Пичаевская Яна Леонидовн,
Магистрант гуматитарно – педагогического
института
Севастопольского государственного
университета
Научный руководитель-
к пн. доцент Удина Е.Н.
Изучение степени проявления познавательного интереса у старших дошкольников
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста по критериям и показателям
Ключевые слова: познавательный интерес, компоненты, критерии, показатели.
В настоящее время особую остроту вызывают вопросы формирования познавательного интереса в связи с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в виде целевых ориентиров, среди которых имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [].
|
|
Решение этих вопросов без изучения познавательного интереса дошкольников невозможно, не знаю что добавить….
Данная статья является попыткой изучить своеобразие его проявлений что поможет педагогам дошкольных учреждений усовершенствовать его формирование.
Актуальность исследования. Проблеме познавательного интереса дошкольников посвящено значительное количество исследований. Так, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности. Они рассматривали познавательный интерес как потребность в знании. М.Ф. Беляев, С.Л. Рубинштейн под познавательным интересом понимали синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы. Г.И. Щукина рассматривала познавательный интерес в связи с избирательной направленностью личности.
Исследованиями установлено, что процесс познания в целом определяется от начала до конца интересом: «интересно» или «неинтересно» - два критерия, по которым можно судить об отношении дошкольника к фактам, предметам и явлениям окружающего мира. Если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области перцепции, поскольку становится неважным, незначимым для них. Сам термин «интерес» происходит от латинского слова intersum, что значит «имею важное значение».
Физиологической основой познавательного интереса является безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс. Однако интерес сам по себе как особое образование не существует. В этом заключается сложность его изучения. Однозначное определение данного понятия затруднительно, в психолого-педагогической литературе интерпретируется по-разному. Так, например, он понимается как:
|
|
- целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий);
- форма познавательной (интеллектуальной) потребности (С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, П.Г. Сирбиладзе);
- избирательное отношение (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова, В.Н. Мясищев, Г. И. Щукина);
- мотив (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова);
- сплав эмоционально-волевых процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);
- выразитель ценностных ориентации личности (С. Рахмонов);
- особое состояние психики (Н.К. Постникова).
Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую структуру привели исследователей к выводу, что это интегральное образование личности, включающее интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты.
Под интеллектуальным компонентом авторы подразумевают активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности; активное оперирование приобретенными знаниями, умениями и стремление передать их другим детям;
под эмоционально - волевым компонентом - положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики) и способность организации, протекания и завершения деятельности;
Под процессуальным компонентом подразумевается обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности (цели и задачи, процесс, результат).
Выделенные компоненты позволили нам изучить степень познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось в ГБДОУ «детский сад № 107 комбинированного вида» г. Севастополя.
Для изучения мы использовали диагностические методики из трудов Ю.Ю. Березиной [], которые позволили нам с разных точек зрения взглянуть на изучаемую проблему.
Методика 1. Изучения детских вопросов (мониторинг).
Цель: выявление познавательной активности, которая проявляется в форме вопросов.
Процедура исследования состояла в том, что в процессе повседневного общения воспитателя с детьми фиксировались все вопросы, с которыми дошкольники обращались к окружающим. Мониторинг осуществлялся в условиях свободной деятельности (игровой, познавательной, продуктивной, в общении) и на занятиях, и продолжался ежедневно в течение месяца.
При изучении содержания вопросов учитывалась их направленность на определенные явления действительности:
1. социальные вопросы, направленные на установление взаимоотношений с окружающими.
2. оценочные, вызванные желанием получить оценку своей деятельности или деятельности другого ребенка.
3. процессуально-деятельностные, направленные на определение содержания предстоящей деятельности
4. познавательные вопросы.
Методика 2. Беседа с детьми
Цель: выявление отношения детей к различным сферам окружающей действительности: природа, техника, общение с окружающими, познавательная деятельность, творческая деятельность.
В качестве материала использовался модифицированный вариант вопросника С.В. Коноваленко []. Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком. При проведении беседы учитывались комментарии ребенка, степень его эмоционального состояния, особенности поведения. Если ребенок проявлял желание дать дополнительную информацию по задаваемому вопросу, это учитывалось при анализе результатов.
|
|
Методика 3. Наблюдение за характером проявлений познавательного интереса в ходе образовательной деятельности детей.
Цель: выяснить степень выраженности проявлений познавательного интереса у детей.
Информация фиксировалась в системе: относительно каждого ребенка, группы детей в целом и педагогов. Оценивались все три компонента познавательного интереса: интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный. Оценка осуществлялась на основе выделенных ранее показателей проявлений. Суть наблюдения заключалась в том, чтобы проследить и оценить активность детей на занятии и степень выраженности обозначенных показателей.
Методика 4. Модифицированная методика выбора деятельности Э.А. Барановой
Цель: выявления доминирующего мотива
Детям предлагалось пять предметов: три простые игрушки; логическая задача, предполагающая сопоставление всей совокупности различительных признаков и нахождение недостающей фигуры; неизвестный предмет с «секретом»; познавательная книга; палочка (или карандаш, стержень к авторучке). Каждому ребенку было предложено выбрать то, что их более всего привлекает и позаниматься с данным предметом столько, сколько захочется. У каждого ребенка было по две попытки для действий. Через неделю эксперимент был повторен с теми же детьми. За их действиями велось наблюдение, результаты фиксировались в протоколе.
В результате исследования было выявлено, что количество познавательных вопросов (всего 18%) значительно уступает остальным.
Наиболее популярными являются вопросы социального характера, связанные с построением взаимоотношений с окружающими, овладением и закреплением правил поведения (45%). Оценочные вопросы составили - 27%, процессуально-деятельностные – 10%. (Рисунок 1). Исходя из этого, можно констатировать, что дошкольники в малой степени проявляют познавательную активность в форме вопросов. Преобладание вопросов социального и оценочного характера свидетельствуют о том, что познавательный интерес находится на низком уровне развития.
|
|
Рисунок 1. Результаты мониторинга детских вопросов
Анализ результатов беседы, направленной на выявление отношения детей к различным сферам окружающей действительности показал, что опрошенные из пяти предложенных сфер отдают предпочтение двум и более сферам окружающей действительности. Подавляющее большинство (88% респондентов) испытывают интерес к природе. Материалы беседы позволили определить, как выстраиваются предпочтения детей. Распределение результатов беседы отражено на гистограмме (рис.2).
Рисунок 2. Выявление отношения детей к различным сферам окружающей действительности
Кратко обобщая результаты наблюдений за характером проявлений познавательного интереса в ходе образовательной деятельности детей мы пришли к определенным выводам:
- по показателям в интеллектуальном компоненте было выявлено, что детей привлекает новизна предметов и явлений, познавательные вопросы носят предметный характер; дети проявляли бессистемные представления, интерес недифференцирован и широк.
- в эмоционально-волевом компоненте было выявлено, что большая часть детей без инициативы приступали к выполнению заданий, однако вначале проявляли заинтересованность к предстоящей деятельности, но быстро эмоции сменялись безразличием. Это происходило в тот момент, когда педагог предлагал решить самостоятельно поисковую задачу.
- в процессуальном компоненте познавательного интереса было отмечено, что дети проявляют неравномерную активность на протяжении занятия, отсутствует стремление к познавательному общению со сверстниками и педагогом; у некоторых детей была отмечена полная дезорганизация процесса деятельности.
При определении доминирующего мотива следует отметить, что выбор детей не был однозначным, все дети - участники проявили интерес к нескольким предложенным предметам поочередно, однако предпочтения удостоились лишь некоторые из них.
Исходя из количества выбора всеми детьми того или иного предмета, определяется степень устойчивости мотива. У большинства участников (70%) преобладает устойчиво игровая мотивация. Об этом свидетельствует постоянство в выборе предметов для игры. У 24% детей следует отметить устойчивую познавательную мотивацию, основанием для которой служит неоднократный выбор ими познавательных предметов. Остальные дошкольники (6%) проявили неустойчивую познавательную мотивацию. Выбор ими познавательного предмета осуществлялся однократно. Наличие мотивации отражено в гистограмме 3 (рис.3).
Рисунок 3. Мотивация в выборе деятельности
Кратко обобщая результаты исследования, мы пришли к определенным выводам. Среди особенностей проявлений познавательного интереса одно из основных мест занимает его содержательная сторона, которая находит прямое отражение в детских вопросах. Однако констатация показала, что количество познавательных вопросов (всего 18 %) значительно уступает остальным. Дети, испытывая интерес к какой-либо сфере окружающей действительности, не проявляют активной позиции в его удовлетворении (данные предпочтения не отражаются в содержании полученных от дошкольников познавательных вопросов).
Из этого можно заключить, что у каждого наблюдаемого ребенка составляющие познавательного интереса возникают и развиваются неравномерно.
Результаты проведенного исследования подвели нас к выводу о том, что ключевым в формировании познавательного интереса является познавательное общение ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками, связанное с поиском информации или подтверждением уже имеющихся представлений. Оно может выражаться в различных формах: от познавательных вопросов до обсуждений, формулировок выводов и т.д.
Выводы:
1. Определена психолого - педагогическая структура познавательного интереса, включающая интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты.
2. Проведены диагностические методики с целью определения проявлений познавательного интереса старших дошкольников.
Литература:
Литература:
1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.
2. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей до- школьного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и методика дошкольного образования: Сборник научных трудов. – М., 2008. – с. 27 - 29.
3. Выготский Л. С, Детская психология // Собр. соч.: В б т. Т. 4. М.: Педагогика,1984.
4. Капустина Н.Г. Социальное познание в старшем дошкольном возрасте. Челябинск: ЧГУ,2004.
5. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет: Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов / С. В. Коноваленко. - М.: «Издательства Гном и Д», 2001. – 48 с.
6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: 1976.
7. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.