больше роль у индивидуализма, пессимизма. Счастье ищут в загробной жизни. Ждут мессию, верят в Фортуну.

Праздненства. Изначально все религиозные секуляризуются с 6 в. Светские праздники проходят в цирке между Палатинским и Авентинским холмами.

Игры. Римские (самые ранние, светские), плебейские, Аполлоновы, Мегаленские (в честь Великой Мамы). Игры длятся от 6 до 15 дней. Есть регулярные ежегодные и экстраординарные (в связи с какими-то удачами или просто от балды). Оплачивались как государством, так магистратом-устроителем. Всего на игры уходило 76 дней в году. Игры состояли из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом (помпа), 2) состязания, 3) театральные представления. Потом – пир. Основная часть – последняя (театр, в смысле). На театральные представления – 50 дней в году. Особенно этим отличаются Аполлоновы. Пьесы как греческие, так и оригинальные римские (Плавт, Теренций, Пакувий, Акций). До 55 года собственного здания театра нет. В принципе, устройство то же, что и в Греции, по орхестра уходит в основном на места для сенаторов (буд. партер).

Гладиаторские бои. Пришли от этрусков (бои на могилах предков). Первые – в 264. К 105 – часть публичное зрелище, организуемое магистратами и частными лицами (ради популярности). Чем дальше тем больше популярности. Новый тип здания – огромный амфитеатр.

Проч. праздники. Религиозные – цереалии (Церера). С/х цикл (тоже религия): виналии (виноградный сбор), консуалии (жатва), сатурналии (посев) и т.д.

31. Римская литература поздней республики (-1 в.)

Прелюдия. Оригинальная литература возникает только в III в. и по сути пока подражательство и вариации на греческие темы. Первый поэт – Ливий Андроник. Среди других поэтов той же эпохи – Невий и Энний. Затем из известных – комедиографы Плавт (254-184. Вольный язык и грубый юмор. Подражатель, но с римскими реалиями) и Теренций (185-159. Пересказ Менандра, но в целом на более высоком уровне, чем Плавт). Из трагиков: Пакувий (220-130), Акций (170-85) – сплошное подражательство. Из поэтов II в. – Луцилий (180-102. разрабатывает жанр сатур (сатир)).

Первый прозаик – Катон Старшиий: «О сельском хозяйстве», История (для сына) и т. д.

–1-1 вв. – расцвет литературы. При этом – одна из самых неспокойных эпох во всей истории. Римская литература –1 в. конечно, во многом обусловлена предыдущей литературной традицией, но на деле это совершенно новый уровень. Литература предыдущих эпох считалась варварской.

Поэзия. Два главных имени – Тит Лукреций Кар (95-51) и Гай Валерий Катулл (87-54)

- Лукреций. Написал «О природе вещей», основоположник римского эпикурейства. Главная цель произведения – борьба со страхом перед богами и загробным миром, порабощающим человека. Основа фил-и – атомицизм. Всё состоит из атомов и во многом определяется только случайностью их столкновения и взаимодействия. Душа смертна, т. к. она тоже из атомов. Неизвестно, существуют ли боги, но если да, то это ничего не меняет. Джа всё простит…Человек, победивший страх перед всем, становится мудрецом. Мудрец должен жить незаметно – это спасает. Всё это написано простым, но красочным языком. Куча сравнений и прочих красивостей. Высокий художественный уровень и т. д.

- Катулл. Автор множества небольших стихотворений. Впервые в римской литературе обращается к любви и страсти конкретного человека, а не купидончика. Из мяса весь. Кроме того тематика иногда и политическая, часто стихи откровенно издевательские. В молодости – глава повес и пр., широко был известен в среде «золотой молодёжи». Стихи от проникновенных лирических просветлённых (всякие там стишки про Лесбию («Lesbia mi dicit semper male…»)) и до «Pedicabo ego vos et irrumabo…» Создатель оригинальной римской элегии, использует кучнень различных размеров. Главный поклонник – Пушкин.

Проза. Здесь 4 имени. Марк Теренций Варрон (116-27), Марк Туллий Цицерон (106-43), Ю. Цезарь (106-44), Саллюстий Крисп (86-35).

Варрон. Очень плодовит (74 сочинения в 620 книгах, почти все утрачены). Главное произведение: «Древности дел божеских и человеческих» (41 книга) – большая советская энциклопедия. Также писал более мелкие сочинения: «О латинском языке», «О комедиях Плавта», «О сельском хозяйстве». Биографический жанр – это «Портреты». Одно из самых известных сочинений – «Менипповы сатуры» - очень много сатир. Известен тем, что при жизни поставили памятник.

