Введение............................................................................................................................. 3
Глава 1................................................................................................................................ 5
Зарождение воспитания в первобытном обществе........................................................... 5
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества....... 5
Зарождение организованных форм обучения и воспитания......................................... 6
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя............................................................................................................. 9
Глава 2.............................................................................................................................. 11
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.. 11
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций............................................................................................. 11
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).................................................... 12
Школа и воспитание в Древнем Египте........................................................................ 14
Воспитание и школа в Израильско - Иудейском царстве............................................ 16
Воспитание и школа в Древнем Иране......................................................................... 18
Воспитание и школа в Древней Индии......................................................................... 18
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае......................................................................................................................................... 22
Глава 3.............................................................................................................................. 27
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.................................................. 27
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции............................................. 28
Просвещение в эпоху эллинизма (III -I вв. до н.э.)..................................................... 37
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.......................... 40
Зарождение христианской традиции воспитания........................................................ 44
Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.................... 46
Глава 4.............................................................................................................................. 48
Просвещение и педагогическая мысль в Византии........................................................ 48
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии............................... 48
Воспитание и образование в Византии........................................................................ 50
Педагогическая мысль в Византии............................................................................... 53
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.................................... 57
Глава 5.............................................................................................................................. 60
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения.................................................................................................................... 60
Влияние церковной культуры на развитие образования............................................ 60
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.................................................. 63
Реформация и ее влияние на образование и воспитание............................................. 67
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания....................... 69
Глава 6.............................................................................................................................. 70
Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья................................................................................. 70
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании............ 70
Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока........... 72
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья......... 73
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья......................... 76
Глава 7.............................................................................................................................. 79
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)............................................................................................................................. 79
Воспитание и обучение у древних славян.................................................................... 79
Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв................................................... 81
Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.......................................................................... 84
Образование в Русском государстве в XVII в............................................................. 86
Педагогическая мысль в России к концу XVII в.......................................................... 89
Глава 8.............................................................................................................................. 96
Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв........................................................................................................................................... 96
Педагогические идеи В. Ратке....................................................................................... 97
Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»................................................................................... 99
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в. 106
Движение за обновление школьного образования и методов обучения.................. 108
Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв....................................................... 110
Эмпирико - сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка 112
Педагогическая мысль во Франции XVIII в............................................................... 115
Педагогическая концепция Жан-Жака Pуcco............................................................. 117
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794).................................................................................................................. 120
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения........................................................................................ 123
Глава 9............................................................................................................................ 128
Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в..................................................... 128
Просвешение в России в начале XVIII в................................................................... 128
Школьное дело при Петре I........................................................................................ 132
Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ................................ 134
В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России........................ 137
Просвещение и школа после Петра 1......................................................................... 140
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова....................................................... 141
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой................................................. 144
Педагогические взгляды и деятельностьИ.И. Бецкого............................................. 145
Глава 10.......................................................................................................................... 153
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.)........................................................................................................................................ 153
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)........................................................................ 153
Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.................. 155
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта...................................................................... 160
Педогогическая идея и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега................... 168
Педагогические идеи Г. Спенсера............................................................................... 174
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.)....................................... 176
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в............................. 179
Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и ихидея классового подхода к вопросам воспитания и
образования................................................................................................................. 183
Глава 11.......................................................................................................................... 186
Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в....................................... 186
Развитие школы и становление школьной системы................................................... 187
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия........................................ 192
К.Д. Ушинский -крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи........... 197
Глава 12.......................................................................................................................... 208
Зарубежная школа и педагогика в конце XIX -начале XX в....................................... 208
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.............................................. 208
Основные представители реформаторской педагогики............................................ 209
Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики................... 217
Глава 13.......................................................................................................................... 222
Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX в. (до 1917 г.)...................... 222
Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования........................................................................................................... 222
Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в................................... 231
Глава 14.......................................................................................................................... 243
Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939)................................................................................... 243
Глава 15.......................................................................................................................... 250
Школа и педагогика в России с Февральской революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945)................................................................................ 250
Политико – идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г............. 250
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг. 255
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г......................... 257
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа............................................... 266
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны.................................. 268
Глава 16.......................................................................................................................... 270
Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после второй мировой войны........................................................................................ 270
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны........................... 271
Педагогическая наука в странах запада..................................................................... 273
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в....................................................................................................................................... 274
Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны....................... 277