Тип правового регулирования – это общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.
В основе общедозволительного типа регулирования лежит принцип «дозволено всё, кроме …», а значит субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону). Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в законодательстве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Однако такой тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, особенно в процессе применения юри-дической ответственности, ибо это создает возможности для злоупотреблений.
В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет «запрещено всё, кроме …», а значит субъекты могут совершать только
те действия, которые разрешены нормами права. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности.
|
|
Правовое регулирование обусловлено не только материальными
условиями жизни общества, но и субъективными факторами. Это проявляется в правосознании, а через него – в правотворчестве, правоприменении и т. д.
Правовое регулирование осуществляется исключительно на информационном уровне. Поэтому, прежде всего, необходимо учитывать информационно-психологический аспект действия права. Право способно регулировать поведение субъектов только тогда, когда адресуемая ему информация воспринята его сознанием и усвоена.
В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся:
- правовые стимулы, призванные побуждать к правомерному поведению, выгодному для общества и для личности;
- правовые ограничения, призванные сдерживать субъекта от удовлетворения своих потребностей и интересов за счет противоправного поведения.
Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Признаки правовых стимулов:
- связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности и выражаются в предоставлении ценностей, отмене или смягчении санкций и т. п.;
- сообщают о расширении объема возможности, свободы;
|
|
- проявляются в форме субъективных прав, законных интересов, льгот, поощрений;
- предполагают повышение позитивной активности.
Правовые ограничения – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; установленные в праве границы, в пределах которых должны действовать субъекты; исключение определенных возможностей в деятельности субъектов.
Признаки правовых ограничений:
- связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта;
- сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности;
- предполагают снижение негативной активности;
- направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами. Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек программирует свои действия.
Правовые стимулы проявляются в виде льгот, привилегий и иммунитета.
Правовая льгота представляет собой правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы. Она выражается в предоставлении дополнительных (особых) прав или в освобождении от обязанностей.
Признаки правовых льгот:
- сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их существования;
- представляют собой исключение из общих правил, выступают способом юридической дифференциации;
- устанавливаются компетентными органами и фиксируются в нормативно-правовых документах. Закон запрещает предоставлять льготы в индивидуальном порядке.
Основная цель правовых льгот – согласование и гармонизация интересов личности, общества, государства.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимаются специальные (исключительные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих обязанностей.
Под правовым иммунитетом понимаются особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечить выполнение ими соответствующих функций.
Эффективность правового регулирования – это соотношение между поставленной целью и достигнутым результатом правового регулирования.
Основные направления повышения эффективности правового регулирования:
- совершенствование правотворчества: наиболее полное выражение в принимаемых нормах общественных интересов; учет объективных закономерностей общественного развития; реальность соблюдения юридических норм; повышение уровня законодательной техники;
- совершенствование правоприменения;
- повышение уровня правовой культуры субъектов права.
Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Нормативное регулирование без индивидуального превращается в формализм, а правоприменение без юридических норм в произвол. |
Вопросы для самоконтроля
1. Понятия, признаки, виды правоотношений.
2. Структура правоотношений.
3. Понятие и формы реализации права.
4. Применение права – особая форма реализации права.
5. Понятие и формы толкования правовых норм.
6. Способы и виды толкования права.
7. Правосознание: понятие, виды, структура.
8. Правовое поведение: понятие и виды.
9. Понятие, виды, функции юридической ответственности.
10. Понятие механизма правового регулирования.