Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

(профильный уровень)

Составитель: Чиганов С. А.

Учитель истории

Учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2. Примерная программа по истории (письмо МО РФ от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приложение 1(2) к приказу МОиН РФ от 24.12.2010г. №2080)

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. №04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на2011-2012 учебный год"

5. Приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного плана образовательных учреждений Челябинской области».

6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 учебном году (приложение № 10 к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 года №103/ 4275)

7. Школьный учебный план МКОУ Уйская СОШ на 2012/2013 учебный год.

Рабочая учебная программа курса «История» для 10-х классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.

Изучение истории в 10 классе осуществляется в соответствии с Областным Профильным Учебным планом 2004 г. Школьный учебный план полностью соответствует Профильному. Общее количество часов учебного времени, выделяемое на изучение истории в 10 классе, - 140 часов.

Изучение курса истории в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи курса «История России» в 10 классе:

ü выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;

ü определить основные этапы развития нашей страны в XVII – XIX веках;

ü на примерах событий современной истории показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно историческом процессе; выявить и осмыслить факторы самобытности российской истории;

ü уяснить, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

ü показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

ü обратить внимание на тенденции развития мировой и отечественной историографии. Определить место и роль российской истории и историографии в мировой науке;

ü проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последние два десятилетия. Осознанно уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе.

Реализуется ведущая цель Программы развития школы (создание организационно-педагогических условий для непрерывного обновления школьной образовательной системы; создание условий, обеспечивающих достижение учащимися нового качества образования, реализацию приоритетов образовательной политики государства и общества).

При разработке данной рабочей учебной программы были определены следующие основные принципы обучения – принципы личностного развития и социализации учащихся, приобщение их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучая курс истории на ступени среднего (полного) общего образования, учащиеся систематизируют полученные в основной школе знания об историческом прошлом и одновременно более глубоко знакомятся с социокультурным опытом человечества. Овладевают навыками сравнительно-исторического анализа, осмысления, объяснения и оценки исторических фактов. Развивают способность к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Особое значение уделяется формированию понимания роли России во всемирно-историческом процессе, выработке собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Отбор учебного материала в 10-х классах отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Поэтому при отборе фактов и явлений основными критериями явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Основные содержательные линии данной рабочей учебной программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Изучение курсов истории в 10-х классах осуществляется на основе синхронно-параллельного принципа с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Содержание курса Истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию.

Изучение курсов истории в 10 классе осуществляется в соответствии с предложенной авторами Примерной программы последовательностью изучения курсов Всеобщей истории и Истории России.

Соотношение курсов Всеобщей истории и Истории России в 10 классе по часам соответствует предложенным рекомендациям Примерных программ:

Классы Объем учебного времени (федеральный Разделы примерной программы Резерв учебного времени
  компонент) История России Всеобщая история  
X класс 140 ч История России (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 72 ч Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 48 ч 20 ч

и составляет, таким образом, соответственно 52 часов на изучение Всеобщей истории и 88 часа на изучение Истории России.

Учебно-тематический план

Всеобщая история Кол-во часов История России Федеральный компонент (базовый уровень) Кол-во часов
Введение. История как наука (4 часа)
Тема 1. Древнейшая история человечества      
Тема 2. Цивилизация Древнего мира и средневековья      
    Тема 3. История России – часть всемирной истории  
    Тема 4. Народы и древнейшие государства на территории России  
    Тема 5. Русь в IX - начале XII века  
    Тема 6. Русские земли и княжества в XII – середине XV века  
    Тема 7. Россия и мир во второй половине XV – XVII веке  
    Тема 8. Россия и мир в XVIII – середине XIX века  
Тема 9. Россия и мир во второй половине XV – XVII веке      
Тема 10. Россия и мир в XVIII – середине XIX века      
Итоговое повторение      
Всего:      

Согласно Примерной программе не предусмотрено проведение уроков обобщения и проверки знаний и умений по крупным темам и разделам, но это возможно восполнить уроками резервного времени (20 ч.).

Данная рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Реализация рабочей учебной программы курса обеспечивается учебно–методическим комплексом, представленным в разделе «Состав учебно-методического комплекта». Изучение курса «Всеобщей истории» ведется по учебникам Загладин Н. В., Симония Н. А. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIXв.». При изучении содержания курса «История России» используются учебники: Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до кон.XVIв.Ч.I»и Сахаров А.Н., Боханов А.Н. « История России. XVII –XIX в.Ч.2».

Данные учебники соответствуют требованиям государственного стандарта исторического образования и входят в Федеральный перечень. Они обеспечены необходимым учебно-методическим комплексом, который включает в себя программные, учебные и дидактические материалы, методические рекомендации для учителя, а также электронный компонент.

В связи с введением интегрированного учебного предмета «Краеведение» национально-региональный компонент преподается в рамках основных тем без выделения отдельных уроков.

Таким образом, представленный в данной рабочей учебной программе учебно-методический комплект обеспечивает реализацию:

· федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования по истории

· примерной программы по истории федерального базисного плана

· регионального компонента

· преемственности в рамках каждой ступени школьного образования

· целостной непрерывности образования на всех ступенях.

При преподавании курса «История» в 10 классе национально-региональный компонент сохраняется и составляет 10% учебного времени.

Представленная рабочая учебная программа включает также список дополнительной литературы и перечень ЦОР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: