Федеральное агентство по образованию РФ
Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления
Кафедра Экономической информатики
Методические указания по выполнению
Индивидуального задания по дисциплине «Информатика»
Тема: «Системы счисления»
Для студентов дневной формы обучения первого курса
всех специальностей
Новосибирск 2006
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономической информатики.
Протокол № __ от «___» __________ 200__ г.
Автор:
ст. преподаватель Филимонова Н.А.
Составитель:
ст. преподаватель Михайленко Н.А.
Методические рекомендации
Выбор варианта индивидуального задания
Номер варианта индивидуального задания определяется преподавателем.
Требования к оформлению и порядок защиты индивидуального задания
Индивидуальное задание оформляется от руки на листах формата А4 или на перевернутых по вертикали развернутых тетрадных листах. Выполненные на компьютере и распечатанные затем на принтере индивидуальные задания приниматься на проверку не будут. Также не будут приняты на проверку неаккуратно оформленные задания.
|
|
Листы с выполненным заданием должны быть скреплены (желательно степплером, скрепки не использовать!!!).
Первой страницей должен быть титульный лист (образец титульного листа см. в Приложении 1).
1. Пример оформления задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую:
Переведем число 53 из десятичной системы счисления в двоичную:
Сделаем проверку:
110 1012 = 1х25 + 1х24 + 0х23 + 1х22 + 0х21 + 1х20 = 32+ 16+ 0+ 4 + 0+ 1 = 5310
2. Пример оформления задания по выполнению арифметических операций:
Ø Сложить числа 14 и 7 в различных позиционных системах счисления.
Двоичная: 1 1102 + 1112
Сделаем проверку:
Преобразуем полученную двоичную сумму в десятичную:
10 1012 = 1 x 24 + 0 x 23 + 1 x 22 + 0 x 21 + 1 x 20 = 16 + 0 + 4 + 0 + 1 = 2110
(аналогично для восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления).
Ø Вычтем число 49,75 из числа 51,25 в различных позиционных системах счисления.
Десятичная: 51,2510 -49,7510 Двоичная:110011,012 –110001,112
Восьмеричная: 63,28– 61,68 Шестнадцатеричная: 33,416 – 31,С16
Ответ: 51,2510 - 49,7510 = 1,510 =1,12 = 1,48 = 1,816
Проверка. Преобразуем полученные двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные разности в десятичные:
1,12 = 1 x 20 + 1 x 2-1 = 1 + 1/2 = 1,510
1,48 = 1 x 80 + 4 x 8-1 = 1 + 4/8 = 1 + 1/2 = 1,510
1,816 = 1 x 160 + 8 x 16-1 = 1 + 8/16 = 1 + 1/2 = 1,510
Задание 1. Переведите десятичное число, указанное в варианте в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Сделайте проверку.
Номер варианта | Число | Номер варианта | Число |
Задание 2. Найдите сумму чисел в десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления (в задании представлены числа в десятичной системе счисления). Сделайте проверку.
|
|
Номер варианта | Числа | Номер варианта | Числа |
90 и 16 | 76 и 38 | ||
56 и 16 | 65 и 29 | ||
75 и 36 | 83 и 42 | ||
49 и 28 | 54 и 19 | ||
84 и 23 | 57 и 23 | ||
59 и 33 | 71 и 39 | ||
44 и 28 | 96 и 53 | ||
68 и 42 | 32 и 29 | ||
81 и 20 | 75 и 34 | ||
46 и 28 | 86 и 43 | ||
96 и 12 | 56 и 17 | ||
52 и 11 | 69 и 23 | ||
61 и 49 | 72 и 59 | ||
62 и 38 | 87 и 49 | ||
77 и 35 | 41и 19 | ||
67 и 36 | 74 и 32 | ||
54 и 23 | 82 и 44 | ||
64 и 27 | 98 и 52 |
Задание 3. Выполните вычитание целых чисел в десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, не используя дополнительный двоичный код (в задании представлены числа в десятичной системе счисления). Сделайте проверку.
Номер варианта | Числа | Номер варианта | Числа |
74 и 32 | 91 и 16 | ||
61 и 28 | 52 и 19 | ||
82 и 48 | 72 и 36 | ||
57 и 19 | 41 и 28 | ||
52 и 29 | 84 и 29 | ||
73 и 39 | 52 и 33 | ||
93 и 58 | 41 и 28 | ||
38 и 29 | 68 и 49 | ||
75 и 36 | 81 и 27 | ||
81 и 43 | 43 и 28 | ||
56 и 19 | 91 и 12 | ||
61 и 23 | 52 и 19 | ||
72 и 53 | 61 и 48 | ||
81 и 43 | 63 и 38 | ||
41 и 29 | 72 и 35 | ||
74 и 38 | 63 и 36 | ||
81 и 49 | 54 и 29 | ||
91 и 52 | 62 и 27 |
Задание 4. Выполните вычитание целых чисел в двоичной системе счисления, используя дополнительный двоичный код (в задании представлены числа в десятичной системе счисления). Сделайте проверку.
Номер варианта | Числа | Номер варианта | Числа |
74 и 32 | 91 и 16 | ||
61 и 28 | 52 и 19 | ||
82 и 48 | 72 и 36 | ||
57 и 19 | 41 и 28 | ||
52 и 29 | 84 и 29 | ||
73 и 39 | 52 и 33 | ||
93 и 58 | 41 и 28 | ||
38 и 29 | 68 и 49 | ||
75 и 36 | 81 и 27 | ||
81 и 43 | 43 и 28 | ||
56 и 19 | 91 и 12 | ||
61 и 23 | 52 и 19 | ||
72 и 53 | 61 и 48 | ||
81 и 43 | 63 и 38 | ||
41 и 29 | 72 и 35 | ||
74 и 38 | 63 и 36 | ||
81 и 49 | 54 и 29 | ||
91 и 52 | 62 и 27 |
Приложение 1