Напряжения
Список этих техник сложился исторически. Он не является классификацией. Это лишь перечень, элементы которого характеризуются разной степенью операциональности и обобщенности. Например, техника «проявление интереса к проблемам партнера» является скорее стратегией, которая может быть осуществлена с помощью других техник.
Таблица 14. Техники регуляции эмоционального напряжения
Снижают напряжение: | Повышают напряжение: |
1. Подчеркивание общности с партнером (сходства целей, интересов, мнений, личностных черт и др.) | 1. Подчеркивание различий между собой и партнером |
2. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах | 2. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партера в общее дело и преувеличение своего |
3. Вербализация эмоционального состояния: а) своего; б) партера | 3. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего; б) партнера |
4. Проявление интереса к проблемам партера | 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
5. Предоставление партеру возможности выговориться | 5. Перебивание партнера |
6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее | 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации | 7. Поиск виноватых и обвинение партнера |
8. Обращение к фактам | 8. Переход на «личности» |
9. Спокойный уверенный темп речи | 9. Резкое убыстрение темпа речи |
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела | 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз |
Несмотря на недостатки этого списка техник, я намеренно не изменяю его, так как это может лишь все усложнить. Пусть это будет список из десяти техник. В основном я работаю с тремя из них — подчеркиванием общности, подчеркиванием значимости и вербализацией чувств. Именно эти техники не зависят от конкретных обстоятельств и поэтому применимы в широком круге ситуаций.
Последние две техники —9-и 10-я — продолжают тему невербальных сигналов при вступлении в контакт. Их можно затронуть в тренинге в процессе работы с техниками вступления в контакт.