Рассмотрим результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами. Мерой такой выгоды служат понятия излишка потребителя и излишка производителя (введенные А. Маршаллом).
Излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.
Излишек производителя – разница между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они были готовы продать свой товар.
Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, иллюстрирующую, что цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали больше и дороже, чем были готовы. Результаты такого явления в экономике оцениваются с помощью т.н. эффективности по Парето. Считается, что точка равновесия на конкурентом рынке эффективна по Парето, поскольку при иных условиях становится невозможным повышение благосостояния одних участников обмена без ущерба для других.
|
|
Таким образом, распределение ресурсов через механизм цен называется эффективным по Парето, если не существует другого допустимого распределения, при котором все экономические агенты улучшили бы свое экономическое положение.
Первая теорема: всякое конкурентное равновесие является эффективным по Парето.
Вторая теорема: для всякого эффективного по Парето распределения ресурсов найдется такой вариант их перераспределения, что данное эффективное по Парето распределение окажется конкурентно равновесным для нового распределения ресурсов.