double arrow

Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях. Смоделируйте вышеназванный процесс.

Быт воспитательной организации – это уклад обыденной жизни входящих в нее людей. Он содержит пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

Быт воспитательной организации определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт организации как минимум в связи с тремя обстоятельствами.

Во-первых, играет роль наличие или отсутствие разделения на три вида территорий. Первичные территории – это помещения, длительное время находящиеся в пользовании первичных коллективов (комнаты классные, спальные, для занятий кружков и пр.). Вторичные – помещения, которыми все или почти все первичные коллективы пользуются временно или периодически (актовый, спортивный залы, бассейн, столовая, комнаты отдыха и пр.). Специфические территории – помещения, необходимые для функционирования всей организации, – административно-хозяйственного, медико-санитарного и другого назначения.

Во-вторых, важно, насколько предметно-пространственная среда предусматривает возрастные и иные особенности членов организации. Это цветовая гамма интерьера, функциональность набора мебели, уместность набора мягкого инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и др.).

В-третьих, необходимо учитывать меру благоустроенности и технической оснащенности помещений: наличие или отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, столового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организациях интернатного типа.

Архитектурно-планировочное решение, предметно-пространственная среда и техническая оснащенность помещений воспитательной организации играют существенную роль в укладе ее жизни и воспитательной эффективности.

Образ жизни в основном определяется режимом функционирования организации, учитывающим ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья.

Режим – это определенный распорядок дня, последовательное чередование занятий, сна и отдыха.

Режим определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и воспитательной системой, сложившейся в организации.

Один из основных элементов быта воспитательной организации – это этикет, представляющий собой совокупность определенных правил поведения, которые регулируют внешнюю культуру общества.

В воспитательной организации этикет включает в себя нормы обращения ее членов друг с другом, старших с младшими и наоборот, общие правила дисциплины – учебной, бытовой, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием, соблюдения и поддержания чистоты и порядка.

Традиция – устоявшиеся нормы поведения, формы жизни, ценности и идеи, которые сохраняются на протяжении многих лет и передаются из поколения в поколение. Традиции могут сложиться в различных сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического руководства и т. д. Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями членов организации.

В то же время чрезмерное следование традициям порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя изживший себя уклад жизни и те или иные его компоненты.

В целом быт воспитательной организации существенно сказывается на содержании, формах организации; характере и соотношении работы, рекреации, релаксации, взаимоотношениях между членами организации и, наконец, на эффективности ее деятельности.

Жизнедеятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности, способствующей удовлетворению потребностей человека, коллектива, группы. При этом учитываются потребности всего общества. Жизнедеятельность воспитательной организации становится условием развития человека постольку, поскольку он может и стремится реализовать в ней свою активность.

Функционирование воспитательной организации включает в себя:

1) общение (в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми);

2) познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды);

3) духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и использованием духовных и социальных ценностей);

4 ) спорт (где реализуется функционально-органическая активность);

5) игру ( реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: