Рекомендации для работы по учебно - методическому комплекту

«Музыка» для четырехлетней начальной школы

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Предлагаемый учебно - методический комплект «Музыка» для четырехлетней начальной школы включает в себя: учебник - тетрадь для 1 класса, учебники, рабочие тетради для 2, 3, 4 классов, хрестоматии и фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала, методические рекомендации.

Содержание данного учебно - методического комплекта базируется на основных положениях художественно - педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, современного опыта преподавания музыки в общеобразовательных школах России. Основу содержания комплекта составляют базовые категории и понятия музыкального искусства, которые нашли свое отражение во «Временных требованиях к обязательному минимуму содержания начального общего образования», и «Примерных программах начального общего образования».

Принципиальной позицией авторов комплекта является то, что вхождение ребенка в мир музыкального искусства должно происходить на основе русской музыки — ее интонаций, тем, образов.

Учебник - тетрадь «Музыка» для 1 класса имеет два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Разнообразные явления музыкального искусства, которые изучаются в 1 классе, позволяют обобщить и систематизировать уже имеющийся у первоклассников жизненный и музыкальный опыт, сформировать первичные представления о жанрах музыки (простых — песня, танец, марш и более сложных — опера, балет), ее интонационно-образном богатстве, многочисленных связях музыки с окружающей детей жизнью, развивать умения и навыки осознанного и выразительного исполнения музыки в различных видах музыкальной деятельности — пении, слушании музыки и размышлениях о ней, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, простейших импровизациях, драматизации песен.

Вопросы и задания для учащихся, предлагаемые в учебнике-тетради, направлены на накопление опыта творческого осмысления музыки как части жизни, музыки как искусства общения.

Зрительный ряд учебника-тетради, использованные в нем литературные тексты, которые дети читают с родителями, призваны расширить художественные впечатления учащихся на первоначальном этапе музыкального обучения.

Учебники для 2, 3, 4 классов начальной школы имеют семь разделов: «Россия — Родина моя». «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале». «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». В названиях разделов отражена художественно - педагогическая идея целого блока музыкальных занятий.

Распределение этих разделов по четвертям весьма условное, что дает возможность учителю вариативно подходить к построению сценария урока, реализуя принцип концентричности отбора музыкального материала, сформулированный в программе, возвращаться к уже знакомым музыкальным произведениям при изучении разных учебных тем, способствуя накоплению слухового опыта детей, их музыкально - интонационного словаря - тезауруса.

В центре учебников и рабочих тетрадей - различные явления русской музыкальной культуры: фольклор, музыка Русской православной церкви, произведения композиторов - классиков и современных композиторов. Сочинения западноевропейских композиторов, музыкальный фольклор разных народов мира вводится в содержание уроков постепенно, в сравнении с русской музыкой. Региональный компонент содержания музыкального образования в этом случае может быть также представлен при работе по данному комплекту.

«Тождество и контраст» (по Б. В. Асафьеву), сходство и различие - основной методический принцип выстраивания музыкального материала в учебниках и тетрадях, главный способ общения учителя и ребенка с музыкальным произведением, композитором и исполнителями.

Смысловая единица учебников и рабочих тетрадей - разворот. Каждый разворот включает в себя предполагаемый музыкальный материал (название произведения, нотная запись его главных тем), зрительный ряд (иллюстрации, фото, репродукции с живописных полотен), литературный ряд (тексты по тематике разворота, фрагменты прозаических и стихотворных произведений), перечень музыкальных понятий и терминов, необходимых для усвоения детьми на данном этапе обучения, а также вопросы и творческие задания.

Нотная запись выполняет несколько функций: служит фоном для художественно - изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения жанровых особенностей музыки, знакомит учащихся непосредственно с элементами нотной грамоты как средством фиксации музыкальной речи, помогает формировать навыки пения с ориентацией на нотную запись (звуковысотность, ритм, двухголосье и т. п.).

Большую нагрузку в учебниках и рабочих тетрадях несет зрительный ряд. Развитие ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» возможно лишь при условии разнообразных вариантов «видения» конкретных музыкальных сочинений, неоднозначности их восприятия и множественности их индивидуальных трактовок. Зрительный ряд расширяет культурологическое пространство учебных книг и дает возможность детям прикасаться в процессе музыкального обучения к шедеврам мировой живописи, «звучащим картинам», накапливать первичные представления о стиле в искусстве, находить общность средств выразительности между литературой, изобразительным искусством и музыкой.

Литературный ряд учебников и рабочих тетрадей разнообразен. В нем представлены небольшие по объему и доступные детям по образному содержанию тексты, разъясняющие смысл того или иного явления, а также фрагменты прозаических произведений, стихи, созвучные музыке.

Именно свобода ребенка в выборе зрительных, речевых, литературных, пластических аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в данном комплекте, - залог его общехудожественного и музыкального развития.

Почти на каждом развороте учебников и тетрадей даются музыкальные понятия и термины, которыми учащиеся овладевают постепенно, с помощью учителя, по мере накопления музыкально - слухового опыта. Некоторые понятия и термины повторяются на разных разворотах, что дает возможность их осмысления учащимися на новом музыкальном материале. Авторы данного комплекта намеренно не предлагают учебниках конкретных определений тех или иных явлений музыкального искусства (например, что такое жанр, форма, музыкальный язык, интонация и т. п.), средств музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, ритм, лад, регистр и т. п.), так как считают, что основной акцент на уроках музыки в начальной школе в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических знаний о музыке, сколько на расширение эмоционально - образного багажа ребенка, на развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование нравственно - эстетических ценностей, устойчивого интереса к музыке как части окружающей жизни, приобретение навыков общения с музыкальными произведениями во всем многообразии видов детского музицирования.

Развитие навыков и умений коллективного музицирования - пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, музыкально - ритмических движений, простейших импровизаций (речевых, пластических, вокальных, инструментальных), опытов создания рисунков под впечатлением услышанной музыки, собирание музыкальных «коллекций» - должно происходить в опоре на активное восприятие детьми музыки как живого искусства, а не скучной школьной дисциплины.

Вопросы и задания учебников и рабочих тетрадей носят проблемный характер, предполагают личностную оценку музыкальных произведений ребенком, формирование первичных навыков анализа музыкальных произведений, развитие творческих умений воплощения художественных образов при помощи слов, красок, линий.

Рабочие тетради - это и своеобразные дневники музыкальных впечатлений ребенка. Они могут использоваться учителем как на уроках музыки, так и для организации домашней самостоятельной работы школьников, направленной на развитие позитивного отношения к музыкальным занятиям.

В хрестоматии музыкального материала для каждого класса предлагаются фрагменты классических произведений, изложенных в облегченной фактуре, которые учитель может исполнять на уроках, песенный репертуар, включающий не только песни для разучивания, но и главные темы музыкальных произведений для пропевания с детьми в целях более прочного их запоминания и прослеживания их изменения, развития при восприятии крупных форм. Песенный репертуар учебно - методического комплекта носит примерный характер, может расширяться и дополняться учителем музыки в зависимости от уровня музыкального развития каждого конкретного класса, потребностей времени, условий взаимосвязи урока и внеурочных форм работы по музыкально - эстетическому воспитанию школьников.

Произведения, включенные в хрестоматии музыкального материала, предполагают многообразие видов музыкальной деятельности детей - одни и те же сочинения могут быть прослушаны на уроке, основные темы вокализируются, пропеваются с детьми, исполняются в виде пластических импровизаций, украшаются звучанием музыкальных инструментов, сочетаются с музыкально –

- ритмическими движениями, «разыгрываются», инсценируются.

Фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала содержат основные произведения, включенные в учебно - методический комплект, которые даны в виде законченных фрагментов или полностью. Аудиозаписи призваны знакомить учащихся начальной школы с шедеврами мировой музыкальной культуры, разнообразием исполнительских трактовок музыкальных сочинений.

Методические рекомендации к учебно - методическому комплекту «Музыка» для четырехлетней начальной школы содержат описание приемов и методов работы по освоению его содержания, информационный материал для учителя, ссылки на дополнительную литературу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: