Тип правового регулирования

Тип правового регулирования – это общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.

В основе общедозволительного типа регулирования лежит принцип «дозволено всё, кроме …», а значит субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону). Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в законодательстве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Однако такой тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, особенно в процессе применения юри-дической ответственности, ибо это создает возможности для злоупотреблений.

В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет «запрещено всё, кроме …», а значит субъекты могут совершать только
те действия, которые разрешены нормами права. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности.

Правовое регулирование обусловлено не только материальными
условиями жизни общества, но и субъективными факторами. Это проявляется в правосознании, а через него – в правотворчестве, правоприменении и т. д.

Правовое регулирование осуществляется исключительно на информационном уровне. Поэтому, прежде всего, необходимо учитывать информационно-психологический аспект действия права. Право способно регулировать поведение субъектов только тогда, когда адресуемая ему информация воспринята его сознанием и усвоена.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся:

- правовые стимулы, призванные побуждать к правомерному поведению, выгодному для общества и для личности;

- правовые ограничения, призванные сдерживать субъекта от удовлетворения своих потребностей и интересов за счет противоправного поведения.

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки правовых стимулов:

- связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности и выражаются в предоставлении ценностей, отмене или смягчении санкций и т. п.;

- сообщают о расширении объема возможности, свободы;

- проявляются в форме субъективных прав, законных интересов, льгот, поощрений;

- предполагают повышение позитивной активности.

Правовые ограничения – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; установленные в праве границы, в пределах которых должны действовать субъекты; исключение определенных возможностей в деятельности субъектов.

Признаки правовых ограничений:

- связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта;

- сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности;

- предполагают снижение негативной активности;

- направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами. Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек программирует свои действия.

Правовые стимулы проявляются в виде льгот, привилегий и иммунитета.

Правовая льгота представляет собой правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы. Она выражается в предоставлении дополнительных (особых) прав или в освобождении от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

- сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их существования;

- представляют собой исключение из общих правил, выступают способом юридической дифференциации;

- устанавливаются компетентными органами и фиксируются в нормативно-правовых документах. Закон запрещает предоставлять льготы в индивидуальном порядке.

Основная цель правовых льгот – согласование и гармонизация интересов личности, общества, государства.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимаются специальные (исключительные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих обязанностей.

Под правовым иммунитетом понимаются особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечить выполнение ими соответствующих функций.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между поставленной целью и достигнутым результатом правового регулирования.

Основные направления повышения эффективности правового регулирования:

- совершенствование правотворчества: наиболее полное выражение в принимаемых нормах общественных интересов; учет объективных закономерностей общественного развития; реальность соблюдения юридических норм; повышение уровня законодательной техники;

- совершенствование правоприменения;

- повышение уровня правовой культуры субъектов права.

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Нормативное регулирование без индивидуального превращается в формализм, а правоприменение без юридических норм в произвол.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятия, признаки, виды правоотношений.

2. Структура правоотношений.

3. Понятие и формы реализации права.

4. Применение права – особая форма реализации права.

5. Понятие и формы толкования правовых норм.

6. Способы и виды толкования права.

7. Правосознание: понятие, виды, структура.

8. Правовое поведение: понятие и виды.

9. Понятие, виды, функции юридической ответственности.

10. Понятие механизма правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: