Существует по крайней мере две трактовки понятия нации. Согласно одной из них, нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании нации отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства».
Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным — 90% народов живут в многоэтнических (многонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.
В другой трактовке нация определяется как особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
В этом случае, как видим, понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой — этнос. Подобная двусмысленность приводит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.
Понятие национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству (государству) в зависимости от самоидентификации. Гражданин России на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую принадлежность. А гражданин США, Франции на этот же вопрос ответит, скорее всего, что он американец или француз.
Что касается этнической самоидентификации в большинстве демократических стран, национальность определяется не государственными органами (как говорят этнологи, не путем «вынужденной идентичности»), а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать национальность любого из родителей. Личный выбор национальности — неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.
«Истинная национальность состоит не в описании сара- \
фана, но в самом духе народа».!
Н. В. Гоголь I
Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis — умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (зачастую его заменяют понятием «национальный характер»). Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности.
Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, самопроизвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что национальный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в культуре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, национальный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.
Национальный менталитет — явление хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться
к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.
На характер ментальности огромное воздействие оказывают национальные традиции и ценности.
Традиции — это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют двуединую природу. С одной стороны, это явление психики (могут как осознаваться, так и не осознаваться); с другой — явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, символах, одежде и даже еде. Большинство традиционных правил поведения усваиваются подсознательно, на уровне подражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и почему принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.
Традиции различны у разных народов. Скажем, в Европе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если несколько огрубить, считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. О русских говорят: долго запрягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание к ним может вызвать не только обиду, но и конфликт.
Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсо лютизировать — это может привести к укоренению отживших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человеческих жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнориро ватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась христианская традиция, которая столетиями служила и служит духовной опорой народу и государству, помогает выстоять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из христианской традиции в качестве общенародной ценности.
«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать;
J, их исключительными». 1
Академик Д. С. Лихачев i
Необходимо сказать, что в России веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благороднейшие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует делать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в мен-тальность народов, исповедующих ислам, закрепилось в лучших его традициях и личных качествах. Любой труд за-
служивает уважения, и ни одно полезное занятие не кажется мусульманину зазорным. Поэтому для многих мусульман такого понятия, как «непрестижный труд», просто не существует.
Опорой в укреплении и сохранении традиции служат национальные ценности — то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны. Опора на эти ценности приобщает к историческому опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общества и своей личной жизни, не подменяя его бездумным потребительством.
Разобраться в традиционных русских ценностях, как всегда, лучше всего помогает обращение к отечественной философской мысли. Например, И. А. Ильин (1882—1954) выделяет 10 фундаментальных национальных ценностей (философ называл их «сокровищами»). Это национальный язык, национальные песни и танцы, национальные сказки, исто рия народа, молитва, жития святых и героев. Сюда же Ильин относил и хозяйство, т. е. трудовое воспитание человека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здоровья и свободы»; армию —«оплот Родины»; территорию — национально-государственное наследие России. В этих «сокровищах» философ видел «дух национального воспитания» и полагал, что задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа. В советский период многие из этих традиций были утрачены.
Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить. Главное, что становится понятным, когда вдумываешься в содержание «сокровищ», — их общечеловеческое значение (как говорил сам Ильин, «сверхнациональное»). Конечно, философ обращался прежде всего к русским людям, но, по его же выражению, «и к каждому здоровому народу». Создается впечатление, что автор — наш современник и обращается к нам, гражданам многонациональной, многоконфессиональной страны, потому что каждому народу дороги его родной язык, его сказки, песни, танцы, его вера, его святые и герои, его хозяйство и, конечно, «территория — земля Отечества».