В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
|
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | дата | НРК | Формы тематического контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | |
1-2 | История как наука. История в системе гуманитарных наук. | 1 неделя сентября | Знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории Уметь участвовать в дискуссиях по историческим проблемам Знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории Уметь критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания) Уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа Уметь представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии Знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории Использовать полученные знания и умения для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности Уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) Использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации Уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) Уметь различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения | ||||
3-4 | Основные концепции исторического развития человечества. | 1 неделя сентября | |||||
5-6 | Проблема происхождения человека. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. человека на территории Южного Урала. НРК | 2 неделя сентября | НРК | ||||
7-8 | Первобытная эпоха. Этапы развития человеческого общества. Этапы исторического развития первобытного общества на Южном Урале. НРК | 2 неделя сентября | НРК | ||||
9-10 | Древнейшие цивилизации | 3 неделя сентября | |||||
11-12 | Цивилизации Древнего Востока. | 3 неделя сентября | |||||
13-14 | Полисы древней Греции | 4 неделя сентября | |||||
15-16 | Развитие государственности и форм социальной организации | 4 неделя сентября | |||||
17-18 | Исламская цивилизация. | 1 неделя октября | |||||
19-20 | Становление христианско-средневековой цивилизации. | 1 неделя октября | |||||
21-22 | Феодализм как система социальной организации и властных отношений. | 2 неделя октября | |||||
23-24 | Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные социально-экономические характеристики.. | 2 неделя октября | |||||
25-26 | ПОУ «Цивилизации Древнего мира и Средневековья». | 3 неделя октября | Тестирование с вариантами ответа. Открытое тестирование. Проблемное задание. | ||||
Тема 3. История России – часть всемирной истории(4 ч). | |||||||
27-28 | Особенности становления и развития российской цивилизации. | 3 неделя октября | Понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе Использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации Уметь устанавливать пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений | ||||
29-30 | Роль и место России в мировом развитии. Роль Урала в истории России. НРК | 4 неделя октября | НРК | ||||
Тема 4. Народы и древнейшие государства на территории России (8 ч). | |||||||
31-32 | Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Природные факторы освоения территории Урала. НРК | 4 неделя октября | НРК | Иметь представление о народах и древнейших государствах на территории России и Южного Урала. Понимать особенности объединения восточных славян в союзы, особенности верований древнейших народов. | |||
33-34 | Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Южный Урал в эпоху великого переселения народов. НРК | 2 неделя ноября | НРК | ||||
35-36 | Восточнославянские племенные союзы и их соседи. | 3 неделя ноября | |||||
37-38 | Верования восточных славян, их быт и нравы. | 3 неделя ноября | |||||
Тема 5. Русь в IX - начале XII века (10 ч). | |||||||
39-40 | Возникновение Древнерусского государства. | 4 неделя ноября | Понимать и объяснять различные теории возникновения древнерусского государства, знать деятельность первых киевских князей, уметь анализировать и сравнивать реформы и оценивать их положительное или отрицательное значение для Древней Руси. | ||||
41-42 | Новгород и Киев – центры Древнерусского государства | 4 неделя ноября | |||||
43-44 | Развитие норм права на Руси | 1 неделя декабря | |||||
45-46 | Древнерусское государство при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. | 1 неделя декабря | |||||
47-48 | ПОУ «Древнейшая история России» | 2 неделя декабря | Тестирование с вариантами ответа. Открытое тестирование. Проблемное задание. | ||||
Тема 6. Русские земли и княжества в XII – середине XV века (18 ч) | |||||||
49-50 | Распад Древнерусского государства. Возникновение самостоятельных земель. Появление русских на Урале. Походы новгородцев на Урал. НРК | 2 неделя декабря | НРК | Знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории Уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения Уметь различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. Знать периодизацию процесса феодальной раздробленности, основные этапы развития феодальных центров на Руси, причины и суть нашествия монголо-татар, сущность ига, уметь объяснить причину возвышения северо-восточной Руси и московского княжества. | |||
51-52 | Монголо-татарское нашествие на Русь. Иго Золотой Орды. Золотоордынская колонизация Приуралья. НРК | 3 неделя декабря | НРК | ||||
53-54 | Борьба Руси с немецкими и шведскими захватчиками в XIII веке. | 3 неделя декабря | |||||
55-56 | Начало возрождения Руси. | 4 неделя декабря | |||||
57-58 | Причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | 4 неделя декабря | |||||
59-60 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Укрепление позиций московских князей в Приуралье. НРК | 2 неделя января | НРК | ||||
61-62 | Великое княжество Московское в системе международных отношений. | 2 неделя января | |||||
63-64 | Культурное развитие русских земель в конце XIII- середине XYвв. | 3 неделя января | |||||
65-66 | ПОУ «Русские земли и княжества в XII - середине XV века». | 3 неделя января | Тестирование с вариантами ответа. Открытое тестирование. Проблемное задание. | ||||
Тема 7. Россия и мир во второй половине XV – XVII веке (30 ч). | |||||||
67-68 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. | 4 неделя января | Знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории Уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения Знать периодизацию истории, понятие и хронологические рамки «нового «времени, уметь сравнивать развитие Московской Руси и государств Западной европы. Сравнивать европейский абсолютизм и русское самодержавие. Знать основные этапы расширения территории России. Причины, начало и периодизацию Смутного времени. Понятие церковный раскол и борьба со старообрядцами. Знать особенности культурного развития русских земель и земель, присоединенных к России. Уметь сравнивать с духовными преобразованиями более раннего периода. | ||||
69-70 | Характеристика эпохи «Новое время». | 4 неделя января | |||||
71-72 | Великие географические открытия и начало борьбы за колонии между европейскими державами. | 1 неделя февраля | |||||
73-74 | Социально-экономическое развитие в странах Западной Европы в XV- сер. XVII века. | 1 неделя февраля | |||||
75-76 | Эволюция европейской государственности | 2 неделя февраля | |||||
77-78 | Установление царской власти и самодержавия в России. | 2 неделя февраля | |||||
79-80 | Реформы середины XVI в. Присоединение Башкирии. Строгановы на Урале. НРК | 3 неделя февраля | НРК | ||||
81-82 | Причины и характер Смуты. | 3 неделя февраля | |||||
83-84 | Первые Романовы. Юридическое оформление крепостного права. | 4 неделя февраля | |||||
85-86 | Новые явление в экономики России в XVII веке. Колонизация Урала в 17 в. НРК | 4 неделя февраля | НРК | ||||
87-88 | Социальные движения в России во второй половине XVII века. Церковный раскол и его значение. Движение раскольников на Урале. | 1 неделя марта | |||||
89-90 | Внешняя политика России в XVII веке. | 1 неделя марта | |||||
91-92 | Народы Российского государства во второй половине XV-XVII веке. Народы Южного Урала во второй половине XV-XVII веке. НРК | 2 неделя марта | НРК | ||||
93-94 | Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII веке. Материальная и духовная культура народов Урала во второй половине XV-XVII веке. НРК | 2 неделя марта | НРК | ||||
95-96 | ПОУ «Россия и мир во второй половине XV – XVII веке». | 3 неделя марта | Тестирование с вариантами ответа. Открытое тестирование. Проблемное задание. | ||||
Тема 8. Россия и мир в XVIII – середине XIX века (38 часов). | |||||||
97-98 | Кризис сословного строя в Европе. Буржуазные революции в XVIII- XIX вв | Знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории Уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Уметь давать различные оценки европейским преобразованиям Петра 1, знать причины и последствия проводимых им реформ. Уметь объяснить начало эпохи дворцовых переворотов, изменение положения основных слоев российского общества. Провести параллели экономического развития России и Запада, объяснить и показать на примерах экономическую и техническую отсталость России. Дать общую характеристику международным отношениям Нового времени. Раскрыть общие положения Отечественной войны 1812 года и ее влияние на развитие европейских государств и европейской системы международных отношений. Показать кризис абсолютизма в России и попытки власти смягчить его последствия. Дать общую оценку развитию России и стран Европы в Новое время | |||||
99-100 | Петровские преобразования: армия, промышленность | 3 неделя марта | |||||
101-102 | Петровские преобразования: новая система государственной власти и управления | 4 неделя марта | |||||
103-104 | Россия в период дворцовых переворотов. | 4 неделя марта | |||||
105-106 | Особенности российского просвещенного абсолютизма. Восстание Е. Пугачева. | 2 неделя апреля | |||||
107-108 | Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений | 2 неделя апреля | |||||
109-110 | Общественно-политическое и духовное развитие стран Западной Европы в первой половине XIX века. 4 неделя марта | 3 неделя апреля | |||||
111-112 | Попытки укрепления абсолютизма в России в первой половине XIX века. | 3 неделя апреля | |||||
113-114 | Рост оппозиционных настроений в обществе. Восстание декабристов. | 4 неделя апреля | |||||
115-116 | Общественно-политическое движение в России. | 4 неделя апреля | |||||
117-118 | Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX века. | 4 неделя апреля | |||||
119-120 | Изменение социальной структуры российского общества. Формирование горнозаводской промышленности Урала. Развитие торговли. НРК | 4 неделя апреля | НРК | ||||
121-122 | Международные отношения в эпоху Нового времени. | 1 неделя мая | |||||
123-124 | Превращение России в мировую державу: имперская внешняя политика. Крымская война. | 1 неделя мая | |||||
125-126 | Расширение территории государства в XVIII-середине XIX вв. | 2 неделя мая | |||||
127-128 | Государства Азии в эпоху европейского Нового времени. | 2 неделя мая | |||||
129-130 | Особенности русского Просвещения. | 3 неделя мая | |||||
131-132 | Культура народов России и её связи с европейской и мировой культурой XVIII- первой половины XIX века. Культура Южного Урала в XVIII- первой половине XIX века. НРК | 3 неделя мая | НРК | ||||
133-134 | ПОУ «Россия и мир в XVIII – середине XIX века» | ||||||
135-136 | ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ | 4 неделя мая | Итоговая работа формата ЕГЭ | ||||
137-140 | РЕЗЕРВ УЧИТЕЛЯ | ||||||
|
|
|
|
|
|