Принципы общетеоретического исследования

Важнейшие принципы общетеоретического исследования: объективность, историзм, конкретность, плюрализм, всесторонность, комплексность и др.

Принцип объективности означает, что необходимо исходить из самого объекта познания, т. е. государства и права, изучать реальные закономерности их функционирования и развития. Необходимо выявлять объективное содержание государства и права в каждый данный момент и в каждой конкретной обстановке.

Принцип историзма в исследовании государственно-правовых явлений означает рассмотрение их не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с точки зрения конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

Конкретность требует познания государственно-правовых явлений с учетом всех условий и тенденций их формирования и развития, с сопоставлением с реальной практикой и действительностью.

Плюрализм означает необходимость изучения государства и права с точки зрения многоаспектности, с учетом разнообразных взглядов, идей и теорий на государственно-правовые институты.

Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не в одном каком-либо взятом отдельном аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политэкономии, политологии. В то же время нельзя подменять юридические исследования философскими, социологическими или любыми другими исследованиями.

До недавнего времени единственной научной методологией в отечественном правоведении признавался марксизм-ленинизм. Законсервировав важнейшие постулаты марксистско-ленинской теории и превратив их в догму, советская официальная доктрина остановила развитие самого марксизма и лишила возможности использовать положительные стороны иных методологических подходов к изучению государства и права.

Правильная методология – это та методология, которая рождается в столкновении различных подходов к анализируемому явлению, находит подтверждение в повседневной практической деятельности человека. И в этой связи не имеет значения, являлся исследователь материалистом или идеалистом, верил в бога или был атеистом. Практика мировых открытий наглядно это продемонстрировала.

Наряду с методологическими вопросами теория государства и права одновременно решает и мировоззренческие задачи. Мировоззрение представляет собой систему обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

В решающей мере мировоззрение формируется под влиянием материального и духовного бытия, окружающего человека, а также под воздействием получаемой им в процессе жизнедеятельности многообразной информации и различных знаний.

Немаловажную роль играют и знания, полученные в процессе изучения теории государства и права. Они, будучи научными по своей природе, объективно отражают государственно-правовой мир. Тем не менее, они выражают вполне определенное видение государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: