Власть монополии тем выше, чем ниже эластичность спроса на ее товар. Именно эту ситуацию и стремится использовать монополист на рынке, а при ее отсутствии – создать искусственно.
Для монополиста ситуация «нулевой» прибыли – (MC = MR = P) неприемлема.
В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (плюс цену). Выбирая комбинацию «цена – количество», монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, сокращая его до уровня, соответствующего MC = MR, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса. (рис. 21.1).
Рис. 21.1. Максимизация прибыли монополией
PCK – цена совершенной конкуренции; PM – цена монополии; QCK – объем производства при совершенной конкуренции; QM – объем производства при монополии.
Следовательно, формула максимизации прибыли:
МС = VR < P, (21.1)
где МС – предельные издержки; MR – предельный доход; P – цена.