ФИЗИКА
| Пример-ные темы, число часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Лабораторные работы и опыты | Измеряемые параметры | Визуализация | |||
| Физика (общий уровень) 7-9 классы (210 часов) | ||||||||
| Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика (26 часов) | ||||||||
| Строе-ние и свойства вещества (8 часов) | Тепловое движение атомов и молекул. Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел. | Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. | 1. Изучение теплопроводности образцов твердых тел. 2. Изучение теплоемкости и теплопроводности жидкостей и газов. | 1. Температура поверхности греющего элемента. Температура поверхности образцов материала. Толщина образцов материала. Время нагрева. 2. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой и воздухом (высота, ширина, глубина). Температура внутри емкости. Температура наружной поверхности емкости. | 1. Нагрева образцов твердых тел. 2. Нагрева воды и воздуха. | |||
| Тепло-вые явления (18 ч.) | Температура. Методы измерения температуры. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Влажность воздуха. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. | Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. | 1. Методы измерения температуры. 2. Процесс теплопередачи. 3. Теплопроводность, конвекция, тепловое излучение. 4. Количество теплоты и ее расчет при теплообмене. 5. Нагрев воды и теплообмен в ней 6. Влажность воздуха. 7. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. 8. Методы энергосбе-режения. Теплоизоля-ционные материалы, их правильный выбор и использование. 9. Устройство и работа систем отоп-ления с естественной циркуляцией. 10. Устройство и работа систем отоп-ления с насосной циркуляцией. 11. Устройство, рабо-та, расчет и выбор отопительных приборов. 12. Способы энерго- и водосбережения при горячем водоснабже-нии. | 1. Температуры на поверхности твердых тел, воды и воздуха. Время измерения температуры до получения его результата. 2. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 3. Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 4. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 5. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 6. Температуры «сухого» и «мок-рого» термометров Температуры поверхностей. 7. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 8. Температуры поверхностей. Время. Толщины слоев материалов и воздушных прослоек. Вес и объемы образцов. 9. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов Температуры поверхностей. Температура воды и воздуха. Время начала работы системы отопления. 10. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов Температуры поверхностей. Температура воды и воздуха. Давление. Расход воды. Мощность цирку-ляционного насоса Время начала работы системы отопления. 11. Размеры отопительных приборов и их элементов. Температуры поверхностей. Температуры воздуха. Скорость движе-ния воздуха. 10. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температуры поверхностей. Температура воды и воздуха. Время до получе-ния горячей воды. | 1. Методов измерения температуры и видов термометров. 2. Процесса теплопередачи (нагрева твердых тел, воды, воздуха) 3. Процесса теплопроводности, конвекции, теплового излучения. 4. Количества теплоты и ее расчета при теплообмене. 5. Нагрева воды и теплообмена в ней 6. Влажности воз-духа, ее изменения 7. Закона сохранения энергии в тепловых процессах. 8. Методов энер-госбережения, теплоизоляцион-ных материалов и их правильного использования. 9. Устройства и работы систем отопления с естественной циркуляцией. 10. Устройства и работы систем отопления с насосной циркуляцией. 11. Устройства, работы, расчета и выбора отопитель-ных приборов. 12. Способов энерго- и водосбережения при горячем водоснабжении. | |||
| Раздел 4. Электрические и магнитные явления (64 часа) | ||||||||
| Электри-ческие явления (28 ч.) | Работа и мощность электрического тока. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. | Измерять силу тока в электрической цепи. Измерять напряжение на участке цепи. Измерять электрическое сопротивление. Измерять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока. | 1. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи. 2. Нагрев проводников электрическим током. 3. Правила безопас-ности при работе с источниками электри-ческого тока. 4. Заземление электроприборов. 5. Устройства защит-ного отключения. | 1. Сила тока, на-пряжение и сопро-тивление в электри-ческой цепи. 2. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. | 1. Силы тока, напряжения и сопротивления в электрической цепи. 2. Нагрева про-водников элект-рическим током. 3. Правил безопасности при работе с источ-никами электри-ческого тока. 4. Заземления электроприборов 5. Устройств защитного отключения. | |||
| Физика (повышенный уровень) 7-9 классы (315 часов) | ||||||||
| Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика (34 часа) | ||||||||
| Тепло-вые явления (16 ч.) | Внутренняя энергия тела. Работа как мера изменения внутренней энергии. Теплопередача: виды теплопередачи. Количество теплоты. Тепловое равновесие. Температура. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. Необратимость тепловых процессов. | Сравнивать теплопроводность разных металлов. Наблюдать конвективные потоки в жидкостях и газах. Изучать явление теплопередачи. Рассчитывать и экспериментально проверять изменение внутренней энергии воды при ее нагревании. Измерять удельную теплоемкость вещества. | 1. Изучение теплопро-водности металлов и других образцов. 2. Изучение конвективных потоков, теплоемкости и теплопроводности в жидкостях и газах. 3. Методы измерения температуры. 4. Процесс теплопередачи. 5. Теплопроводность, конвекция, тепловое излучение. 6. Количество теплоты и ее расчет при теплообмене. 7. Нагрев воды и теплообмен в ней 8. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. 9. Методы энергосбе-режения. Теплоизоля-ционные материалы, их правильный выбор и использование. 10. Устройство и работа систем отоп-ления с естественной циркуляцией. 11. Устройство и работа систем отоп-ления с насосной циркуляцией. 12. Устройство, рабо-та, расчет и выбор отопительных приборов. 13. Способы энерго- и водосбережения при горячем водоснабже-нии. | 1. Температура по-верхности греюще-го элемента. Температура поверхности образцов материала. Толщина образцов материалов. Время нагрева. 2. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой и воздухом (высота, ширина, глубина). Температура внутри емкости. Температура наружной поверхности емкости. 3. Температуры на поверхности твердых тел, воды и воздуха. Время измерения температуры до получения его результата. 4. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 5. Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 6. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 7. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 8. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкости с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температура поверхности. Температура воды и воздуха. 9. Температуры поверхностей. Время. Толщины слоев материалов и воздушных прослоек. Вес и объемы образцов. 10. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов Температуры поверхностей. Температура воды и воздуха. Время начала работы системы отопления. 11. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Размеры модели системы отопле-ния и ее элементов Температуры поверхностей. Температура воды и воздуха. Давление. Расход воды. Мощность цирку-ляционного насоса Время начала работы системы отопления. 12. Размеры отопительных приборов и их элементов. Температуры поверхностей. Температуры воздуха. Скорость движе-ния воздуха. 13. Напряжение. Сила тока. Время нагрева. Размеры емкостей с водой (высота, ширина, глубина, сечение). Температуры поверхностей. Температура воды и воздуха. Время до получе-ния горячей воды. | 1. Нагрева и теп-лопроводности металлов и других образцов. 2. Изучения конвективных потоков, тепло-емкости и тепло-проводности в жидкостях и газах. 3. Методов измерения температуры и видов термометров. 4. Процесса теплопередачи (нагрева твердых тел, воды, воздуха) 5. Процесса теплопроводности, конвекции, теплового излучения. 6. Количества теплоты и ее расчета при теплообмене. 7. Нагрева воды и теплообмена в ней 8. Закона сохранения энергии в тепловых процессах. 9. Методов энер-госбережения, теплоизоляцион-ных материалов и их правильного использования. 10. Устройства и работы систем отопления с естественной циркуляцией. 11. Устройства и работы систем отопления с насосной циркуляцией. 12. Устройства, работы, расчета и выбора отопитель-ных приборов. 13. Способов энерго- и водосбережения при горячем водоснабжении. | |||
| Строе-ние и свойства вещества (18 ч.) | Свойства газа. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. | Измерять влажность воздуха. | 1. Измерение влажнос-ти воздуха. | 1. Температуры «сухого» и «мок-рого» термометров Температуры поверхностей. | 1. Влажности воздуха, ее изменения и мзмерения. | |||
ТЕХНОЛОГИЯ
| Примерные темы, число часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Примерные темы лабораторно-практических и практических работ | Визуализация | |
| Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (не менее 24 часов) | |||||
| Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (4 ч.) | Способы ухода за различными видами покрытий полов, стен и мебели. Способы утепления окон в зимний период. | Выполнять мелкий ремонт обуви, мебели, восстанавали-вать лакокрасочные покрытия и сколы. Осваивать технологические операции по удалению пятен с одежды и обивки мебели. ?????? (так в программе) | 1. Изучение свойств строительных, теплоизоляционных и отделочных материалов и методов их правильного выбора и использования. | 1. Свойств строи-тельных, тепло-изоляционных и отделочных ма-териалов и мето-дов их правиль-ного выбора и использования. | |
| Тема 2. Эстетика и экология жилища (2 ч.) | Системы энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) хозяйстве. Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Освещение в интерьере. Современные сис-темы фильтрации во-ды. Современная бы-товая техника и пра-вила пользования ею. | Оценивать микроклимат в доме. Проводить диагностику места положения скрытой электро-проводки. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Подбирать парамет-ры бытовой техники по рек-ламным проспектам. Разрабатывать варианты разме-щения бытовых приборов. | 1. Оценка микроклимата в доме. 2. Определение места положения скрытой электропроводки. 3. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. 4. Разработка вариантов размещения бытовых приборов. | 1. Микроклимата в доме. 2. Определения места положения скрытой электро-проводки. 3. Эффективного подбора бытовой техники по рек-ламным проспек-там. 4. Разработки ва-риантов разме-щения бытовых приборов. | |
| Тема 3. Бюджет семьи (4 ч.) | Бюджет семьи. Потребности человека и потребительская корзина. Рациональное плани-рование расходов семьи. Оценка воз-можностей семейной предпринимательской деятельности. Потребительские ка-чества товаров и ус-луг. Права потреби-теля и их защита. Формирование потребительской корзины семьи. | Минимизировать расходы в бюджете семьи. Анализировать и проверять качество и потребительские свойства товаров. Проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность. | Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятель-ности: обоснование объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия. | ||
| Тема 4. Техноло-гии ремонтно-от-делочных работ (8 ч.) | Виды ремонтно-отде-лочных работ. Совре-менные материалы. Способы размещения декоративных эле-ментов в интерьере. | Выбирать краски по каталогам. Подбирать информацию о мате-риалах по каталогам и образ-цам. Выбирать средства для трудового процесса. Выполнять эскизы оформления стен деко-ративными элементами. | Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлева-ние, шлифовка.Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами. Подбор и эффективное использование материалов для энер-госбережения и повышение качества работ. | ||
| Тема 5. Техноло-гии ремонта эле-ментов систем водоснабжения и канализации (6 ч.) | Системы горячего и холодного водоснабжения, канализация в доме. Виды, назначение, способы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы их монтажа. Способы ремонта устройств водоснабжения. | Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Осваивать приемы пользования инструментами и приспособлениями. Проектировать и изготовлять простые инструменты и полуфабрикаты. Разбирать и собирать элементы изучаемой системы. Тренироваться в выполнении технологических операций. Профессиональное самоопределение | Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами. Учебные работы по замене прокла-док и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах со сменными буксами. | ||
| Раздел 3. Электротехника (не менее 12 часов) | |||||
| Тема 1. Электромонтажные и сборочные техноло-гии (4 ч.) | Общее понятие об электрическом токе, о напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. | Читать схемы. Собирать электрические цепи по схемам. Контролировать работу цепи. Тренироваться в использовании инструментов и приспособлений. Овладевать умениями по выполнению технологических операций. Проектировать и изготавливать электрифицированные установки. Контролировать результаты труда. Выполнять правила безопасности труда и электробезопасно-сти. | Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки. Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструмента-ми; выполнение упражнений по механическому окольцеванию, соединению и ответвлению проводов. Присоединение проводов к элект-рическому патрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Проверка пробником соединений и проводов в простых электрических цепях. | ||
| Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики (4 ч.) | Принципы работы устройств защиты. Схема цепи и электроустановки жилого помещения. Счетчик, расход и экономия электрической энергии. Датчики в системах автоматического контроля и управления. Устройства автоматики и их схемы. Экологические аспекты применения электроустановок. Правила безопасной работы с электроустановками. | Исследовать схемы и цепи электроустановок. Проектировать и собирать модели реальных объектов. Профессиональное самоопределение | Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с исполь-зованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка и испытание модели автоматической сигнализации о достижении максимального уровня жидкости или температуры (из деталей электроконструктора). | ||
| Тема 3. Бытовые электроприборы (4 ч.) | Виды и безопасная эксплуатация бытовых электроприборов, их характеристики. Пути экономии электроэнергии в быту. Современные электронагревательные приборы. | Оценивать эксплуатационные характеристики электроприборов и цепей. Подбирать оборудование с учетом гигиенических и функциональных требований. Соблюдать правила безопасной эксплуатации электроустановок. | Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. | ||
| Раздел 5. Электротехника (не менее 3 часов) | |||||
| Тема 1. Бытовые электроприборы (3 ч.) | Бытовая электропроводка. Электроустановочные изделия. Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Подбор бытовых приборов по мощности и рабочему напряжению. | Находить информацию и анализировать технические характеристики энергосберегающих электрических приборов. Рассчитывать допустимую суммарную мощность электроприборов. | Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрообо-рудованием.Рациональное размещение осветительных приборов и розеток на плане квартиры. | ||






