X-XIIвв

Ключевые события духовной жизни России X-XI вв.

начало IX в. – начало распространения письменности в Древней Руси (во II пол. XX в. археологи обнаружили керамический сосуд с надписью на ранней кириллице – «горушна»).

911 г. – договор Олега с Византией (первый из дошедших до нас текстов на древнерусском языке).

959 – 960 гг. – строительство первой деревянной Ильинской церкви в Киеве.

988 – 989 гг. – строительство Десятинной церкви (церковь «Успения Божьей матери») в Киеве, которая позже была перестроена в каменную.

988 г. – христианизация Руси.

1037 – 1040 гг. – строительство в Киеве собора «Святой Софии» (позднее подобные соборы были сооружены в Новгороде (1045 – 1050 гг.) и Полоцке).

1037 г. – создание древнейшего летописного киевского свода.

около 1049 г. – первый митрополит из русских Илларион создает «Слово о законе и благодати» (богословско-политическое произведение, восхваляющее принятие Русью христианства, деятельность князя Владимира Святого; первое не житейное произведение).

1051 г. – основание Киево-Печерской лавры.

(по другим данным 1062г.)

1073 г. – Изборник Святослава (рукописный сборник, состоящий из выдержек и статей из разных книг) – старейшая русская книга для чтения (вторая по древности рукописная книга Древней Руси).

1056 – 1057 гг. – Остромирово Евангелие, написано для новгородского посадника Остромира.

1117 г. – поучение Владимира Мономаха своим детям (литературно – публицистическое произведение об ответственности за нее).

1165 г. – церковь Покрова на Нерли около Владимира.

1188 г. – создание «Слова о полку Игореве».

около 1197 г. – Моление Даниила Заточника (псевдоним) – богословско-политический трактат в форме послания к князю о значении княжеской власти и ответственности за нее.

1198 г. – составление киевского летописного свода; к концу XIII в. известны следующие летописные своды: Игнатьевская летопись (южнорусское летописание) включает более древние произведения и события истории Галицко – Волынской земли; Лаврентьевская летопись (события Владимиро – Суздальской земли) – идея о сильной великокняжеской власти; Псковская летопись (хроника событий, борьба с крестоносцами и шведами); Новгородская летопись (хроника событий, сведения о хозяйственной жизни города).

конец XI – нач. XII вв. – «Повесть временных лет» (Нестор), около 1113г., 1116г. – отредактирована игуменом Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром.

сер. XII в. – сказание о Борисе и Глебе.

сер. XIII в. – сказание о погибели земли русской (анонимный автор из Переславля Залесского).

Жанры:

ü жития святых

ü поучения

ü хождения

ü сочинения по всемирной и русской истории

ü сборники афоризмов

ü природоведческие сочинения

Иконописцы (XI – XII вв.):

ü Алимпий

ü Олисей

ü Георгий

Иконы:

ü икона «Владимирской Божьей матери» (конец XI – начало XII вв. – неизвестный греческий автор)

ü новгородская школа: «Ангел златые власа»

§ «Спас нерукотворный»

§ «Успение Богородицы»

Храмы (XII – XIII вв.):

ü церковь Спас-Нередица

ü Успенский и Дмитриевский соборы

ü Золотые ворота в Киеве и во Владимире

Стили:

ü крестово-купольные храмы: квадрат, расчлененный четырьмя столбами и венчаемый куполом, с примыканием четырех пристроек в форме креста.

ü византийская традиция: начиная с XI в. – сочетание славянской и византийской традиций: на основу крестово-купольного храма ставят многоглавые пристройки (Софийские соборы во всех крупных городах Руси; Спасо-Преображенский собор в Чернигове).

ü XII в. – появление однокупольных храмов: купол на мощном массивном квадрате (Дмитровский собор во Владимире, Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, Покрова Богородицы на Нерли под Владимиром, храм Михаила Архангела в Смоленске).

Общая черта: органичное сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.

Фрески:

ü в храме Спаса на Нередице

ü фреска «Страшный суд» в Дмитровском соборе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: