double arrow

Должностные обязанности специалистов бюро медико-социальной экспертизы

4

Должностные обязанности специалистов вытекают из задач бюро медико-социальной экспертизы.

Руководитель филиала (первичного бюро) выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждения­ми и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.

Ру­ководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские до­кументы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специ­альностей, включенной в состав бюро.

Традиционно в состав врачей-экспертов входят тера­певт, невропатолог и хирург. Среди них и распределяют­ся обязанности по освидетельствованию граждан с раз­личной патологией. Как правило, это соответствует клас­сификации болезней, принятой в практической медици­не: нервные болезни и неврологические состояния вхо­дят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в компетенцию хирурга; внутренние болезни — в компе­тенцию терапевта.




Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни кли­ента.

Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствия­ми травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) глав­ными в возникновении ограничений функций организма.

В обязанности врача-эксперта входит:

· изучить медицин­ские документы, представленные освидетельствуемым гражданином,

· собрать анамнез больного (собственная ха­рактеристика состояния клиента),

· провести личный ос­мотр,

· доложить результаты на обсуждении членов экс­пертной комиссии,

· сделать необходимые записи в меди­цинских документах комиссии.

При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнитель­ное обследование в другие учреждения.

В обязанности эксперта входит также сбор и оформле­ние статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.

Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уров­не свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принци­пиально должны занимать иную позицию в работе с кли­ентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здраво­охранения. Их усилия направлены не столько на выяв­ление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стой­кости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.



Врач-эксперт не устанавливает ме­тоды лечения, он рассматривает патологическое состоя­ние гражданина и на основании своих наблюдений опре­деляет степень тяжести и стойкость нарушения функ­ций.

В экспертный состав кроме специалистов-врачей, при­нимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.

Это — но­вые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экс­пертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого граж­данина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.



Некоторыми учеными обязанности и технологии рабо­ты специалистов бюро видятся следующим образом.

Задачи специалиста по реабилитации:

· проводить социальную диагностику — оценку про­фессионально-трудового статуса (нарушен, не нару­шен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой про­фессии, возможна в специально созданных услови­ях); образовательного (нарушен, не нарушен, обра­зование возможно в обычных или в специально со­зданных условиях), социально-бытового (самообс­луживание не утрачено, частично утрачено, полнос­тью утрачено; социальные навыки не утрачены, час­тично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полнос­тью утрачена) и социально-средового статусов (нару­шен, не нарушен, социальная независимость не ут­рачена, частично утрачена, полностью утрачена, со­циальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возмож­ность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утраче­на, возможность заниматься общественной деятель­ностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);

· проводить оценку реабилитационного потенциала и ре­абилитационного прогноза;

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;

· определять потребность лица в реабилитации.

Задачи специалиста по социальной работе:

· проводить социальную диагностику,

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,

· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· определять потребность лица в мерах социальной за­щиты, включая реабилитацию;

· определять возможность проведения реабилитацион­ных мероприятий ИПР;

· устанавливать условия предоставления реабилитаци­онных услуг;

· определять круг учреждений для реализации ИПР;

· определять место и условия приобретения техничес­ких средств реабилитации.

Его технологии — определение ряда социальных ха­рактеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семей­ного положения, роли семьи в помощи инвалиду, нали­чие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.

Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности, включая:

· оценку возможности обеспечения персонального ухода;

· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);

· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки бе­лья, посещения магазинов и пр.);

· оценку возможности обеспечения социальной незави­симости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения от­ветственности, участия в общественной деятельности), — оценку возможности социального общения;

· оценку возможности решения личных проблем (конт­роль рождений, контроль отношений полов).

Задачи психолога:

· психодиагностика умственного развития;

· определение структуры и степени выраженности на­рушений высших психических функций;

· оценка профессионально значимых психических функ­ций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, лич­ностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;

· оценка социальной адаптации;

· проведение оценки социально-психологического, со­циально-бытового и др. статусов;

· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;

· осуществление психологического сопровождения про­цедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реаби­литации.

К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного ин­валида, поскольку от желания гражданина и его готовнос­ти приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.

Надо сказать, что ра­бота психолога в бюро медико-социальной экспертизы боль­ше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реа­билитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут вли­ять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответствен­ности за принимаемое коллегиальное решение.

Специалист по социальной работе должен со време­нем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчер­кивается, что конечной целью экспертизы является ока­зание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.

В самом общем виде решение бюро распадается на два блока:

1. признание гражданина инвалидом и установле­ние ему группы инвалидности;

2. определение реабилитационного потенциала и раз­работка мер реабилитации (индивидуальная программа).

С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты, определяющие степень ог­раничения жизнедеятельности, при содействии специа­листа по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.

Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилия­ми реабилитолога, психолога и специалиста по социаль­ной работе. При этом главная и очень важная роль психо­лога — установить, а может быть, и сформировать у инва­лида психологическую готовность к осуществлению реа­билитации.

Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:

медсестра — обеспечивает материально-техническую основу экспертной процедуры;

медрегистратор — оформляет всю необходимую доку­ментацию, ведет протоколы заседаний комиссии, вы­писывает соответствующие справки.



4




Сейчас читают про: