Изучая мотивационную основу деятельности учителей по методике “Мотивы трудового поведения”, мы определили, что движет учителями, от чего они получают наибольшее удовлетворение (Приложение № 3).
Из диаграмм видно, что наиболее значимыми для педагога мотивами являются: стремление к профессиональному росту (97%), желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%), удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%), хорошее отношение со стороны коллег (70%), осознание общественной значимости своего труда (67%), уважение со стороны руководителей (57%).
Сравнивая выбор мотивов, ведущих в коллективе, с мотивами, лично значимыми для каждого учителя, можно увидеть, что в основном они совпадают, первые три по значимости совпали полностью.
Анализ результатов данного исследования показывает, что основным ведущим мотивом и для педагога, и для коллектива является “стремление к профессиональному росту”, что особенно важно для коллектива, работающего в инновационном режиме. Однако лишь 50% педагогов выбрали ведущим мотивом “желание проявить творчество, осуществить поиск, исследование”, 27% педагогов выделили мотив “стремление проявить себя”, 27% “стремление добиться максимальной самостоятельности в работе”.
Итог исследования мотивов трудового поведения позволяет увидеть проблемы в формировании мотивационной сферы педагогов гимназии, использовать эти данные как при индивидуальной работе с учителями, так и при планировании работы с педагогическим коллективом по формированию сопричастности общей идее, осознанию собственной значимости каждого в успехах гимназии как ведущей мотивирующей силы.
Анализ исследования “Оценка потребностей педагогов в развитии и саморазвитии” представлен в виде диаграммы.