Вопрос: как вы черпаете вдохновение, и как появляются новые идеи

Основа - последовательное рассмотрение душевно-духовных-цветовых процессов года, как они проявлены в природе на три голоса (для начала – на три; четвертый – твой собственный ответ, который тоже может стать полифонией):

1.Движение света (приливы и отливы в суточном и годовом движении солнца) Это первый голос.

2.Второй голос - ответ воздушного океана свету, его эхо. Когда солнце садится, заливает все теплыми лучами, ответ воздуха дополнителен («Дополнителные», комплиментарные цвета. См. Учение о цвете Гёте). - С противоположной стороны неба притекает, прихлынывает синий, голубой, фиолетовый...они движутся следом, "за" солнцем. Этот ответ воздушной сферы всегда СОВЕРШЕННО ТОЧЕН. Баланс красок, конечно же, меняется в зависимости от времени года, высоты места и.т.д. Он дышит. В нем открывает себя дыхание МИРОВОЙ ДУШИ, СОФИИ.

3. Третий голос - земли: на ней одновременно разыгрываются ответы на 1 и 2 голоса - неба-света и неба-воздуха. Но не на чистом листе, не на пустом месте, а на уже существующих потоках КРАСКОК ЗЕМЛИ. Они успели нечто вобрать в себя и сохранить от прошедшего состояния.

Тут надо еще учитывать цветение, как еще один поток цвета. Осенью, например, оно захватывает даже кроны деревьев - они ЦВЕТУТ листвой. Осенняя листва - вобрала тепло и золото лета, постепенно "сгорая" краски осенней земли переходят от лимонно-желтого к оранжевому, охристому, красному, бордовому, коричневым тонам, до буро-черных и серо-пепельных, в уже опавшей листве. Но не всякое дерево доходит до красных тонов - березы идут не дальше лимонно-желтого, и рыжея, уже опадают... Рябина и весной просыпается позже берез – она даст оранжевый и красный, а в ягодах - киноварно-алый. А дуб - самый поздний весной - даст багровые и бурые тона. Все деревья дышат с землей и солнцем, но В СВОЕЙ фазе.

И на фоне собственных цветов растений и земли разыгрывают свое эхо два голоса - голос СВЕТА- со стороны Солнца - и голос ОТВЕТА тьмы и тени воздушного океана.

Есть и другие голоса в этом хоре. Когда наступает ПРЕДЗИМЬЕ (время ПРАЗДНИКА ФОНАРИКОВ) - процесс сгорания в природе доходит до своего завершения, все золото осыпается на землю (см. рис. "Предзимье") и земля начинает как бы светиться: светлые тона оказываются ниже, а темные выше; градация света оборачивается в направлении от земли к небу, от золота внизу ко все более темным, сожженным тонам веток...

Земля здесь сама дает праобраз нашей душе: «ЗАЖГИ ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ, с которым пойдешь ты через зиму к РОЖДЕСТВУ!» И если мы его зажигаем - печку, свечку, ДОМАШНИЙ ОЧАГ, у которого может согреться сердце - свое и близких- то мы проникаемся силами "праздника фонариков – милосердия св. Мартина" - желания делиться частью: своего тепла, своего очага… как делится своими плодами природа ко времени осени. (Осенины, праздник урожая, яблочный Спас… Все это – вехи на пути милосердия мира, взывающего к нашему ВНУТРЕННЕМУ пробуждению – а, значит, к внутреннему свету и любви.

"Праздник фонариков" в ноябре более на душевном уровне, немного по-детски, предваряет собой более глубокое душевное преображение.

Человек – если он хочет быть именно человеком, а не растением или животным – дополняет своей душою Землю. И тогда, если твой огонек уже горит, событие поворота ночи к свету - РОЖДЕСТВА - может быть замечено и прожито в резонансе с миром, сознательно, действительно ОЩУТИМО.

Сама Вселенная дает нам образ внутреннего духовного обновления.

ОГНИ В ТЕМНОТЕ

«Рождественская спираль» (за 4 недели до Рождества, во время перед «Адвентом»- букв. «Ожиданием» Рождества) – являет праобраз душевного странствия в это время года: движение по спирали к внутреннему огню(к Духу, источнику жизни) вовлекает в процесс и взрослых, и детей.

Кто не знает, что это за спираль, опишу коротко. На полу выкладывается спираль из еловых веток. Все стоят вокруг, поют, играют рождественские песни И взрослые, как своего рода ангелы-хранители, по одному ведут детей по этой спирали к центральной свече, в центре спирали, чтобы дети могли зажечь свою свечку от ее центрального огня. На обратном пути по спирали свечку ставят в на саму спираль, добавив ее огонек к остальным… так спираль растет от центра, с каждым следующим идущим. В качестве «подсвечников» традиционно часто используют яблоки. (Можно усмотреть в этом связь с праздником Михаила, где яблоки на весах перевешивают собой черную чашу, символизирующую зло. К яблокам(железо! оно играет роль ПРОБУЖДАЮЩЕГО в нашей крови!) добавляет свой меч Михаил, и тогда весы перевешивают… От Михаила Рождество отделено как раз 12 неделями).

Есть два вида свечения, или СВЕТА [1] Одно - это свечение теплых цветов; можно сказать – «золотое». Другое - свечение холодных тонов, «голубизна», «синева»… Сульфур (сера) и фосфор, так это называли алхимики. (См. опять же, учение о цвете Гёте – «о-свещенная» среда и «про-свеченная»)

Но прежде, чем вспыхнет ответный внутренний огонь в сердце (а именно о нем слова рождественского песнопения - «Слава в вышних Богу! И в человеках благоволение»), земля совсем уходит внутрь, в себя, а пространство ее открывается космосу, ХОЛОДНОМУ ЯСНОМУ ВНЕШНЕМУ ЗВЕЗДНОМУ СВЕТУ. («Слава в вышних…)

Земля перед Рождеством открывается зеленовато-голубому, звездному свечению ночи. И чем дальше на север, тем сильнее это проявлено, вплоть до своего максимального праобраза «свечения земли» - северного сияния. Собственно, движение к Рождеству - это и есть внутреннее движение души к

"ВНУТРЕННЕМУ СЕВЕРУ ДУШИ".

«Слава в вышних!»

И постепенно "на землю сходит царство серебра", а "царство золота уходит в землю"[2]

Земля ждет этого «царства серебра» - снежного покрова, который даст отразиться в земном небесному, звездному-астральному свету! («Зимы ждала, ждала природа…» и еще:»Зима! Крестьянин, торжествуя…»)

Вот так – торжествуя - это будет выглядеть: ----

Но это еще не скоро… Пока предстоит пройти САМОЕ ТЕМНОЕ ВРЕМЯ.

Не просто "в землю" уходит «царство золота». Оно уходит в ГЛУБИНЫ в самом широком смысле - в сокровенное, внутренне царство Духа, не видимое внешним глазом… таящееся в глубине Души, и ее питающее и оживляющее...

И оно должно быть снова пробуждено из глубин в сердечных, РОЖДЕСТВЕНСКИХ силах, идущих из средоточия, истока внутреннего мира. (В сказках это изображается, как странствие в подземное царство и выход героя оттуда преображенным. Или если странствует девушка- Душа- то она возвращается «женихом», образом Духа, второй своей половиной).

Постепенно, в тишине и темноте, за 12 ночей, проступает внутреннее таинство Рождества, как пробуждающаяся жизнь…

В ее пробуждении всегда есть две стороны, два потока сливаются меж собой –

поток сердца, любви и простоты, поток ПАСТУШЕСКИЙ (описанный в Евангелии от Луки) - и поток мудрости, возвышенности и достоинства, поток Королевский. (Его находим мы в Евангелии от Матфея).

Только когда действуют – как ДЫХАНИЕ ГОДА – оба потока, тогда может «ДОБРОМ СТАТЬ» исходящее из них деяние, по-ступок.

----------------------------

Рождественская елка – собирает вокруг себя, как в фокусе - и снова раздает - ВСЕ ДАРЫ, даваемые годом. И Рождественская спираль также показывает этот мотив: внутрь- за светом – наружу- со светом; внутрь- со свечой; наружу- с новым огнем, зажженным в центре; собирание- раздача… Собственно, глядя вспять от Рождества, видишь: весь год несет свои дары ему навстречу. Лето- и осень - краски и плоды, зерно, яблоки и орехи, ягоды, грибы… все, что мы ЗАГОТОВЛЯЕМ НА ЗИМУ. Весна – цветы, зима – свои кристаллы, снежинки и звездочки…

Можно, проживая каждый праздник года, думать, - а что несем мы с него к Рождеству? И отложить что-то, оставить уже на Рождество!

Глядя же от Рождества не вспять, а вперед – видишь мотив ДАРЕНИЯ собранного. Вырастание плодов из того, что запасено, но не для себя – а для других и для мира. Именно с этого времени начинают просыпаться растения: прорастать лук, картошка в подвале, а внутри разрезанной тыквы обнаруживаешь… Проросшие в ней, прямо внутри, семечки! А до этого они не прорастали, а ХРАНИЛИСЬ. Тыква тоже празднует Рождество…Поворот времен - к будущему…

Каждый из процессов, происходящих в ходе года, может быть увиден как поток, движение, ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА. Об этих потоках как раз и рассказываю я на занятиях, немного набрасываю последовательность цветовых «растяжек», показываю направление встречных цветовых движений, которые, сталкиваясь, образуют формы ПРЕДМЕТОВ.

И все у всех получается. Душа отзывается на эту музыку цветовых потоков с облегчением понимания.

Помеха бывает в одном: когда от любви к процессу выращивания картины, от вИдения и игры потоков цвета, из которых (постепенно!) спрядаются, выявляются и предметы тоже, перескакивают к нетерпеливому вожделению: " А Я ХОЧУ ЗДЕСЬ … (и называется какой-то предмет: елочка, домик, дорожка…) Процесс рождения забыт! картина превращается в поле, на которое врывается со своими представлениями голова, и в ослеплении своим желанием пытается вбить, как гвоздь, в живую ткань картины свое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете. СЛЕПОТА к уже нарисованному,- отключение от потоков цвета, образовавшего картину. В нее пытаются вставить чужеродное - «протез», «имплантант» живой вещи. А он чужой, он не родился в ней… Как если ткали ковер, и вдруг вырезали из него кусок - и вшили пластмассовую елочку из игрушечного магазина… Здесь всегда появляется примитивная схема предмета, а не то, как он выглядит. Поэтому и домик обычно рисуют как квадратик, даже не заполняя его цветом внутри, елочку – как штрихи косого паркета… Как быть?

- «Попробуй найти в уже нарисованном на картине что-то, похожее на краешек крыши, или макушку елки, или намек на дорожку, она может быть в другом месте, где ты ее еще не видишь»- говорю обычно я. – И теперь надо просто помочь, чуть-чуть продолжить уже проклюнувшееся, уже появившееся намеком! Помочь вырасти тому, что есть, вместо того, чтобы сбрасывать на картину десант своих «я хочу»… Спроси картину – где в ней ЭТО уже прячется? И помоги этому проявиться. Будь садовником, а не захватчиком…Возделывай, а не вбивай…

Если удается удержаться в потоке цветов - то картина всегда дышит...

Вдохновение - оно разлито в мире, в природе, и является в момент НАШЕГО ВНУТРЕННЕГО ОТВЕТА на ее движение. В МОМЕНТ РЕЗОНАНСА. (Собственно, само слово «ВДОХновение» указывает на это».

Примеры рисунков участников курсов

ОСЕНЬ. ПРЕДЗИМЬЕ

Лично мне в понимании и работе помогает взгляд на мир цвета Лианы Колло Д`Эрбуа – (кн. "Сферы цвета;) учение о цвете Гёте; множество лекций Р.Штейнера – в том числе, о цвете, о праздниках года, о годовом кругообороте. И, конечно - собственные наблюдения, сделанные вместе с «Календарем души», Штейнера. Но главное - ЛЮДИ, которые приходят на занятия, и рисуют, ХОТЯТ ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ! Рисовать не для украшения стен, а ЧТОБЫ ВИДЕТЬ МИР. Внимать происходящему чуду мирового свершения. Внимать потоку красок, потоку смен времени, небесам и земле, - и ответному, внутреннему голосу своей души и духа, звучащему навстречу миру!

Хочу выразить сожаление: на такие занятия приходят практически только женщины. Если в группе из 20 человек есть один мужчина - это уже редкость. (Если 2 - значит, ты наверное в вальдорфской школе...)

Есть, однако, и надежда: может быть они, эти мужчины, тем временем также ведут какие-то важные курсы для души? Только по какому-то другому разделу? Вот в Казани – занимаются движением - ботмеровской гимнастикой! И скоро придут позаниматься вместе с нами… А мы вместе с ними будем заниматься движением…

ПРИЛОЖЕНИЕ. Стихи А. Демидова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: