Японский садик

Какому-то сочинскому любителю экзотики пришла идея создать японский садик в миниатюре. В отличие от Сада Дружбы японский садик вызывает неоднозначное чувство: идея хороша, да неважно реализована, - видимо не хватает там истинно японского духа.

Японский садик - это уже другая философия, другое миропонимание, основанное на религии дзен, а значит все здесь должно быть пропитано этим духом. Ведь в основе дзен, как разновидности буддизма, лежит идея непрерывного перевоплощения человека, как частицы вечного Божественного Духа. Отсюда - постоянная внутренняя работа, медитация, сосредоточение на внутренних состояниях, культивирование и применение тонких психических энергий, работа по освобождению духа от материи и, в конечном счете, стремление обрести Бога внутри себя. На Востоке человек может и не ходить в храм, ибо для него храм - это его собственное тело или его душа. Это именно то миропонимание, которому так противится христианская церковь. Но это тема отдельная, а мы с вами где? Да, в японском садике...

В японском садике представлены каменные макеты пагод, высажены низкорослые деревца и кустарники, а также вымощенная из камня река, как символ вечной жизни. Но это не передало нам ощущения Востока или, по крайней мере, Японии. Видимо сработали две причины: какая-то запущенность (что не допустимо по отношению к святыням Востока) и поверхностное знание садоводства Японии. За таким садом (опять-таки, по-нашему мнению) должны ухаживать или хотя бы консультировать специалистов этого сада сами японцы.

Символ японского сада, сакура, имеет российский эквивалент в виде яблони, вишни или груши. Но в то время как японская сакура для японца - знак чистоты духа на тонком плане, к которой стремились все самураи Японии, для россиянина яблоня или вишня - белая кипень весной- неразрывно связаны с земной любовью, со страстью весьма далекой от Божественной любви в понимании Востока. “Расцветали яблони и груши” - слова из всемирно известной советской песни военных лет неизбежно рождают образ вышедшей на берег совершенно реальной земной девушки по имени Катюша (может быть прообразом ее послужила прекрасная Афродита, рождающаяся из морской пены).

Идея японского садика, как и всего в Японии, - показать подчиненность, второстепенность земного плана, хотя и необходимого для земного человека. Это стремление выразить понимание своей малости перед Абсолютом, Высшим Создателем, проявить свое смирение перед ним (низкая мебель в доме, низкие чайные павильоны, куда нужно залезать чуть ли не на четвереньках). Короче, это внутреннее понимание величия и мощи Создателя, перед которым все материальное, созданное человеком, - детская забава. Только Вечный и Бессмертный Дух имеет непреходящую ценность, - этому учат на Востоке с детства. Даже японское иероглифическое письмо имеет тот же принцип: от плотного к тонкому, от земного к возвышенному, к утонченному, к духовному. Все элементы китайско-японской иероглифистики рисуются вначале с нажимом, а затем переходят в тонкую как волосок линию. От этого понимания - прямой путь к уважению и почитанию Учителей Востока, наставника, инструктора, а внешними признаками этого уважения являются неизменные поклоны и соединенные на груди ладони рук. Но поклонение и уважение относятся не к личности, а к Высшим Силам, которые проводят эти знания через личности как через инструмент. Даже противники до и после поединка в восточных единоборствах обязаны поклониться друг другу...

Но мы ведь о японском садике. Когда нам встретился первый признак запустения - задохнувшаяся в небольшом пруду вода - мы молили Бога только об одном: не повстречать бы в этом “японском” саду какого-нибудь японца или просто жителя Востока. Можно себе представить чувства этих людей при виде запущенной святыни! Но, слава Богу, мы никого там не встретили, кроме русской бабушки, ругавшей своего внука за какие-то проделки.

И все же, опускаясь или поднимаясь, кому как удобно, до уровня отдыхающего и отбросив всякую философию на время отпуска, скажем спасибо организаторам и труженикам этого миниатюрного уголка восточной экзотики. Конечно же приятно побродить и подышать воздухом далекой Японии, сделать несколько снимков на память. Ведь есть Япония и есть Япония. Япония, представленная миниатюрным садиком и крошечная Япония, проглотившая целую армию промышленных фирм Запада - подумать только о таком парадоксе! Однако в этой же Японии живут такие люди как супруга знаменитого советского разведчика Рихарда Зорге. Узнав о том, что привитая им некогда веточка в Саду Дружбы дала плоды, вдова Зорге через день была уже в сочинском музее с дарами для этого сада.

Хочется верить, что и этот японский садик будет жить, цвести и радовать собою сердца людей нашей планеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: