Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Проблема «мертвого убытка»

Фирма считается чистой монополией тогда, когда она единственный поставщик однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Продукту, производимому данной фирмой не существует заменителей. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы будет аналогична кривой рыночного спроса, т.е. будет иметь отрицательный наклон.

Чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствуют реальные альтернативы – нет товаров-субститутов, и выпускаемый продукт однороден и уникален; когда существуют входные или выходные барьеры при вступлении в отрасль.

Задача, стоящая перед монополистом – выбор уровня цены для максимизации прибыли. 2 этапа для разрешения этой задачи:

1. определить выпуск и ограничить его, т.к. с ростом продаж снижается цена (действует закон убывающей предельной полезности). Прибыль будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода MR=MC.

2. определить цену. Такой ценой будет та цена, которая отвечает цене спроса при данном объеме выпуска, она будет больше предельных издержек и предельного дохода. Такая цена обеспечивает монополисту стабильную сверхприбыль, но до тех пор, пока: ему удается ограничивать вход в отрасль; существенно не измениться спрос (если он уменьшится, сверхприбыль также упадет).

Модель чистой монополии – Ивашковский с. 177 – показывает, что в условии монополизации отрасли потребители получат меньше продукции, чем в условиях совершенной конкуренции, и по более высокой цене. Значит, и факторов производства в производство будет вовлекаться меньше, чем конкурентными фирмами. Следовательно, общество понесет потери от недоиспользования ресурсов – «мертвый убыток».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: