Нет, это не так. Никто не может заставить казаться простым то, что по своей сути простым не является (и при этом сохранить истину). Лишь наша обусловленность затуманивает то, что в своей основе просто.
Но кармическая идея является основополагающим принципом многих духовных учений.
Нет, это не верно. На самом деле это лишь интерпретация основополагающих принципов – и интерпретация ошибочная. В Алмазной Сутре (и в других книгах) часто встречается утверждение о том, что это противоречит основному учению. Этому ошибочному пониманию есть простое объяснение. Является трюизмом тот факт, что никакой волевой фактор не может вмешаться в работу процесса причинности. То, что само по себе является причиной следствия – феноменальный объект – не может породить новую причину (осуществить волеизъявление) в неумолимой цепи причинности, ибо новая причина подразумевала бы существование независимой объективной сущности. Индивидуальное человеческое существо есть лишь видимость, марионетка.
Тема кармы – и тесно связанная с ней тема реинкарнации – является настолько важной, что мы могли бы обсудить ее отдельно в подробностях. А сейчас очень интересна проблема "волеизъявления".
На самом деле "волеизъявление" вызывает такой интерес по той причине, что оно является самой основой вопроса о карме и реинкарнации. Ведь без "волеизъявления" эта вторая проблема даже не возникла бы! Без "волеизъявления" майя была бы представлена в такой наготе, что ей бы пришлось вообще исчезнуть. Жить без волеизъявления – значит прекратить объективировать, прекратить интерпретировать на основе нама-рупы (имени и формы), жить в свободе, что мудрец и делает.
И как это сделать?
Это самый трагический – и самый комический – аспект всей этой проблемы! Как "кто" делает "что"? Самым прямым ответом будет: "Через переживание Учения на опыте", или "Понимание – это все".