Цицерон. Литературное творчество сильно связано с политикой. Речи против Катилины, «Филиппики» (кроме того, издавались речи, произнесённые на судах). Есть и политические трактаты – «О государстве» (51): всё плохо, нужна «жёсткая рука» полновластного правителя, которая наведёт порядок и поставит республику снова на ноги. Трактаты о риторике (Об ораторе, Брут). Основные идеи: зе бест из азианский стиль (т. е. направленный на эпотаж + пышность. Читали, знаем); задача оратора – как убедительно доказать свои положения, так и доставить наслаждение. Кроме риторики увлекался философией, хотя не был сторонником ни одного течения (ближе всего к стоицизму). Излагает основные греческие школы. Что важно – разрабатывает терминологию. «Об обязаностях», «О природе богов», «О границах добра и зла» и т. д. Стишки тоже писал, но они не дошли. Судя по Плутарху, были, конечно, не ужасны, но всё равно говно.

Цезарь. «Записки о Галльской войне» и о гражданской. Как и Цицерон, сочинения связаны с политикой. По Галльской войне: что бы Цезарь не делал – всё правильно, где бы не проиграл – везде выиграл (характерный пример – поход в Британию). По гражданской войне: он вроде как и не виноват и не первый начал. Ничего не врёт, просто умалчивает и ставит акценты где надо. О себе в 3-м лице. Основное за что ценится – великолепный, очень простой (лексически и грамматически), «правильный» язык (намеренное противопоставление Цицерону). Без украшательств, всё по делу. Потому и читают первым на латыни.

Саллюстий. «Югуртинская война», «О заговоре Катилины», «История». Тоже был в политике. Враг Цицерона. Пытается быть последователем Фукидида в его беспристрастности, но не получается – слюной так и брызжет. Ненавидит оптиматов. Хочет сильного единоличника. О роли Цицерона в разоблачении заговора Катилины вообще умалчивает. Вводит философские нотки – дуализм тела и духа (тело надо подчинять духу). Жалуется на упадок нравов. Историк, думает, должен поучать. Для оживления в повествовании речи и письма героев. Есть тонкие психологические зарисовки. Язык сжатый, иногда намеренная архаизация.

33. Римская культура 3-1 вв. до.

1. Можно считать, расцвет. Вобрала всё греческое и дополнило своим. Начиная с первого века после (особенно 2-3) – кризис и мутация античной культуры. А пока живёт.

2. Античная культура завязана на полис. Идеи (из билета по Греции, ничем не отличается): Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Феномен гражданства (триединство) Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его. Коллективизм. => Единство общего и единичного. Однако же – стремление к самодостаточности, автаркии. Однако уже ко II-I вв. до – кризис полиса в Риме (Союзическая война - конец). Отход от старого ведёт за собой духовный поиск.

3.Религия и философия. Старая римская религия и то, что получилось к 1 в. благодаря синтезу с Грецией, начинает потихоньку уступать место новым мистическим веяниям с востока (мистерии, культ Великой Мамы). Одновременно происходит трансформация старых культов (вакханалии, которые впоследствии запрещаются указом Сената). Параллельно – распространение скептической философии и отход от религии в слоях аристократии. Основные философские течения периода II-I вв. в Риме – эпикурейство (атомистимеская модель мира, всё бренно, вечный космос, пассивность в жизни, что даёт свободу) и стоицизм (мир прекрасен, совершенен и вечен, цель жизни – служить общине, общему делу, быть внутренне свободным). Прослеживаются пессимистические нотки, что будет усиливаться в дальнейшем. Подр. – воп. 30, 31

4.Праздненства. Игры (Римские, Плебейские, Аполлоновы), гладиаторские бои, религиозные праздники связанные с с/х циклами (виналии, консуалии и др.). Подробно про игры – см. воп. 30

5. Литература. Воп. 31. Главное – это назвать Андроника (первая поэзия), Катона (первая проза), Плавта и Теренция (комедия) + -1 век.

6.Право. Вплоть до Нового времени самое совершенное. Важно: ни одного кодекса после 12 таблиц не было. Впервые кодифицировано византийским императором Юстинианом в VI в. С самого начала римское право открыто для иностранных веяний.

Римское право времён конца республики структурно подразделялось на 4 раздела:

1) ius quiritum (право квиритов, законы 12 таблиц + обычное право, «буквализм» - регламентация обрядовых мелочей)

2) ius civile – всё, что принималось на комициях, преторами и т.д. По духу значительно ближе соверменному праву. Главное не формализм и «буквализм», а справедливость в отношениях объектов. Наиболее разработанная область. Регулирует 4 типа правоотношений:

- учение «о лицах». Отношения, основной объект которых – личность как лицо, обладающее совокупностью прав и обязанностей. Определены понятия свободы и рабства, гражданства и иже.

- учение «о вещах». Отношения между лицом и вещью. Очки на носу. Понятия собственности на землю, передача собственности и иже

- учение «об обязательствах». Обязательства по заключённым договорам. Разрабатываются типы договоров.

- учение «о наследствах». Ясно всё. Личное завещание.

3) ius gentium (Право народов) – взаимоотношения между гражданами и негражданами (перегринами) и перегринами. Синтез римского и местного права

4) ius naturale (естественное право) – всё, что касается семьи, воспитания, каких-то самых общих принципов и т.д.

Изменяется со временем сам характер судопроизводства. Вместо архаического легисакционного процесса (формализм, прописан чуть ли не тон, которым надо произносить клятвы) новый профессиональный формулярный процесс (по БСЭ: претор в ходе процесса имеет право составлять юридическую инструкцию для судей). Для каждого типа иска свой процесс. Судей назначает претор. Кузищину за это право надо последние волосы выдрать пинцетом, «легисакционного процесса» нет даже в БСЭ. Чмырь доморощенная.

7.Архитектура.

Рим. До 2 в. город строится стихийно, большие здания – только храмы. Из той поры сильны в архитектурном плане только Сервиевы стены (отстроены после погрома Рима галлами), канализация и водопровод. Со 2 в. активно осваиваются новые районы, земля поднимается в цене => с 1 в. многоэтажные дома. Виллы знати строятся из обожжённого кирпича, бетона, мрамора. Тогда же – обустройство форума, разбитие садов на окраинах (Саллюстия и Лукулла). Город разделяется на районы и кварталы. К 1 в. – 1 млн населения.

Основные черты римской архитектуры: 1) монументальность (мощь Рима), 2) пышность внешнего декора, 3) внимание к утилитарной стороне (разрабатываются сооружения для практических нужд аки мосты, акведуки, термы, амфитеатры).

В конструкции: 1) приверженность к чёткой симметрии зданий в плане, 2) использование ордеров (преимущественно коринфского. Разрабатывают собственный микс – композитный ордер), 3) арки, своды, купола.

В развитии. Два периода.

- Первый – IV-III. Огромное влияние этрусков. Ранний римский храм целиком списан с этусского. Преобладают военно-инженерные (стена Сервия) и гражданские (водопроводы) постройки.

- Второй – II-I. Начинают юзать бетон и своды. Новые типы зданий: базилика, амфитеатр, цирк, терма. Утилитарные строения – склады (портик Эмилиев), дороги, акведуки. Триумфальная арка.

8.Скульптура. Появляется в Риме со времён Тарквиния Гордого из Этрурии (украшение храма Юпа). Первая бронза – Церера (V в.). С IV – начинают появляться статуи смертных (магистраты и просто частные лица). Престижным считается поставить что-нибудь на Форуме. Статуй очень много => художественный уровень невысок, но главное – это портретное сходство. Обычай снимать посмертную маску способствует. Скульпторы в основном – этруски.

С конца 3 в. здесь, как и во всех областях – влияние Греции. Статуи вывозятся из Г в Р в немеренных количествах. Сразу множество подражателей. В обшем, римляне греков так и не превзошли. Единственное новое – скульптурный портрет: синтез римской, этрусской и греческой традиции.

9.Наука. В целом тенденция к обобщению накопленных греками и эллинизмами знаний. Кроме того, немного собственно римского.

Трактаты: Земледелие: Катон Старший и Варрон (воп. 31). Архитектура: Витрувий «Об архитектуре». Риторика: Неизв. Автор «Риторика к Гереннию»; Цицерон «Брут», «об ораторе». Право: недошедшие сочинения Квинта Муция Сцеволы («Дефиниции», «Гражданское право»), сочинения Цицерона. Филология: Нигидий Фигул (грамматические комментарии), его ученик Варрон «О латинском языке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: