Управление запасами материально-технических ресурсов

ЗАПАСЫ

Материальные запасы — это находящиеся на различных стадиях про­изводства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожида­ющие вступления в процесс внутреннего потребления или потребле­ния производственного.

Управления запасами — важнейшая функция логистики, которой посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых.

Управление запасами предусматривает решение двух основных за­дач:

1) определения размеров запаса;

2) разработки системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его наполнением.

В рис. 1 приведена классификация, отражающая основные признаки и соответствующие свойства запасов. Рассмотрим подроб­нее деление запасов по функциональному признаку. Согласно рис. 1, выделяются текущие, страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные и другие виды запасов. Наибольший интерес с точки зрения использования моделей и методов теории логистики представляют задачи определения текущего и страхового запасов.

текущий запас — это основная часть производственных (товар­ных) запасов, обеспечивающая непрерывность снабжения произ­водственного процесса (оптовой торговли) между двумя очередными поставками;

страховой или гарантийный запас, предназначенный для непрерывного снабжения производства в случае непредвиденных обстоя­тельств (нарушение сроков, объемов поставок и т. д.), является величиной постоянной и в нормальных условиях неприкосновенной;

нормы запасов - расчетное минимальное количество сырья и материалов, которое должно находиться у предприятий и снабженческо-сбытовых организаций для обеспечения бесперебойного снабжения производства или реализации продукции.

В табл. 1, 2 приведены формулы для расчета норм текущего и стра­хового производственного запаса.

Расчетная формула Обозначения
Т ср — средний интервал между поставками, дни S ср — средний интервал между суточными отпусками, дни
Rср - среднесуточный расход (в год) ti - интервал i -и поставки Qi - объем i -й поставки Qср - средн. объем поставки N - кол-во поставок (в год)

Таблица 1

Формулы для расчета текущей составляющей нормы производственного запаса ТT

Расчетная формула Обозначения
ti — интервал i-й поставки, дни Тср — средний интервал между поставками, дни Qt объем i-й поставки N — количество поставок
К — коэф., показывающий надежность обеспечения запасом tj — величины интервалов, большие Tср
Rср — среднесуточный расход (в год) Zm — отклонение суточного остатка от среднего уровня перед поставками (Z)
— среднеквадратическое отклонение суточных остатков топлива от среднего уровня, вычисленного по скользящей средней
р — коэффициент гарантийности, определяющий величину компенсаций случайных отклонений поставок (или расходов) T; c; Q; R — среднеквадратические отклонения интервалов поставок, интервалов отпуска, объемов поставок и отпусков р' — коэффициент гарантийности, определяющий величину случайных отклонений от среднего значения
— параметр (аргумент) функции Лапласа Ф () — среднее квадратическое отклонение интервала между поставками п — максимальное количество поставок в году ретроспективного периода

Если величины ТТ и ТС выражены в днях, то для расчета нормы теку­щего и страхового запаса в натуральном выражении используются за­висимости:

q = TT * , (1)

qс’ = TC * , (2)

где — среднесуточная потребность, ед./день.

Из анализа табл. 1 и 2 следует:

• приведенные зависимости значительно отличаются друг от друга, что, с одной стороны, отражает их специфику (сбытовые, про­изводственные и товарные запасы), с другой — говорит о том, что нет единого методического подхода;

• отсутствие сравнительных примеров расчета не позволяет отдать
предпочтение какой-либо из приведенных формул без проведе­ния дополнительных исследований;

• все зависимости получены до 1990 г., т. е. в условиях плановой
экономики; помимо этого, они базируются на статистических
данных, полученных в результате наблюдений за поставками
и расходами в предыдущие периоды.

Принципиально другой подход к оценке времени и размера теку­щего запаса (формула Уилсона), базируется не только на данных наблюдений за поставками (расходами), но и на экономических показателях. Норма теку­щей составляющей производственного запаса запишется в виде (3)-(4).

В днях:

ТТ = , (3)

в натуральных единицах:

q = . (4)

Управление запасами материально-технических ресурсов

Основными функциями логистики запасов являются: установление необходимости их формирования; определение видов и назначения; разработка методов нормирования; контроль за их состоянием; управление ими.

Процесс воспроизводства продуктов труда предполагает необходимость непрерывного образования определенных запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, комплектующих изделий, готовой продукции

Состояние запасов оказывает влияние не только на ритмичность работы промышленного предприятия, но и на его экономические показатели. Отсутствие запасов по всей номенклатуре приводит к вынужденным заменам на более дорогостоящие заменители или к дополнительным трудовым затратам, из-за чего происходит перерасход материальных и финансовых ресурсов, и, следовательно, повышается себестоимость конечного готового продукта.

В зависимости от характерного измерителя материальные ресурсы подразделяются на абсолютные — выражены в натуральных показателях (тонны, метры, штуки) и относительные — выражены в сутках, неделях, месяцах потребления или отпуска материальных ресурсов потребителям. Общая закономерность заключается в том, что с развитием производства абсолютные запасы непрерывно увеличиваются, а относительные — снижаются.

По своей структуре, в зависимости от назначения и причин образования, запасы материальных ресурсов подразделяются на производственные, незавершенного производства, транспортные и готовой продукции на складах предприятия.

Производственные запасы, в свою очередь, подразделяются на текущую, подготовительную и страховую части. При этом текущая часть обеспечивает бесперебойность, снабжения производства в перерывах между поступлениями материальных ресурсов от поставщиков. Ее объем определяется частотой или интервалом поставки, которые зависят от величины и характера потребления материальных ресурсов, особенностей их производства, условий транспортировки. На текущую часть запасов определенное влияние оказывают величина и периодичность запуска материалов в производство, которые зависят от специфических особенностей технологического процесса.

Подготовительная часть запаса создается на время разгрузки, осуществления приемки и подготовки материалов к потреблению (сушка, раскрой, укомплектование). Методика установления величины такого запаса определяется характером подготовительных операций, которые выполняются на складах предприятия. Относительная величина этого запаса определяется временем, которое необходимо для осуществления операций по подготовке материалов к употреблению или отпуску.

В связи с этим различают обычный и специальный подготовительные запасы. Обычный подготовительный запас создается на период времени, необходимого для осуществления разгрузки поступивших материалов, их распаковки, рассортировки, проверки качества и количества. Специальный подготовительный запас необходим для осуществления некоторых технологических процессов, требующих более продолжительного времени — сушку и раскрой материалов, их укомплектование.

Страховая часть запаса предназначена для обеспечения производства при отклонении фактических условий поставки и потребления материальных ресурсов от запланированного уровня. Этот запас обеспечивает потребителей при увеличении спроса на материалы и в случае отклонения от средней величины интервалов и партий поставки. Этот метод базируется на учете фактических интервалов поставки за прошедший период времени

Запасы в незавершенном производстве представляют собой находящиеся на различных стадиях производственного процесса полуфабрикаты, детали, сборочные единицы и узлы, предназначенные для изготовления промежуточной или конечной готовой продукции. Величина запасов в незавершенном производстве зависит от его объемов, длительности производственного цикла, особенности технологических процессов, номенклатуры изготавливаемых деталей и узлов.

Транспортные запасы, или запасы материальных ресурсов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (транспортировка от поставщиков до конечных организаций-потребителей). Такие запасы создаются на всех видах транспорта — железнодорожном, речном, морском, автомобильном и воздушном. Основным фактором, влияющими на величину этого вида запасов, является время передвижения материальных ресурсов, которое зависит от расстояния, вида транспортного средства, способа транспортировки, времени, необходимого для проведения погрузочно-разгрузочных операций.

Запасы конечной готовой продукции на складах предприятий-изготовителей образуются вследствие несовпадения ритмов ее изготовления и отправки потребителям. В общем виде структура запасов готовой продукции аналогична структуре производственных запасов — текущий, подготовительный, страховой.

Изменение уровня текущего запаса характеризуется равномерным накоплением готовой продукции в пределах интервала отгрузки до величины отгружаемой партии. Размер подготовительного запаса определяется временем, необходимым для организации отгрузки готовой продукции потребителю — комплектование партии, проведение погрузочных работ, оформление документации, ожидание отгрузки продукции. Величина страхового запаса зависит от созданного резерва для удовлетворения срочных заказов и предполагает обеспечение продукцией в случае возможных нарушений производственного процесса при невыполнении договоров поставщиками материальных ресурсов.

Вложение в запасы материальных ресурсов финансовых средств весьма неэффективно (эта доля финансов не имеет оборота), поэтому большое значение придается функции управления запасами. В этой связи рассмотрим в общем виде три основных направления деятельности в системе управления запасами материальных ресурсов — нормирование, планирование и контроль. Нормирование состоит в определении нормы запаса, т.е. планового минимального количества ресурсов, находящихся на промышленных предприятиях, в транспортной системе, оптовой и розничной торговле и соответствующих нормальному процессу материально-технического обеспечения и товародвижения.

Так как характерной особенностью норм материальных запасов является постоянное текущее изменение (за исключением транспортных запасов, величина которых в период нахождения в пути не изменяется), различают максимальные, минимальные и средние нормы.

Максимальные нормы исчисляются суммированием величин текущего, подготовительного и страхового запасов. Минимальные определяются как сумма подготовительного и страхового запасов. Средние нормы (переходящие запасы) рассчитываются суммированием половины максимального текущего запаса и полных объемов подготовительного и страхового запасов.

Нормы запасов материальных ресурсов являются основой планирования и прогнозирования их объемов на различные плановые периоды. При этом рассматривают два аспекта — планирование очередности работ и планирование производственных мощностей. Под очередностью работ понимается календарное планирование применительно материально-техническому обеспечению — объемы, время заказа, получение и выдача материалов. Под производственными мощностями понимаются трудовые и технические ресурсы, необходимые для выполнения календарного заказа.

Важным вопросом контроля объемов запасов является момент подачи заказа на материальные ресурсы, так называемая «точка заказа». Ее расчет основывается на общем сроке выполнения заказа и расходе материалов за определенный плановый период времени, кратный общему сроку заказа (с некоторым страховым запасом). Следовательно, «точку заказа» определяют путем оценки спроса за весь период его выполнения заказа.

В связи с тем что отследить всю номенклатуру материальных ресурсов на том или ином уровне управления по объемам, времени поставки, предназначению практически невозможно, используется несколько вариантов контроля за состоянием запасов. Наиболее часто применяется вариант контроля, называемый системой «ABC». Эта система основывается на классификации материальных ресурсов в зависимости от их роли в производственном процессе.

В группу «А» включаются наиболее важные материальные ресурсы, потребляемые производством в значительных количествах (их удельный вес в общем потреблении предприятием материальных ресурсов составляет 60-70%). Однако в общей номенклатуре типосорторазмеров основных и вспомогательных материалов они занимают не более 10-15%. На практике на промышленных предприятиях принято устанавливать ежедневный контроль за состоянием запасов этой группы материальных ресурсов.

В группу «В» включаются менее значимые для производственного процесса материальные ресурсы. Они в общем объеме потребления составляют как по объему, так и по номенклатуре 20-30%. Периодичность их контроля примерно один раз в десять дней.

К группе «С» относятся материальные ресурсы, которые по номенклатуре занимают наибольший удельный вес, а по доле потребления незначительны. Поэтому состояние таких запасов контролируется значительно реже предыдущих групп — примерно раз в месяц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: