Ключевые события духовной жизни России X-XI вв.
начало IX в. – начало распространения письменности в Древней Руси (во II пол. XX в. археологи обнаружили керамический сосуд с надписью на ранней кириллице – «горушна»).
911 г. – договор Олега с Византией (первый из дошедших до нас текстов на древнерусском языке).
959 – 960 гг. – строительство первой деревянной Ильинской церкви в Киеве.
988 – 989 гг. – строительство Десятинной церкви (церковь «Успения Божьей матери») в Киеве, которая позже была перестроена в каменную.
988 г. – христианизация Руси.
1037 – 1040 гг. – строительство в Киеве собора «Святой Софии» (позднее подобные соборы были сооружены в Новгороде (1045 – 1050 гг.) и Полоцке).
1037 г. – создание древнейшего летописного киевского свода.
около 1049 г. – первый митрополит из русских Илларион создает «Слово о законе и благодати» (богословско-политическое произведение, восхваляющее принятие Русью христианства, деятельность князя Владимира Святого; первое не житейное произведение).
|
|
1051 г. – основание Киево-Печерской лавры.
(по другим данным 1062г.)
1073 г. – Изборник Святослава (рукописный сборник, состоящий из выдержек и статей из разных книг) – старейшая русская книга для чтения (вторая по древности рукописная книга Древней Руси).
1056 – 1057 гг. – Остромирово Евангелие, написано для новгородского посадника Остромира.
1117 г. – поучение Владимира Мономаха своим детям (литературно – публицистическое произведение об ответственности за нее).
1165 г. – церковь Покрова на Нерли около Владимира.
1188 г. – создание «Слова о полку Игореве».
около 1197 г. – Моление Даниила Заточника (псевдоним) – богословско-политический трактат в форме послания к князю о значении княжеской власти и ответственности за нее.
1198 г. – составление киевского летописного свода; к концу XIII в. известны следующие летописные своды: Игнатьевская летопись (южнорусское летописание) включает более древние произведения и события истории Галицко – Волынской земли; Лаврентьевская летопись (события Владимиро – Суздальской земли) – идея о сильной великокняжеской власти; Псковская летопись (хроника событий, борьба с крестоносцами и шведами); Новгородская летопись (хроника событий, сведения о хозяйственной жизни города).
конец XI – нач. XII вв. – «Повесть временных лет» (Нестор), около 1113г., 1116г. – отредактирована игуменом Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром.
сер. XII в. – сказание о Борисе и Глебе.
сер. XIII в. – сказание о погибели земли русской (анонимный автор из Переславля Залесского).
Жанры:
ü жития святых
ü поучения
ü хождения
|
|
ü сочинения по всемирной и русской истории
ü сборники афоризмов
ü природоведческие сочинения
Иконописцы (XI – XII вв.):
ü Алимпий
ü Олисей
ü Георгий
Иконы:
ü икона «Владимирской Божьей матери» (конец XI – начало XII вв. – неизвестный греческий автор)
ü новгородская школа: «Ангел златые власа»
§ «Спас нерукотворный»
§ «Успение Богородицы»
Храмы (XII – XIII вв.):
ü церковь Спас-Нередица
ü Успенский и Дмитриевский соборы
ü Золотые ворота в Киеве и во Владимире
Стили:
ü крестово-купольные храмы: квадрат, расчлененный четырьмя столбами и венчаемый куполом, с примыканием четырех пристроек в форме креста.
ü византийская традиция: начиная с XI в. – сочетание славянской и византийской традиций: на основу крестово-купольного храма ставят многоглавые пристройки (Софийские соборы во всех крупных городах Руси; Спасо-Преображенский собор в Чернигове).
ü XII в. – появление однокупольных храмов: купол на мощном массивном квадрате (Дмитровский собор во Владимире, Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, Покрова Богородицы на Нерли под Владимиром, храм Михаила Архангела в Смоленске).
Общая черта: органичное сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Фрески:
ü в храме Спаса на Нередице
ü фреска «Страшный суд» в Дмитровском соборе.