Роль Китая в регионе и проблема российско-китайских отношений

В 90-е гг. происходит серьезное укрепление экономики и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформам, которые начал Дэн Сяопин в 1978 г., китайская экономика выходит из затяжного кризиса.

Основой китайских реформ становится сельское хозяйство – коммуны времен «культурной революции» были ликвидированы, и в деревне распространяется семейный подряд. Упор делается на частичную инициативу, рыночные отношения. Земля остается в государственной собственности, но китайским крестьянам-арендаторам предоставлены очень широкие права: аренда пожизненная, наследная, с правом передачи земли другому лицу при условии, что на это будет получено разрешение государственного чиновника. Китай сумел очень быстро решить продовольственную проблему.

Второе направление реформ – развитие промышленности. Основываясь на экономических успехах деревни, Китай начинает развивать легкую и пищевую промышленность.

Следующим этапом развития промышленности стало машиностроение, металлургия, металлообработка, внедрение высоких технологий. Для того чтобы обеспечить инвестиции в эти отрасли, китайцы используют 2 пути:

1) Создание СЭЗ в приморских провинциях Китая: Сычуань, Гуанчжоу, Гуандун, Хайнань, Чжеизянь, Цзянсу, Шаньдунь. На долю этих провинций приходится 45% китайского ВВП. В СЭЗ был создан наиболее благоприятный инвестиционный климат для иностранных партнеров: режим налоговых «каникул».

Благодаря масштабным инвестициям Китай очень динамично начинает развивать высокотехнологичные отрасли экономики, начинает масштабный экспорт своей продукции как сельскохозяйственной, так и высокотехнологичной.

В настоящее время Китай по объему ВВП уступает только США и Японии, а доля Китая в мировом производстве составляет около 16% (второе место после США (22%)).

При этом необходимо учитывать, что абсолютные цифры не отражают объективной картины, и состояния экономики Китая до сих пор остается достаточно сложным. Наиболее серьезные трудности связаны со следующими направлениями развития:

1) острая демографическая проблема – гигантская перенаселенность при дефиците территорий, сырьевых, водных ресурсов и т.д.

2) нет полной ясности относительно реальных темпов роста китайской экономики – Китай официально декларирует ежегодный 10% рост, однако, явные противоречия в официальной статистике позволяют экспертам говорить о реальном росте в 5-6% ежегодно.

3) высокие темпы инфляции, которые сопутствуют высоким темпам экономического роста – когда в 1994 г. инфляция достигла 21,5%, правительство объявило об ужесточении кредитной политики, темпы инфляции начали снижаться, одновременно замедлился экономический рост. До сих пор «золотая середина», т.е. приемлемо низкая инфляция при высоких темпах роста экономики не обеспечена.

4) проблема государственных предприятий, многие из которых были построены еще в 50-е гг. при помощи СССР, и к настоящему времени являются совершенно устаревшими и неэффективными: 75% государственных фирм несут убытки, 35% из этого числа имеют долги, превышающие стоимость их основных фондов. Необходимость менять ситуацию осознается китайским руководством, дискуссии о реформировании государственного сектора начались в 1994 г., однако, только к 1997 г. (на 15 съезде КПК (Коммунистическая партия Китая)) было принято решение об акционировании и частичной приватизации государственного сектора. В связи с приватизацией возникает проблема безработицы, которая уже сейчас превышает официальные 3%.

5) диспропорция между промышленным и аграрным сектором. Прогресс, который был достигнут за последние 20 лет, слабее всего отразился на китайской деревне – до сих пор деревенские жители составляют около 80% населения страны, а, следовательно, в отношении Китая можно говорить об очаговой, анклавной модернизации.

6) диспропорция между богатыми приморскими провинциями, на которые приходится основная доля иностранных инвестиций и современного производства и остальными районами Китая. Наиболее богатые провинции производят 45% общекитайского ВВП, такие контрасты могут создать основу для регионального сепаратизма, в рамках которого богатые провинции не захотят нести на себе бремя по содержанию «бедных родственников».

7) потенциальные религиозно-этнические конфликты в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе – в месте компактного проживания мусульман – уйгуров.

8) высокий уровень коррупции среди гоньбу – государственных чиновников любого ранга.

9) наличие в руководстве КПК серьезных разногласий по поводу дальнейших темпов и направления преобразований. Несмотря на всю закрытость китайской элиты можно выделить 2 основные группы:

- ортодоксальные коммунисты

- коммунисты-прагматики, реформаторы, сторонники интенсивной модернизации Китая.

Несмотря на упорное сопротивление ортодоксов, судя по всему доминирует реформаторская, прагматичная линия – у руководства страной встают реформаторы (Дэн Сяопин – Цзян Цзэминь – Ху Дзен Тао). Между этими группировками идет борьба, но решение проблем Гонконга и магистральная политика партии по взаимодействию с бизнесом позволяют говорить о том, что ортодоксы теряют позиции.

10) сохранение некоммунистической оппозиции, которая после событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине, находится в подполье, однако Демократическая партия продолжает действовать в ряде городов страны, а это означает, что значительная часть общества сочувствует оппозиционерам. На какой-то срок с помощью жестких полицейских акций, достаточно взвешенной политики правительства Китаю удается сохранить уникальный сплав традиционно авторитарной системы в политике и рыночных отношений в экономике, однако объективной закономерности экономической политики (большая степень интеграции в мировую экономику), развитие коммуникаций неминуемо поставит перед китайскими властями проблему демократизации всех сфер жизни.

Учитывая все эти обстоятельства, большая часть специалистов считает, что Китай не сможет удерживать высокие темпы роста, однако Китай располагает достаточными ресурсами для активного военного строительства и внешней политикой в географически приближенных к нему районах.

Правящая элита Китая, скорее всего, будет ориентирована на постепенную эволюционную модернизацию, которая позволит избежать резких социально-политических катаклизмов, и обеспечит сохранение власти в руках правящей элиты.

Россия – Китай

В послевоенных отношениях России и Китая можно выделить несколько периодов:

1) 1946 – конец 1950-х гг. – период сотрудничества, в рамках которого СССР приобретал союзника и укреплял свое влияние в Азиатско-тихоокеанском регионе, а Китай получал необходимые финансовые, технологические и сырьевые ресурсы для осуществления процесса модернизации экономики. Именно в 50-е гг. с помощью советских специалистов была создана добывающая, обрабатывающая промышленность Китая, металлургия, машиностроение, что позволило Китаю преодолеть отсталость, зависимость от западных стран и обеспечить внешнюю безопасность страны.

2) конец 50-х – конец 80-х гг. – период резкого охлаждения отношений, и причинами подобной ситуации стали несколько факторов:

- Мао Дзедун, выстаивая жесткую тоталитарную систему в Китае, был крайне не доволен действиями советского руководства (Хрущева) по критике сталинского режима;

- Китай начинает претендовать на роль лидера в мировом коммунистическом движении;

- создав с помощью СССР основы промышленности, Китай уже не нуждался в масштабной советской помощи, и Мао Дзедун выдвигает идею «большого скачка» - Китай, опираясь на свои собственные силы, способен обеспечить очень быстрый рост экономики, «перескочив» из феодализма прямо в коммунизм. На достижение этой цели были направлены многие авантюрные мероприятия правящего режима, культурная революция, политика «большого скачка».

В 1978 г. к власти приходит Ден Сяопин, в Китае начинает проводиться масштабная рыночная реформа при сохранении монополии коммунистов на политическую власть и сохранении мощного государственного сектора в экономике.

Ден Сяопин распускает коммуны и вводит в деревни сословный подряд – это позволяет поднять с/х. На основе средств, полученных в с/х сфере, начинается финансирование промышленности. Ден Сяопин активно привлекает западных инвесторов, создаются свободные экономические зоны в приморских провинциях Китая, и экономика Китая начинает динамично расти, при этом значительную долю роста обеспечивают высокотехнологичные отрасли производства.

Китай заинтересован в налаживании добрососедских отношений с Россией. В мае 1989 г. – визит Горбачева в Пекин – первый за несколько десятилетий визит советского руководства в Китай. Подтверждено стремление Китая и России к добрососедским отношениям.

В 1992 г. – визит Ельцина в Китай, в ходе которого была подписана Пекинская декларация, в которой зафиксирован принцип мирного сосуществования. Начинается регулирование пограничных вопросов, зафиксирован международный принцип раздела пограничных рек – границей является середина главного форватора реки. И российско-китайская граница проходит по рекам Амур, Уссури, Туманная.

В результате Китаю отходит ряд островов, ранее принадлежавших России.

В 1994 г. были урегулированы вопросы западного участка российско-китайской границы, к 1997 г. российско-китайская граница урегулирована более чем на 90%, а в 2005 г. было заявлено, что граница полностью определена.

При этом остается достаточно большое количество проблем. Прежде всего, это связано с крайне неблагоприятным для России соотношением территории и населения (Россия составляет 13% от земной поверхности, а население – 2%).

Эта ситуация объективно создает напряженность в отношениях России с соседями и в потенциале может привести к весьма неприятным последствиям для России. Отражением существующих проблем является нелегальная китайская иммиграция на российский Д.Восток (количество иммигрантов от 6 тыс. до 2 млн. человек). Эту проблему вряд ли можно решить чисто юридическим путем. Единственный выход – комплексное решение.

В экономической сфере: необходимо развитие высоких технологий, которые позволят сделать экономику страны сильной и конкурентоспособной на мировых рынках, а также обеспечить развитие Д.Востока и Сибири не за счет количества рабочих рук, а за счет качества труда и технологий.

В политической сфере: необходимы налаженные и полноценные контакты как с самим Китаем, так и с Европой (в случае самого неблагоприятного развития событий Запад может стать союзником России и противовесом Китаю).

В юридическом плане: необходима разработка миграционного законодательства не столько запретительного характера, сколько конструктивно решающего проблему мигрантов.

В культурной сфере: необходимо приобщать китайских мигрантов к русскому языку, культуре; давать российское образование, а в перспективе – российское гражданство для тех, кто достаточно интегрирован в российское общество.

Говоря об отношениях России и Китая, необходимо достаточно четко представлять себе позицию самого Китая. На протяжении всей своей истории Китая являлся Сверхдержавой, империей, которая концентрировала вокруг себя весь регион. Как следствие – четко выраженное имперское сознание, ощущение своего величия и стремление это величие реализовать (при этом, разумеется, официально подобные цели никак не декларируются).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: