Заключение. Изложенная в книге методология позволяет составлять как комбинированные эклектические курсы сказкотерапии

Изложенная в книге методология позволяет составлять как комбинированные эклектические курсы сказкотерапии, так и работать в рамках одного из обозначенных направлений.

Можно выделить 4 вида курсов сказкотерапии:

— дидактические курсы, предназначенные для педагогов различных дисциплин, обучение и абилитацию детей-инвалидов с мультидефектами,

— развивающие курсы, адресованные детям "в норме", для развития креативности и адаптативных навыков,

— коррекционные, направленные на коррекцию деструктивных форм поведения и эмоциональных нарушений,

— психотерапевтические, адресованные взрослым пациентам и подросткам, находящимся в кризисных ситуациях.

В рамках курсов сказкотерапии осуществляется интег-ративный подход к личности, а также сказочно-метафорическое моделирование системы отношений ребенка и взрослого к миру и социуму. В настоящий момент метод защищен Авторским свидетельством №1201152 Комитета Госдумы РФ.

В структуру развивающих, психокоррекционных и терапевтических курсов сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков.


186

Заключение

1. Блок психологической диагностики реализует функцию сбора материала о затруднениях или потребностях развития и индивидуального развития и самовыражения. Он включает: выполнение проективных тестов в форме сказок, беседу с родителями, членами семьи, драматизацию в форме сказок актуальных ситуаций и др. (1—5 занятий).

2. Блок психолого-педагогичеасои коррекции направлен на обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия, представленных в сказочной форме (психодинамические и статические медитации, создание сказочного контекста и путешествие по Сказочной стране, решение сказочных задач; 5—10 занятий).

3. Блок социально-психологической адаптации служит для закрепления новых форм позитивного поведения и взаимодействия, адаптации индивидуального стиля жизни к условиям социума. В состав блока входят следующие приемы: встречи со сказочными существами, сочинение сказок, различные формы рассказывания сказок, построение картин из песка (песочная терапия) и пр.(5—10 занятий).

4. Блок творческого самовыражения реализует задачу развития творческих проявлений в повседневной жизни, усиления спонтанности и сепарации от условий тренингово-го процесса. В состав блока входят следующие приемы: самостоятельное составление картин из песка, самостоятельная постановка спектаклей, рисование сказок объемными красками и пр. (3—7 занятий).

5. Блок работы с родителями, членами семьи и социальным окружением выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректного способа разрешения внутрисемейных проблем). Работа с родителями может производиться параллельно занятиям с детьми. Например, Вы проводите 4 занятия с детьми, а каждое 5-е занятие — с родителями. По мере "взросления" членов группы (повышения уровня групповой зрелости и сплоченности) мож-


Заключение

187

но проводить объединенные занятия родителей с детьми (например, изготовление кукол и постановка спектаклей, театрализованные игры, совместное рисование и пр.). Если Ваш курс рассчитан на длительное время, можно делать перерывы между занятиями. Например, Вы занимаетесь 2—3 месяца (1 раз в неделю), потом делаете 2—4 недели перерыв. Это нужно для того, чтобы не происходило "привыкание" к Сказочной стране и не обесценивалась значимость "волшебства". Всегда имеет смысл оставлять "действие незавершенным", поэтому перерыв нужно делать тогда, когда Вы чувствуете, что живость восприятия, острый интерес к занятиям чуть притупляется. Ваши занятия не должны быть обыденными. Каждый раз — это живой экспромт, совместная импровизация на хорошо подготовленном материале.

Продолжительность курса может колебаться от 2 месяцев до 2—3 лет. Численность групп: для дидактических курсов — до 30 человек, для развивающих курсов — до 8 человек, для коррекционных курсов — до 4 человек, для психотерапевтических — до 12 человек.

Однако групповая форма работы не отрицает индивидуальную.

В последнее время сказкотерапия получает все большее распространение. И это неудивительно, ведь метафора доступна, а нижняя возрастная граница применения методологии — 2—2,5 года, тогда как верхняя возрастная граница пока не обнаружена. Сейчас сказкотерапия ориентирована как на людей с нормальным интеллектуальным развитием, так и на глубоко умственно отсталых людей, имеющих мультидефекты. Разрабопсой сказкотерапевтичеасих программ и адаптацией сказок для "особых" детей занимается Оксана Смирнова (ее материал Вы найдете в "Приложении"). Замечательный логопед, сурдопедагог и психолог Татьяна Гра-бешсо составляет сказочно-игровые программы. Ею оформлена новая коррекционно-развивающая технология "Сказ-котерапевтическая фонетическая ритмика". Интересные исследования сказок и их архетипической природы делает филолог, психолог Виолетта Минина. Елена Михайлова


188

Заключение

создает сказкотерапевтические курсы для женщин и исследует "сказочные" модели, живущие в женском бессознательном. Разрабатываются специальные сказкотерапевтические программы для людей, занимающихся бизнесом. В Вологодской области, поселке Шексна, сказкотерапия применяется удивительными и мужественными психологами для коррекции малолетних правонарушителей...

Я буду рада, если отзывы о книге и рассказ о своей работе Вы пришлете по адресу: 197198, С.-Петербург, Пионерская, 2—6.

Сейчас много споров ведется о том, какой должна быть психотерапия XXI века. Развитие Души, общение с ребенком "на равных", познание Тайны, безусловно, являются принципами психологии следующего тысячелетия. И все больше коллег, психологов, психотерапевтов и педагогов говорят о том, что сказкотерапевтическии подход наиболее актуален для нового века. Попробуйте, быть может, он приглянется и Вам...

Удачи Вам!


Список литературы

1. Бюлер Ш. Сказка и фантазии ребенка. М., 1925.

2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком / Дошкольное воспитание. 1948. 9.

3. Пропп В. Морфология сказки. М., 1969.

4. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. М., 1992.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

6. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий / Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993. 2.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1997.

8. Обухова Л.ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

9. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. М., 1996.

10. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

12. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

14. Вилсуорт Л. Вилли и его друзья. М., 1994.

15. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1996.

16. Миле Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996.

17. Пезешкян Н. Торговец и попугай. М., 1992. ^

18. Беттельхейм Б. О пользе колдовства. Нью-Йорк, 1982.

19. Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997.

20. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб., 1998.

21. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.

22. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды — счастливый малыш. СПб., 1998.


190 _____________________________ Список литературы

ЪЪ. Шарп Д. Типы личности. СПб., 1996.

24. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. СПб., 1996.

25. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. СПб., 1998.

26. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. СПб., 1995.

27. Элькин В.М. Уроки Макса Люшера. СПб., 1998.

28. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. СПб., 1998.

29. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978.

30. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.

31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1990.

32. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.

33. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

34. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

35. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

36. Гарбузов В.И. От младенчества до старости. Л., 1991.

37. Э.Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. М., 1992.

38. Зимбардо Ф., Застенчивость. М., 1991.

39. Ле Шан. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума.

40. Лич П. Младенец и ребенок. СПб., 1993.

41. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.

42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

43. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. М., 1992.

44. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.

45. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989.

46. Теория метафоры. Прогресс. М., 1990.


Приложения

Дмитрии Фролов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: