Пример-ные темы, число часов
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Лабораторные работы и опыты
| Измеряемые параметры
| Визуализация
|
Физика (общий уровень) 7-9 классы (210 часов)
|
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика (26 часов)
|
Строе-ние и свойства вещества (8 часов)
| Тепловое движение атомов и молекул.
Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел.
| Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
| 1. Изучение теплопроводности образцов твердых тел.
2. Изучение теплоемкости и теплопроводности жидкостей и газов.
| 1. Температура поверхности греющего элемента. Температура поверхности образцов материала.
Толщина образцов материала.
Время нагрева.
2. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой и воздухом (высота, ширина, глубина).
Температура внутри емкости.
Температура наружной поверхности емкости.
| 1. Нагрева образцов твердых тел.
2. Нагрева воды и воздуха.
|
Тепло-вые явления
(18 ч.)
| Температура. Методы измерения температуры. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Влажность воздуха.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин.
| Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.
Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче.
| 1. Методы измерения температуры.
2. Процесс теплопередачи.
3. Теплопроводность, конвекция, тепловое излучение.
4. Количество теплоты и ее расчет при теплообмене.
5. Нагрев воды и теплообмен в ней
6. Влажность воздуха.
7. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
8. Методы энергосбе-режения. Теплоизоля-ционные материалы, их правильный выбор и использование.
9. Устройство и работа систем отоп-ления с естественной циркуляцией.
10. Устройство и работа систем отоп-ления с насосной циркуляцией.
11. Устройство, рабо-та, расчет и выбор отопительных приборов.
12. Способы энерго- и водосбережения при горячем водоснабже-нии.
| 1. Температуры на поверхности твердых тел, воды и воздуха.
Время измерения температуры до получения его результата.
2. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
3. Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
4. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
5. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
6. Температуры «сухого» и «мок-рого» термометров
Температуры поверхностей.
7. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
8. Температуры поверхностей.
Время.
Толщины слоев материалов и воздушных прослоек. Вес и объемы образцов.
9. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов
Температуры поверхностей.
Температура воды и воздуха.
Время начала работы системы отопления.
10. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов
Температуры поверхностей.
Температура воды и воздуха.
Давление.
Расход воды.
Мощность цирку-ляционного насоса
Время начала работы системы отопления.
11. Размеры отопительных приборов и их элементов.
Температуры поверхностей.
Температуры воздуха.
Скорость движе-ния воздуха.
10. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температуры поверхностей.
Температура воды и воздуха.
Время до получе-ния горячей воды.
| 1. Методов измерения температуры и видов термометров.
2. Процесса теплопередачи (нагрева твердых тел, воды, воздуха)
3. Процесса теплопроводности, конвекции, теплового излучения.
4. Количества теплоты и ее расчета при теплообмене.
5. Нагрева воды и теплообмена в ней
6. Влажности воз-духа, ее изменения
7. Закона сохранения энергии в тепловых процессах.
8. Методов энер-госбережения, теплоизоляцион-ных материалов и их правильного использования.
9. Устройства и работы систем отопления с естественной циркуляцией.
10. Устройства и работы систем отопления с насосной циркуляцией.
11. Устройства, работы, расчета и выбора отопитель-ных приборов.
12. Способов энерго- и водосбережения при горячем водоснабжении.
|
Раздел 4. Электрические и магнитные явления (64 часа)
|
Электри-ческие явления (28 ч.)
| Работа и мощность электрического тока.
Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
| Измерять силу тока в электрической цепи.
Измерять напряжение на участке цепи.
Измерять электрическое сопротивление.
Измерять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.
Объяснять явления нагревания проводников электрическим током.
Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
| 1. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи.
2. Нагрев проводников электрическим током.
3. Правила безопас-ности при работе с источниками электри-ческого тока.
4. Заземление электроприборов.
5. Устройства защит-ного отключения.
| 1. Сила тока, на-пряжение и сопро-тивление в электри-ческой цепи.
2. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
| 1. Силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи.
2. Нагрева про-водников элект-рическим током.
3. Правил безопасности при работе с источ-никами электри-ческого тока.
4. Заземления электроприборов
5. Устройств защитного отключения.
|
Физика (повышенный уровень) 7-9 классы (315 часов)
|
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика (34 часа)
|
Тепло-вые явления (16 ч.)
| Внутренняя энергия тела. Работа как мера изменения внутренней энергии. Теплопередача: виды теплопередачи. Количество теплоты. Тепловое равновесие. Температура. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. Необратимость тепловых процессов.
| Сравнивать теплопроводность разных металлов.
Наблюдать конвективные потоки в жидкостях и газах.
Изучать явление теплопередачи.
Рассчитывать и экспериментально проверять изменение внутренней энергии воды при ее нагревании.
Измерять удельную теплоемкость вещества.
| 1. Изучение теплопро-водности металлов и других образцов.
2. Изучение конвективных потоков, теплоемкости и теплопроводности в жидкостях и газах.
3. Методы измерения температуры.
4. Процесс теплопередачи.
5. Теплопроводность, конвекция, тепловое излучение.
6. Количество теплоты и ее расчет при теплообмене.
7. Нагрев воды и теплообмен в ней
8. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
9. Методы энергосбе-режения. Теплоизоля-ционные материалы, их правильный выбор и использование.
10. Устройство и работа систем отоп-ления с естественной циркуляцией.
11. Устройство и работа систем отоп-ления с насосной циркуляцией.
12. Устройство, рабо-та, расчет и выбор отопительных приборов.
13. Способы энерго- и водосбережения при горячем водоснабже-нии.
| 1. Температура по-верхности греюще-го элемента. Температура поверхности образцов материала.
Толщина образцов материалов.
Время нагрева.
2. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой и воздухом (высота, ширина, глубина).
Температура внутри емкости.
Температура наружной поверхности емкости.
3. Температуры на поверхности твердых тел, воды и воздуха.
Время измерения температуры до получения его результата.
4. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
5. Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
6. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
7. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
8. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температура поверхности.
Температура воды и воздуха.
9. Температуры поверхностей.
Время.
Толщины слоев материалов и воздушных прослоек. Вес и объемы образцов.
10. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов
Температуры поверхностей.
Температура воды и воздуха.
Время начала работы системы отопления.
11. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов
Температуры поверхностей.
Температура воды и воздуха.
Давление.
Расход воды.
Мощность цирку-ляционного насоса
Время начала работы системы отопления.
12. Размеры отопительных приборов и их элементов.
Температуры поверхностей.
Температуры воздуха.
Скорость движе-ния воздуха.
13. Напряжение.
Сила тока.
Время нагрева.
Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение).
Температуры поверхностей.
Температура воды и воздуха.
Время до получе-ния горячей воды.
| 1. Нагрева и теп-лопроводности металлов и других образцов.
2. Изучения конвективных потоков, тепло-емкости и тепло-проводности в жидкостях и газах.
3. Методов измерения температуры и видов термометров.
4. Процесса теплопередачи (нагрева твердых тел, воды, воздуха)
5. Процесса теплопроводности, конвекции, теплового излучения.
6. Количества теплоты и ее расчета при теплообмене.
7. Нагрева воды и теплообмена в ней
8. Закона сохранения энергии в тепловых процессах.
9. Методов энер-госбережения, теплоизоляцион-ных материалов и их правильного использования.
10. Устройства и работы систем отопления с естественной циркуляцией.
11. Устройства и работы систем отопления с насосной циркуляцией.
12. Устройства, работы, расчета и выбора отопитель-ных приборов.
13. Способов энерго- и водосбережения при горячем водоснабжении.
|
Строе-ние и свойства вещества (18 ч.)
| Свойства газа. Испарение и конденсация.
Влажность воздуха.
| Измерять влажность воздуха.
| 1. Измерение влажнос-ти воздуха.
| 1. Температуры «сухого» и «мок-рого» термометров
Температуры поверхностей.
| 1. Влажности воздуха, ее изменения и мзмерения.
|
| | | | | | | | |
Примерные темы, число часов
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности учащихся
| Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
| Визуализация
|
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (не менее 24 часов)
|
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (4 ч.)
| Способы ухода за различными видами покрытий полов, стен и мебели. Способы утепления окон в зимний период.
| Выполнять мелкий ремонт обуви, мебели, восстанавали-вать лакокрасочные покрытия и сколы. Осваивать технологические операции по удалению пятен с одежды и обивки мебели.
?????? (так в программе)
| 1. Изучение свойств строительных, теплоизоляционных и отделочных материалов и методов их правильного выбора и использования.
| 1. Свойств строи-тельных, тепло-изоляционных и отделочных ма-териалов и мето-дов их правиль-ного выбора и использования.
|
Тема 2. Эстетика и экология жилища (2 ч.)
| Системы энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) хозяйстве. Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Освещение в интерьере. Современные сис-темы фильтрации во-ды. Современная бы-товая техника и пра-вила пользования ею.
| Оценивать микроклимат в доме. Проводить диагностику места положения скрытой электро-проводки. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Подбирать парамет-ры бытовой техники по рек-ламным проспектам. Разрабатывать варианты разме-щения бытовых приборов.
| 1. Оценка микроклимата в доме.
2. Определение места положения скрытой электропроводки.
3. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
4. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.
| 1. Микроклимата в доме.
2. Определения места положения скрытой электро-проводки.
3. Эффективного подбора бытовой техники по рек-ламным проспек-там.
4. Разработки ва-риантов разме-щения бытовых приборов.
|
Тема 3. Бюджет семьи (4 ч.)
| Бюджет семьи. Потребности человека и потребительская корзина. Рациональное плани-рование расходов семьи. Оценка воз-можностей семейной предпринимательской деятельности. Потребительские ка-чества товаров и ус-луг. Права потреби-теля и их защита. Формирование потребительской корзины семьи.
| Минимизировать расходы в бюджете семьи. Анализировать и проверять качество и потребительские свойства товаров. Проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность.
| Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятель-ности: обоснование объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия.
|
|
Тема 4. Техноло-гии ремонтно-от-делочных работ (8 ч.)
| Виды ремонтно-отде-лочных работ. Совре-менные материалы. Способы размещения декоративных эле-ментов в интерьере.
| Выбирать краски по каталогам. Подбирать информацию о мате-риалах по каталогам и образ-цам. Выбирать средства для трудового процесса. Выполнять эскизы оформления стен деко-ративными элементами.
| Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлева-ние, шлифовка.Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами. Подбор и эффективное использование материалов для энер-госбережения и повышение качества работ.
|
|
Тема 5. Техноло-гии ремонта эле-ментов систем водоснабжения и канализации (6 ч.)
| Системы горячего и холодного водоснабжения, канализация в доме. Виды, назначение, способы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы их монтажа. Способы ремонта устройств водоснабжения.
| Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Осваивать приемы пользования инструментами и приспособлениями. Проектировать и изготовлять простые инструменты и полуфабрикаты. Разбирать и собирать элементы изучаемой системы. Тренироваться в выполнении технологических операций. Профессиональное самоопределение
| Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами. Учебные работы по замене прокла-док и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах со сменными буксами.
|
|
Раздел 3. Электротехника (не менее 12 часов)
|
Тема 1. Электромонтажные и сборочные техноло-гии (4 ч.)
| Общее понятие об электрическом токе, о напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы.
| Читать схемы. Собирать электрические цепи по схемам. Контролировать работу цепи. Тренироваться в использовании инструментов и приспособлений. Овладевать умениями по выполнению технологических операций. Проектировать и изготавливать электрифицированные установки. Контролировать результаты труда. Выполнять правила безопасности труда и электробезопасно-сти.
| Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки. Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструмента-ми; выполнение упражнений по механическому окольцеванию, соединению и ответвлению проводов. Присоединение проводов к элект-рическому патрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Проверка пробником соединений и проводов в простых электрических цепях.
|
|
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики (4 ч.)
| Принципы работы устройств защиты. Схема цепи и электроустановки жилого помещения. Счетчик, расход и экономия электрической энергии. Датчики в системах автоматического контроля и управления. Устройства автоматики и их схемы. Экологические аспекты применения электроустановок. Правила безопасной работы с электроустановками.
| Исследовать схемы и цепи электроустановок. Проектировать и собирать модели реальных объектов.
Профессиональное самоопределение
| Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с исполь-зованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка и испытание модели автоматической сигнализации о достижении максимального уровня жидкости или температуры (из деталей электроконструктора).
|
|
Тема 3. Бытовые электроприборы
(4 ч.)
| Виды и безопасная эксплуатация бытовых электроприборов, их характеристики. Пути экономии электроэнергии в быту. Современные электронагревательные приборы.
| Оценивать эксплуатационные характеристики электроприборов и цепей. Подбирать оборудование с учетом гигиенических и функциональных требований. Соблюдать правила безопасной эксплуатации электроустановок.
| Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети.
|
|
Раздел 5. Электротехника (не менее 3 часов)
|
Тема 1. Бытовые электроприборы
(3 ч.)
| Бытовая электропроводка. Электроустановочные изделия. Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Подбор бытовых приборов по мощности и рабочему напряжению.
| Находить информацию и анализировать технические характеристики энергосберегающих электрических приборов.
Рассчитывать допустимую суммарную мощность электроприборов.
| Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрообо-рудованием.Рациональное размещение осветительных приборов и розеток на плане квартиры.
|
|
| | | | | |