Проблема зла

Само понятие зла имеет несколько уровней:

1) Метафизический уровень. Подразумевается, что зло существует изначально. Особенно четко это выразилось в дуалистических системах. Зло в данном случае является противопоставлением добру, полярной силой, одновременно сосуществующей добру. В некоторых системах под злом подразумевают материю. В какой- то степени этому соответствует идея вечных мук, т. е. утверждается то, что в конечном счете, будет вечно существовать добро, Бог и рай, и зло – дьявол со всеми теми, кто будет пребывать в аду. Здесь утверждается, хотя не изначальное, но окончательно метафизическое существование зла, т. е. дуализм.

2) Духовно – нравственный уровень.Зло понимается как искание добра, обусловленное неверным осуществлением свободы личности. Зло – это такие поступки и деяния, которые противоречат нравам, обычаям, законам, заповедям.

3) Социальный уровень. Под злом понимаются общественные установления, политический строй, законы, которые противоречат известным нравственным нормам. Под злом понимается политическое неустройство, несправедливые и защищающие безнравственность законы, социальное неравенство.

4) Органический уровень. Это болезни, страдания, вызванные повреждением организма. Это в конечном счете – смерть.

Что же является злом с христианской точки зрения?

Бог есть природа всего сущего, бог есть благо. Зло, с христианской точки зрения не имеет сущности, т. е. не имеет отдельного существования. Т. е. христианство отрицает метафизическое зло. Зло как 2-го начала не существует. Начало только одно – Бог. Злом же является ни что иное, как искажение добра, происшедшее в результате свободы личности. Зло и грех относятся не природе по существу, а к личности, ипостаси.

Диадох Антиохийский писал: «Зло не существует, разве только в момент его совершения».

Прп. Иоанн Дамаскин: «Зло не сообщительно, не подвижно, не созидательно».

Что же является добродетелью? Обычно добродетелью называют все то, что соответствует установлениям (общественным), нормам закона и заповедям религии. Таким образом, деяния человека, соответствующие этим установлениям закона и заповедям являются добродетелью. Христианство не утверждает, что добродетелью или добром (поскольку добро есть сам Бог) является только то, что соответствует свойствам Божиим. Но это уже полнота добродетели. В падшем человеке добром называется стремление к добру, осознание того, что не соответствует Богу как зло, с одной стороны, и стремление к добру, с другой. Христианство обращает внимание не на внешний акт исполнения, а на внутреннее состояние души и утверждает, что более добродетельным является тот, кто искренне раскаивается в совершенном зле, нежели тот, кто исполняет все внешние предписания религии.

Весь Ветхий Завет исполнен идеей о праведности как исполнении внешнего закона. По мере развития христианство все более приближается к этому ветхозаветному пониманию.

Цель человеческой жизни – в единении с Богом, а не в получении чего-то от Бога. Прп. Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни заключается в стяжании Духа Святого, а средствами этого стяжания являются пост, бдение, милостыня, молитва и всякое Христа ради дело доброе. Средства хороши только тогда, когда употребляются правильно, в противном случае они приносят человеку вред. Приобщает Богу только то, что осуществляется в результате познания себя и от сюда приобретенному смирению. Где нет смирения, там нет Бога.

Происхождение души.

Существует несколько точек по этому вопросу.

1) Предсуществование души – т. е. все души заранее сотворены.

2) Каждый раз душа творится Богом, дается Им при зачатии или рождении человека.

3) Душа нераздельна от тела, в какой бы стадии развития она не находилась. Т. е. душа и тело развиваются совместно, как единый человек.

1. Точка зрения о предсуществовании души языческая, дохристианская. Она развивалась Оригеном и была осуждена на V Вселенском соборе.

2. Точка зрения очень живучая. Преобладает она в католицизме. Душа каждый раз дается Богом, а когда дается? – указываются разные сроки: через 3-и недели; 1,5 месяца и т. д. В чем тут ошибка? Если мы признаем, что душа каждый раз дается, следовательно, мы утверждаем или то, что нам дается неповрежденный образ Божий, что прямо противоречит учению Церкви от начала и фактическому состоянию ребенка, или же что Бог дает поврежденную душу. Тогда возникает вопрос: откуда Он дает ее поврежденной? Значит она уже существовала, уже где-то согрешила? Т. е. мы возвращаемся к вопросу о предсуществовании души, что противоречит Церковному учению.

3. Единственной Православной точкой зрения будет следующая: душа проходит вместе с человеком все стадии развития – от самого элементарного клеточного до своей цельности. Душа зачинается как и тело.

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Духом называется словесная сила души человеческой, в которой запечатлен образ Божий. Именем духа обозначается разумная часть человека: ум, его мысль, его словесные сердечные ощущения, кстати, чуждые естеству зверей».

Прп. Макарий Египетский: «Отцы рождают чад от своего естества, тела своего и души своей» (30 беседа).

О телесности или духовности человеческой души.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что душа имеет (подобно природе ангелов) тончайшую материальность – эфир. В ответ свт. Феофан (Говоров) написал брошюру: «Душа и ангелы не тело, а дух». Здесь утверждалось, что душа абсолютна духовна. Споры по этому поводу продолжаются вплоть до наших дней.

Свт. Игнатий, когда писал это, не думал, что будет дискуссия. В любой дискуссии важно договориться о содержании тех понятий, которые будут использоваться в дискуссии, договориться о первичных понятиях, что мы понимаем под духом и что под материей. Свт. Феофан апеллирует доводами, которые опирались на чувства. (Один англ. Философ кон. XVI–нач.XVIIвв. говорил, что материальность обладает упругостью, а упругость – это сила, а сила – понятие духовное, т. е. материи не существует.)

Второе замечание. Свт. Игнатий подчеркивает – дух, есть Бог, следовательно, все прочее не есть дух, ибо по христианскому вероучению Творец принципиально отличается от творения. Сват. Афанасий Великий говорил: «Дух Святой отличен от единосущия всего тварного бытия», т. е. все тварное имеет одну сущность отличную от сущности Бога.

3-й аспект, почему мы не приписываем термин «дух» ко всему видимому и не видимому тварному бытию есть то, что Дух Божий вездесущ, Он не ограничен пространством и временем. Все прочее ограничено. Никакой ангел не может находиться одновременно в нескольких местах.

4-й аспект. Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводит десятки примеров опыта отцов, где говорится об их видении духов. Они говорят, что душа подобна человеческому телу. Таким образом, душа имеет некую материальность.

Почему падение было необходимо для обожения? Состояние Адама было «падательным» - говорят свв. отцы. Бог сотворил человека совершенным по природе, а не по личности. Личность человеку нужно было развивать самому. Бог не мог дать человеку опыт необходимости жизни с Ним, Бог не мог дать человеку опыта, кто он есть без Бога. Этот опыт человек должен был приобрести сам. Он склонился на приобретение этого опыта методом личного познания добра и зла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: