Римский пантеон

Сходства древнегреческой и древнеримской культуры.

Их объединяет полисная система вокруг которой строится жизнь древнего грека так и древнего римлянина. Если в греческом языке город-государство – полис, то по-латински – цивитас-гражданская община.

Полис это единственное место, где римлянин чувствует себя человеком защищенным, находящимся под покровительством богов, кроме того человек здесь защищен законом, поэтому для человека нет ничего страшнее, чем изгнание из полиса. И в греческом и в римском варианте полис признается высшей ценностью, основа жизни в полисе – земля. Поэтому гражданин полиса – это землевладелец.

Был заимствован из древней Греции, только с римскими именами. Исследователи указывают, что римляне не имели собственного эпоса, мифологии в силу отсутствия значительного творческого потенциала, фантазии, но с другой стороны мы понимаем.

Таблица римский пантеон: имя древнегреческого бога, римский вариант имени, за что отвечал, как он выглядел. 10 богов

Римские божества – безлики, они не спускаются на землю и менее человечны. Если он вступал в контакт с человеком, хотел его о чем-то предупредить, то подавал ему знаки, что привело к усовершенствованию системы гадания.

Римляне выработали традицию переселять богов завоеванных стран в Рим. Данная традиция приводит к возникновению космополитичности мышления древних Римлян. В системе римской мифологии особую роль будет играть миф о самом Риме. Гражданин представлял себя человеком мира, он считал, что выработанная в Риме законотворческая деятельность, авторитет закона, должен быть распространен и на другие государства. Законы богов по средствам законодательства упорядочивались и потому римское право отражало законы космоса.

Основные периоды древнеримской культуры:

753 г. До н.э.- 476 н.э.

1) Период республики

510 -530 до н.э.

римская республика, которая постоянно воевала (Италия, Испания, восток). Постоянные войны породят определенную систему ценностей:

· военная организация приводит к тому, что человек достигает результатов, только благодаря военной дисциплине.

· Воинская дисциплина требует от человека проявления мужества, храбрости. Человек обязан быть верным своему долгу, он должен был уметь питать авторитет к старшим. Результатом выработки таких ценности – перенесении модели государства на модель семьи, где глава семьи – человек с абсолютной властью

· В эпоху республики уже отмечается такая характеристика как практицизм (веротерпимость по отношению к богам других государств, попытки благоустроить собственную повседневную жизнь, это приводит к строительству дорог, мостов, водопроводов, досуг римлян – это уже не театр, а гладиаторские бои, травля животных)

Зрелищная культура. Гладиаторские бои. Специфика.

· Особое отношение к Риму как таковому, начинает рождаться миф о Риме. Рим – это город предназначенный для управления целым миром, что приводит к ощущению космополитичности.

· В период республики развивается законотворческая деятельность, человек обязан подчиняться

2) Эпоха империи

Переход от республики к империи привел к формированию особой психологии человека, поскольку римское хозяйство было ориентировано на войну, на грабеж, а не на производство, а значит римлянин мог не заниматься тяжелым трудом. Именно в эпоху империи Рим не будет знать нищих людей, но он будет знать праздных.

В эпоху империи будет формироваться новая социальная сила: пролетарий, у которого нет ничего кроме потомства, эти люди представляли реальную угрозу для размывания ценностей и порядка римской культуры. В результате потребовалась жесткая власть, которая могла бы навести порядок, рабы и рост пролетариата, приводил к огромному числу восстании, войн -> была потребность

Значение сената в этих условиях стало падать, с 1 века н.э. власть императора становится тиранической, что изменит как социальное отношения, так и психологию человека – он из гражданина превратится в подданного, для этого поддонного будет характерно ощущение тотальной не свободы, но одновременно с этим в нем будет формироваться чувство законопочетания

Данное мироощущение найдет отражение в таких философских учениях – стоицизм, скептицизм, цинизм.

Особое отношение у римлян было к культу тела, но оно отличалось от греческого. Если грек все время готовил свое тело к подвигу, состязанию, то у римлян телесный подвиг был другой, это был подвиг преодоления своего тела, подвиг связанный с совершенствованием духа над телом. Он пытается подчинить свое тело через дух, но в конечном итоге телесные наслаждения возьмут верх и это будет рассматриваться как недостаток. Культ тела определит и отношение к смерти. Римлянин считал, что смерть надо принимать с достоинством, в смерти нет ничего радостного (как и у греков). В эпоху империи был чрезвычайно распространенным феномен убийства, само убийство расматривалось как система наказания гражданина, но это был подвиг преодоления своего тела.

Еще одним способом преодоления тела была одежда римлян. Римская тога – кусок толстой шерстяной материи, длинной до 6 метров и расположение складок этой токи могло меняться в зависимости от модных тенденций

Римлянином считался тот кто одет в тогу, пролетарии ходили только в туниках. Римская одежда – одежда без швов, крои – это изобретение варваров.

Отношение к еде:

Национальная еда – каша. Но римляне были большими чревоугодниками, но они не были гурманами. Изобилие пищи – это доказательство призрения к пище. Римская трапеза – это всегда застолье, но беседа здесь первична по отношению к трапезе. Римлянин очень серьезно относился к еде, принимал еду в одно и тоже время, завтракали в одиночестве, но обедать неодходимо всегда публично. Римляне обедали полулежа, вокруг стола располагалось 3 человека, которые составляли свою микрогруппу и микрообщину, которая восходила к истории гражданской общины, продвежения в социальной иерархии могло происходить только через какой то кружок, к какой то микрогруппе, поэтому в этих кружках частное и общественное не разделялось. Римлянин был окружен группой друзей, которые давали согласие на принятие тех или иных решений, без ободрения друзей решение считалось не действительным. Поэтому вся жизнь римлян происходила на виду, она была публичной. Жить в римском духе- это значит жить в сообществе с другими людьми и реализовывать себя через это сообщество, эти группы

Д.З.

1) Картина мира средневекового городанина. Городскои

2) особенности строительства заподно-европейских средневековых городов. Сопоставление с античными

3) собор как центр средневекового города. романские и готические.

4) рыцарство как феномен средневековои культуры. Отражение в последующеи мировои культурнои традиции

5) карнавал как феномен зрелищнои культуры средневековья. Вклад Бахнина М.М.

К экзамену. Конспект и прочитать кнабе «исторические предпосылки и главные черты античного типа культуры»

«человек и группа в античности» «Метафизика тесноты: римская империя и проблема отчуждения» \ к.с. Кнабе. Древо познание древо жизни.

Серьезную роль в формировании мировоззрения древних римлян являлся феномен тесноты. Теснота воспринималась римлянами как некая ценность и как важнейшее условие формирования условий повседневной жизни (сотни тысяч людей вмещал римскии форум)

Тяготение римского человека к микросообществам это было проявление – общинного сознания. Значение ее было колоссальным, поскольку определяло не только тип ведения хозяйства, но и тип человека. Большое значение в жизни римлян играл дом (домус), это пространство было сокральное, замкнутое поскольку у каждой семьи был свойкульт, свои домашние боги. В каждом доме жили пенаты (домашнии боги, пенус – кладовая). При этом кладовая рассматривалась не только как хранилище запасов, но и как место защиты от окружающего мира. В доме у главы семьи была неограниченная власть, он мог устраивать семейные суды, поэтому дом в культуре древнего Рима рассматривался как самодостаточный феномен, в центре каждого дома, было углубление для сбора воды, ежедневно римленину требовалось 600-900 литров воды. Рим был обеспечен водой сверхнеобходимости. И тем не менее необходимость провести водопроводы далась римлянам очень тяжело, поскольку иметь запас воды в каждом доме – это архетипическая установка римского сознания. Римский дом ограничивал семейное пространство и общественное. Пространство размером в 4-5 метров между внутренними и внешними стенами называлось табэрна. Ее чаще всего сдавали в аренду и потому в самом доме наблюдалась теснота и скученность людей. Любая камерность, автономия человека, его не публичность, скрытость от публичных глаз воспринималась подозрительно.

Римлянин полноценен только тогда только тогда когда он проявляет качества гражданина и когда у него есть дом(место, куда можно вернуться). У римлянина было 2 родины: дом – пинаты и большая империя. Культура Рима пытается преобразовать природу (система водопроводов, архитектурное оформление, бани) каждый император считал необходимым построить баню, т.к это было место для отдыха, чтения. Бани считались любимым времяпрепровождения римлян, т.к полезное сочеталось с приятным. Театры в отличие от Греции стали строиться гораздо позднее.

1 век это период расцвета Римскои литературы, но даже в этот период считалось что интеллект – удел других народов, но не римлян. Задачу свою Рим видел в том, чтобы управлять всем миром. И Рим воспринимается как центр вселеннои. Данная установка реализуется во всех проявлениях культуры. В частности в науке, которая в отличие от греков развивалась специфически: если греки – созерцатели, философы, которые не стремились к практической реализации полученных знании, а интересовались теории ради теории. А римляне исключительно прагматики. Они упрекали греков в лишней созерцательности.

Характер науки в Риме – просветительский, энциклопедизм играет серьезную роль в культуре Рима потому что главная установка, собрать все знания мира и классифицировать их. Главная миссия Рима – это миссия цивилизирующая, поскольку римляне не только воины, они еще и строители. Постройки должны быть полезными, но эта полезность – гимн государству. Архитектура создает также имперское сознание (триумфальные арки, цирки, Колизеи) и римлянин оказывается готовым к подчинению.

Постепенно приведет к тому, что римская культура начинает ориентироваться на внутренний мир человека. Найдет отражение в новом жанре литературы – романе, в скульптурном портрете, но самое главное обращенность к внутреннему миру человека подготовит сознание людей к восприятию христианства.

Выводы:

1)общинное сознание и сознание гражданина постепенно трансформируется частное переплетается с общественным как в Греции так ив Риме поэтому там нет необходимости в человеческой личности, главное понятие это гражданство

2)понятие космоса связано с понятие границ, мир имеет свои пределы. античная культура не синкретична, но она монолитна, т.е она едина. Что уже не будет в средневековье.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: