Публичная политика, делиберативный процесс и общественный договор

"Делиберативный процесс" описан в аналитическом докладе Агентства гуманитарных технологий "Современные фабрики мысли (мозговые центры, Think Tanks)", в частности в работе Ратувухери Тантели Хариманга "Современные фабрики мысли" и в моей работе "Технологии и инструменты фабрик мысли". Делиберативный процесс (от англ. deliberate - обдумывать, взвешивать, совещаться, обсуждать) -процесс массовых консультаций, обсуждений и совещаний внутри определенной тематики, имеющий цель совместными усилиями выработать решение для его принятия соответствующими органами власти. Делиберативный процесс происходит в специфической среде, которая носит название "сфера публичной политики". В то же время сама публичная политика является специально создаваемой средой, где в качестве базовой и обязательной коммуникационной стратегии принята конвенциональная коммуникационная стратегия.

В подходе к делиберативному процессу снова обнаруживается расхождение манипуляционной и конвенциональной коммуникационных стратегий. Для манипуляционной стратегии характерны такие этапы - производство, упаковка и трансляция смысла (Ефим Островский). Для конвенциональной стратегии характерны следующие этапы - производство содержания (коммуникационная стратегия) и продвижение содержания (презентационная стратегия внутри коммуникационной стратегии), где сам смысл производится на всех этапах и не скрывается за содержанием. Для конвенциональной стратегии в принципе не существует этапа упаковки смысла в носители, так как в открытой коммуникации смысл не существует отдельно от носителей и порождается в едином диалоге участников. В то же время трансляция смысла является трансляцией содержания, поскольку смысл не скрывается в содержании, а как можно более полно проясняется.

Таким образом, четвертое условие коммуникативности текста (речи) - смысл должен быть ясен из содержания текста (речи). Смысл не должен быть скрыт, не должен требовать усилий по декодированию или распаковке. Почему для манипуляционной стратегии так важно упаковать смысл и затем его транслировать? Потому что смысл (сознательно или неосознанно) стараются упрятать (упаковать) в содержание таким образом, чтобы через предъявление аудитории-адресату содержания транслировать (помимо ее воли) некоторый смысл, и тем самым вводить аудиторию-адресата в пространство некомпетентности, где удобнее всего управлять его поведением. Эти технологии почти никогда не распознаются слушателями-читателями-неспециалистами, но они отторгаются на уровне общего недоверия и непринятия манипуляции в обществе.

В результате такого отторжения, которое мы сегодня наблюдаем повсеместно на всей территории бывшего СССР, произошла деконвенционализация - распад общественного договора. Заключение общественного договора7 наново многие обществоведы и гуманитарные технологи связывают с изобретением "новой идеологии" (новой русской или любой другой новой национальной идеологии), на рекламе которой якобы можно воссоздать новый общественный договор. Однако нынешний характер государственного управления не позволяет использовать вновь созданную идеологию никак иначе, нежели внутри манипуляционной коммуникационной стратегии. Поэтому вопрос должен быть поставлен иначе - о смене базового коммуникационного процесса в обществе путем создания особой сферы динамично изменяющегося и поддерживаемого общественного договора: сферы публичной политики с ее базовым коммуникационным процессом - делиберативным процессом. Противоположный ему базовый коммуникационный процесс внутри манипуляционной коммуникационной стратегии можно назвать процессом одобрения или поддержки - это касается как ситуации выборов, так и ситуации принятия решений в государственных органах власти или в частных корпорациях.

В работе Владимира Грановского "Стратегическое консультирование в Украине" сделано различение гласности и публичности: " Гласность это, когда власть нечто делает и позволяет об этом открыто говорить. Публичность, это когда само действие некоторого субъекта становится открытым изначально, доступно для участия и критики других, и выстраивается по отношению к таким же публичным действиям." Делиберативный процесс - это не говорение или писание, это диалогичный процесс выработки решения, где в саму выработку включены все заинтересованные стороны, и она происходит внутри базового коммуникационного процесса конвенционализации.

Делиберативный процесс - процесс диалога (Бахтин) в сфере публичной политики, направленный на принятие решения. Делиберативный процесс - это коллективная работа с коммуникативным пространством текста или речи в среде коммуникации, где обратная связь является коммуникационным действием в среде коммуникации, но в то же время влияет на коммуникативное пространство, на внутреннее содержание первоначального текста или речи, то есть таким образом обратная связь по смыслообразующей роли равна коммуникационному действию автора первоначального текста (речи). Сравните с трансляцией смысла в манипуляционной стратегии - инсталляция некоторой идеологии (упакованных в носители смыслов или смыслообразов) в сознание аудитории, где обратная связь не является смыслообразующей, а сама инсталляция не всегда является коммуникационным действием. Делиберативный процесс внутри конвенциональной коммуникационной стратегии имеет целью принятие решения, в то время как процесс одобрения внутри манипуляционной коммуникационной стратегии имеет целью обеспечение поддержки уже принятому решению.

Делиберативный процесс происходит после и поверх презентаций с их презентационными стратегиями. Делиберативный процесс начинается после того, как некоторая содержательно осмысленная позиция подана в драматургическом коммуникативном пространстве для обсуждения в среде коммуникации. Этот этап деятельности или даже тип коммуникативного действия называется консультацией. Консультация может иметь любую презентационную стратегию, поскольку она представляет собой столкновение многих стратегий в среде коммуникации, где это самое столкновение влияет на коммуникативное пространство текста, который по смыслу представляет собой будущее решение, которое может быть принято. Поэтому консультация как тип коммуникативного действия не предъявляет решение, а через глобальную и всеобщую коммуникацию вырабатывает решение. Консультация может быть тактической или стратегической, но в любом случае - эксперт-консультант участвует в делиберативном процессе (процессе глобальных консультаций) наравне со всеми другими участниками.

Существенным является отличие роли гуманитарных технологов внутри манипуляционной и конвенциональной коммуникационных стратегий. Внутри манипуляционной коммуникационной стратегии гуманитарный технолог выступает исключительным субъектом, даже тогда, когда свои действия и смыслообразующие содержания текстов он обсуждает в узком кругу (элиты, интеллигенции или таких же как он профессионалов). Внутри конвенциональной коммуникационной стратегии гуманитарный технолог выступает как агент: ему отводится роль модератора, проектировщика, консультанта, эксперта. Субъект публичной политики внутри конвенциональной коммуникационной стратегии является собранным субъектом (Мамардашвили) - в процессе коммуникации субъект конвенционализируется как коммуникативное сообщество, причастное к выработке и принятию решения.

Базовый коммуникационный процесс делиберации построен на технологии конвенционализации. Конечно в процессе делиберации встречаются манипуляции отдельных заинтересованных сторон. Однако базовый коммуникационный процесс является конвенциональным, и относительно отдельных попыток манипуляции действует вышеупомянутый принцип поглощения стратегий. Делиберативный процесс начинается с информационного повода или проекта некоторого решения, который предстоит обсудить. В процессе обсуждения проекта некоторого решения обратная связь подлежит оформлению в структуру, соответствующую структуре самой среды коммуникации. В среде коммуникации обязательно выделяются советы, комиссии или отдельные личности, которые берут на себя роль модератора, а их функция носит название модерация.

Модерация - это деятельность в принципе противоположная деятельности по рефлексивному управлению. Задача модерации - обеспечить последовательное прохождение делиберативного процесса от разногласий через определение альтернатив, их обоснование и аргументацию, до выработки и формулировки компромиссов. Задача модератора - конвенционализировать различные точки зрения через цепочку консенсусов на всем протяжении пути от разногласий до достигнутого соглашения и принятия решения. Конвенционализация это продолжение процесса позиционирования после презентации, когда различные реакции сегментированной аудитории на презентованный текст (речь), то есть различные акты обратной связи приводятся к некоторой подвижной, на каком-то этапе удовлетворяющей всех, конвенции. Если модерация - задача чисто технологическая, то конвенционализация - задача содержательная, относящаяся к работе с внутренним коммуникативным пространством текста (речь), который ложится в основу конвенции и порождает принятие конвенционального решения. Конвенциональное решение есть главная задача конвенциональной коммуникационной стратегии и основная цель публичной политики.

В практике делиберативного процесса используются такие технологии как разработка концепций, стратегий, программ. Разработка концепций, стратегий и программ в технологической цепочке делиберативного процесса представляет собой принятие конвенции, вокруг которой всякий раз и происходит открытый коммуникативный процесс. Тем не менее, сама конвенция стратегического планирования (программа, стратегия или концепция) эффективна лишь внутри стратегического управления, то есть тогда, когда обсужденная, выработанная и принятая в делиберативном процессе конвенция является исполняемым решением, иначе говоря, является перформативом. Такого рода конвенция имеет содержание стратегии, которая является самостоятельной по отношению к коммуникационной стратегии, однако выработка такой содержательной стратегии возможна лишь в условиях конвенциональности.

Для реализации упомянутых технологий используются такие инструменты как протокол о намерении, протокол согласования и сценарий развития событий (или просто "сценарий развития"). Протокол о намерении используется тогда, когда для заключения некоторого соглашения (договора, контракта) стороны уже должны предпринять некоторые действия. В протоколе о намерении стороны отражают намерения произведения действий, затрат и обуславливают степень риска и ответственность сторон за эти предварительные действия.

Сценарий развития событий составляется, как правило, в случае, когда речь идет об очень длительном согласительном процессе при выработке стратегии, когда в дело вовлечено много сторон, когда речь идет об очень крупных изменениях, когда течение процесса опосредовано принятием ряда взаимосвязанных решений и проведением ряда обсуждений. Элементы сценария развития описаны в работе "Инструменты и технологии фабрик мысли" из аналитического доклада Агентства гуманитарных технологий.

Процесс согласования является важной составной частью любого делиберативного процесса. Для согласования создают согласительную комиссию (или совет) и ведут протокол согласования. Инициатива создания согласительной комиссии может исходить от любого участника групп влияния, если иное не оговорено институциональным законом или корпоративным актом, в зависимости от того, где происходит согласование. Создание согласительной комиссии или совета должно основываться на максимально справедливом представительстве всех заинтересованных сторон. Для действия согласительной комиссии или совета должен быть определен срок проведения заседаний и, если необходимо, крайний срок соглашения. На заседаниях согласительной комиссии или совета ведется протокол согласования. Протокол согласования должен отражать структуру и этапы согласования любого решения. В протоколе должны быть: дата, число и состав участников, какие заинтересованные стороны каждый из них представляет. Если от заинтересованных сторон выделяются несколько человек, они могут избирать председателя и наделять его полномочиями по выражению мнения остальных участников, однако протокол ведется независимо от этого по каждому сказанному слову. Также в протоколе должно быть отражено, кто не присутствовал на заседании и причина отсутствия. Затем - дата предыдущих заседаний и следующих, а также формулировка положений, по которым стороны пришли к согласию.

В протоколе должны также быть следующие структурные элементы: отрицания (такая-то сторона безусловно отрицает такое-то положение); настаивания (такая-то сторона абсолютно настаивает на таком-то положении); лоббирование (такая-то сторона открыто лоббирует такие-то интересы) - отрицание, настаивание и лоббирование должно быть записано со слов ответственных за отрицание, настаивание или лоббирование людей, а не со слов посторонних. В протоколе должен содержаться мотив согласования. Затем происходит поиск компромиссов по такой схеме: перечень возможных компромиссов; аргументация каждого из компромиссов; аргументация в пользу выбора какого-либо из компромиссов и цена компромисса (что сторона хочет за компромисс). Обязательное условие - авторство формулировок компромиссов и их аргументов должно быть указано в протоколе (для понимания, чьи интересы в компромиссе или его аргументе присутствуют). В процессе согласования должно быть достигнуто первичное согласие по заключению компромисса - путем голосования (простым большинством) или путем консенсуса (абсолютным большинством). В любом случае результаты заключения соглашения записываются поименно, и если есть какие-то особые точки зрения, они фиксируются в протоколе.

Остается отметить специфический характер коммуникационной стратегии для государственной политики в целом. Конвенция как коммуникационная стратегия и конкретная конвенция - разные стороны стратегического планирования в государстве. Первая - общий принцип коммуникации в государстве, вторая - принцип работы с будущим на уровне государственного управления. В то же время, стратегическое планирование оказывается возможным лишь внутри конвенциональной коммуникационной стратегии, если речь идет о государственной стратегии. Сам общественный договор не совпадает с конституцией или кодексом всех законов, а представляет собой подвижную конвенцию, куда входит атмосфера доверия в обществе (Фукуяма), публичные дискуссии масс-медиа, публичная политика групп интересов и т.д. Таким образом, стратегия или программа является важным элементом подвижной и непрерывно перезаключаемой конвенции. Подвижная или перезаключаемая конвенция - развитая относительно конвенциональной коммуникационной стратегии и публичной политики концепция общественного договора Руссо. Более детально мы остановимся на этом в следующий раз.

1. Г. П. Щедровицкий "Смысл и значение", Избранные труды - М.: Шк. Культ. Полит., 1995.

2. Юрген Хабермас, "Коммуникативное действие и дискурс".

3. Карл-Отто Апель "Обоснование этики ответственности".

4. Карл Ясперс "Коммуникация".

5. Ср. это же положение у Хабермаса - "только в дискурсе можно получить ответ, что препятствует взаимодействию" (там же).

6. Мераб Мамардашвили "Классический и неклассический идеал рациональности", в книге "Необходимость себя", М.: 1996, изд. "Лабиринт".

7. Жан Жак Руссо "Об общественном договоре", М.: 1998, "Кано-пресс-Ц" - "Об общественном договоре, или принципы политического права".

Публикуется с любезного согласия автора по тексту с сетевого журнала "XYZ"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: