Термин Закон ввел в оборот в 6 в до н.э. Анаксимандр

Закон = это объективная связь м/д явлениями, к-я функционирует вне зависимости от человека, т.е. явления в отношениях должны проявляться.= многократно повторяющаяся связь м/д явлениями, что подтверждается действительностью и стало закономерностью. высшая характеристика З – он регулирует всеобщие связи. вывести законы логики впервые попытался Аристотель. Виды З: 1. по степени сложности:-частные (Архимеда)-общие (сохранения материи)-всеобщие (диалектики Гегеля)2.по целенаправленности -закон существования и функционирования в устойчивых системах (всемирного тяготения)-развития3.по мех-му реализации-динамические-статические Законы естествознания (механики Ньютона) Законы общественного развития, социологии О. Конта.

Этические законы: 1. З Конфуция: не делай другим того, чего не желаешь себе, 2.Категорический императив Канта: пусть максима твоей воли имеет силу всеобщего законодательства 3. Л.Н. Толстой: непротивления злу насилием, т.е. на зло человек должен отвечать добром. Законы диалектики Гегеля: диалектика = это логика идей, учение о всеобщем движении и развитии. Суть движения в противоречиях. 3 закона: 1.перехода кол-ва в качество. Отвечает на вопрос, почему происходит развитие. Этот закон утверждает, что при количественных изменениях на определенном этапе происходит изменение сущности, т.е. кол-во мера – граница в пределах к-ой качество не меняется. 2. единства и борьбы противоположностей. Развитие происходи ч/з борьбу. Этапы: гармония, дисгармония, конфликт 3. Закон отрицания, отвечает на вопрос каков вопрос каков результат и направленность развития. Суть: в процессе прогрессивного развития то результат двойного отрицания, т.е. это синтез предыдущей системы (зерно-стебель-колос) н-р онтогенез

41. Система = греч «соединение», совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях м/д собой и образующих целостность. Впервые встречали у стоиков: они понимали как мировой порядок. Аристотель применял понятие система как логическую. Марксизм сформировал методологические основы научного познания целостных развивающихся систем. Важнейшую роль здесь играет диалектика – материалистический принцип системности Для системы хар-но: наличие связей и отношений м/д элементами, неразрывная связь со средой. Любая система м.б. рассмотрена как элемент более высшей системы. Целостное понимание связано с диалектикой исходя из этого и сформулированы законы диалектики Гегеля. Для науки очень важен системный подход. Это четкая разр элементов системы, их связей. Пример системного подхода: эволюц система дарвина. Ученые: ЭрмондГуссерль. В наст время популярна синергетика, к-я изучает системы в состоянии хаоса. В мед системный доход – это рассмотрение организма в динамике с учетом всех его составляющих, отношений с природой, соц средой.

42. М. - это наука, отец Гиппократ, к-ый в 5 в до н.э. выделил М. из Ф., где главное было эмпирия, римских врачей называли эмпириками. Главный предмет М-человек. однако, вопрос: что такое М? спорный. Проблема в том, как классифицировать М как науку. Если предмет М человек, то М гуманитарная наука, Однако, Бурденко в статье «клиническая М» утверждает, что М это техническая наука. По мнению Гиппократа «М – это искусство возвращать человеку утраченную вследствие болезни красоту».

Идеи Гиппократа подтверждал Боткин: «М – это искусство исследовать, анализировать, наблюдать».

Ф и М всегда были вместе, так возникла философия медицины, ее задача осмысление бытия, комплексное и системное изучение медицинских, биологических и этических проблем. Возникают науки о здоровье человека: Валеология = учение о здоровье индивида. Направления: 1) системное – из-ет здоровье как систему в синтезе с соц фак-ми. 2) психо-аналитическое – роль бессознательного в здоровье человека. 3) гуманистическое – связывает здоровье с духовными и культурными парадигмами.

В середине 20 в валеология трансформируемся в валеософию = Ф здоровья, вкючает в себя экономику, социологию, экологию, правоведение, это базис для понимания здоровья человека, предмет – здоровая физически и духовно личность.

43. Диагностика – это содержание и последовательность познавательного процесса, оценка состояния и особенностей объекта. Как научный метод имеет 3 раздела: 1) семиотика = наука о знаках, символах, первичное наблюдение, изучение, нахождение проблемы. 2) методы диагностики. 3) методологические основы = классификации, выдвижение гипотез, выявление типического и нетипического. Бывает информационной и неинформационной. Большую роль в диагностике играет интеллектуальная интуиция, она основала на опыте и логическом мышлении.

44. В настоящий момент человечество вступило на новый этап развития. НТР нового типа связана с информатизацией и глобализацией общества. В наст время типично возникновение новых наук на стыке традиционных: генная инженерия. Перспективы развития науки: 1) высокие технологии и глобальная компьютеризация 2) приоритет М и фармацевтики, увеличение продолжительности жизни 3) Оосвоение космического пространства 4) новые технологии в с/х 5) решение транспортных проблем, переход к экологически чистым технологиям 6) главная функция Н – прогностическая 7) развитие нанотехнологий

Глобальные проблемы: 1) демографическая, 2) угроза мировой войны, 3) истощение природных ресурсов, 4)неравномерное соц-экон развитие стран мира, 5) потенциальная опасность метеоритных разрушений, 6) массовые заболевания, 7) рост терроризма, 8) духовный кризис общества

45. « М. – это ежедневное испытание на человечность» А.П. Чехов. Грань взаимодействия М и Ф это этические проблемы = «биоэтика» = философия морали и жизнь. Автор термина Ван Поттер 1969г. онколог, биохимик. В 1971 г книга «Биоэтика- мост в будущее». Б = это учение о нравственной стороне деятельности человека в М и биологии. Это междисциплинарная наука на стыке Ф, этики, М, социологии, юриспруденции.В 1971 был создан институт этики, где впервые Б преподавалась ка дисциплина. Развитие Б связано с прогрессом в науке и биомедицинских технологиях. Выделяют особые проблемы Б: 1.роль и значение этических категорий в работе медика 2. понятие врачебная тайна. 3.нравственная ответственность за врачебные ошибки и ятрогении 4. проблема эвтаназии 5.этический аспект генной инженерии и клонирования 6. этический аспект мед-биол экспертизы 7. этич сторона абортов.проблема репродукции чел-ка, дизайна чел-ка 8.суррогатное материнство (можно в РФ, Украине, Индии) 9. манипуляции со стволовыми клетками 10.этич отношение к больным спидом, инвалидам, псих больным.проблема хосписов 11. этика общения внутри мед коллектива

Главное понятие Б – гуманизм, уважение личности ч/з милосердие и сострадание.Особая отрасль Б это мед деонтология. «Деон» - долг – это изучение морали ч/з категорию долга.термин 1934 И. Бентан Долг в ф-и Канта это главная моральная категория = это добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. Долг в М деонтологии – это высшая моральная ответственность и обязанность врача. в Б выделено несколько моделей моральной медицины:1. модель Гиппократа: «не навреди» в основе клятвы российского врача 2. Парацельса: «делай добро»3. Деонтологическая: принцип долга. Четкое соблюдение правил 4.модель технического типа:врач=беспристрастный ученый, избег контакта с пациентом 5.и модель социального типа: окажи помощь, но не навреди.Дай пациенту личную свободу и выбор, уважай его достоинство, соблюдай справедливость 6. коллегиального типа:врач-пациент вместе как коллеги 6. контрактного типа: в основе контракт на оказание мед услугСтоится на доверии м/д врачом и пациентом 7. Информированного согласия: оговорены все ступени лечения Цель всех моделей – благополучие пациента! Деонтологическая: принцип долга.Четкое сб!

46.Эвтаназия,

греч «эо»-хорошо, «танатос» - смерть = хорошая смерть. впервые термин употребил философ Бэкон в н 17 в. «Долг врача не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и облегчить страдания, а когда нет надежды на спасение смерть д.б. легкой и спокойной = это Э … маленькое счастье» проблема Э = это проблема выбора права на достойную смерть и права на достойную жизнь В современной М. Э – это сознательное действие или отказ от действия, привод к скорой и б/болезненной смерти безнадежно больного чел-ка с цель.прекращения страданий.

Существует несколько точек зрения на проблему Э: 1. религиозная: христианство и ислам однозн трактуют Э как грех, со стороны пац самоубийство, врача- убийство 2. медицинская: на принципе Гиппократа – я не дам никому просимого средства, не покажу пути для осуществления замысла 3. философская Виды Э 1. пассивная = метод «отложенного шприца», прекращение оказания мед помощи 2. активная = метод «наполненного шприца», введение умирающему лекарства, ведущ за собой быстрое и б/бол наступление смерти. Э за и против

Сторонники Э утверждают, что смерть это прекращение страданий. Пациент не хочет обременять собой других, человек хочет «умереть достойно». Уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения как биологического вида. Лечение безнадежных больных это дорого. Противники Э: религия «не убей», чудо излечения, соц реабилитация инвалидов и смерт больных

Э разрешена в Бельгии, Голландии, Израиле, Люксембурге, Швеции. Нидерландах, неск штатах США. В РФ во всех видах запрещена. В статье 45 закона РФ об охране здоровья граждан написано «запрещение Э», но в целом законодательства об Э в РФ нет. При совершении.ст 105 УК «преднамеренное убийство» доктор Джек Кеворкян = доктор смерть. в 90х создал прибор со смертельной инъекцией с кнопкой – был оправдан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: