Нация и национальность

Существует по крайней мере две трактовки понятия на­ции. Согласно одной из них, нация — это исторически сло­жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, язы­ка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании на­ции отсутствует этнический компонент. В западной социо­логии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориенти­рованной демократии. Во многих современных демократи­ческих странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «сово­купность граждан государства».

Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным — 90% народов живут в многоэтнических (мно­гонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношени­ях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабиль­ность до тех пор, пока остаются стабильными межэтничес­кие (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, мо­гут возникать в государствах с самым разным уровнем раз­вития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая исто­рическая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В этом случае, как видим, понятие «нация» соответству­ет новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой — этнос. Подобная двусмысленность приво­дит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.


Понятие национальность означает принадлежность чело­века к определенному этносу или согражданству (государст­ву) в зависимости от самоидентификации. Гражданин Рос­сии на вопрос о национальности, вероятно, ответит, что он русский или татарин и т. п., т. е. укажет этническую при­надлежность. А гражданин США, Франции на этот же во­прос ответит, скорее всего, что он американец или француз.

Что касается этнической самоидентификации в большин­стве демократических стран, национальность определяется не государственными органами (как говорят этнологи, не путем «вынужденной идентичности»), а самим гражданином в зависимости от отождествления себя с культурой того или иного этноса. На Земле становится все больше людей, ро­дившихся от смешанных браков, и они вправе выбирать на­циональность любого из родителей. Личный выбор нацио­нальности — неотъемлемое право человека, условие его свободы. Это право имеют и граждане России.

«Истинная национальность состоит не в описании сара- \

фана, но в самом духе народа».!

Н. В. Гоголь I

Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный мен­талитет (от лат. mentalis — умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (за­частую его заменяют понятием «национальный характер»). Не вдаваясь в научные споры, отметим, что национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духов­ную настроенность, свойственную данной конкретной этни­ческой общности.

Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллектив­ных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, само­произвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что на­циональный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в куль­туре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, на­циональный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оста­ваться верными своим исторически сложившимся ценнос­тям, традициям.

Национальный менталитет — явление хотя и устойчивое, но не застывшее. При сохранении глубинных ценностей он, безусловно, отражает изменения, которые происходят со страной на каждом конкретном отрезке ее истории. Наука призывает общество и правящую элиту бережно относиться


к особенностям национального менталитета, учитывать его при проведении реформ.

На характер ментальности огромное воздействие оказы­вают национальные традиции и ценности.

Традиции — это элементы культуры, которые переда­ются из поколения в поколение. Они имеют двуединую при­роду. С одной стороны, это явление психики (могут как осо­знаваться, так и не осознаваться); с другой — явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, сим­волах, одежде и даже еде. Большинство традиционных пра­вил поведения усваиваются подсознательно, на уровне под­ражания. Конечно, изначально они внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Однако последующие поколения утрачивают представления о том, зачем и поче­му принималось то или иное правило. Остается только малоосознанное, но привычное действие.

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Евро­пе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если несколь­ко огрубить, считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. О русских говорят: долго за­прягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувстви­тельны к своим традициям, и невнимание к ним может вы­звать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсо лютизировать — это может привести к укоренению отжив­ших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человече­ских жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнориро ватъ, ибо они обеспечивают преемственность в историчес­ком развитии народа, способствуют укреплению его само­бытности. Например, на Руси в мощную силу превратилась христианская традиция, которая столетиями служила и слу­жит духовной опорой народу и государству, помогает высто­ять в самых тяжких ситуациях. Даже люди неверующие, нецерковные в наши дни искренне принимают многое из христианской традиции в качестве общенародной ценности.

«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать;
J, их исключительными». 1

Академик Д. С. Лихачев i

Необходимо сказать, что в России веками складывалась также исламская традиция. В ее основе лежат благородней­шие идеи, суть которых можно выразить словами «делай добро». Мусульманин с детства знает, что добро следует де­лать всякому, даже тем, кто его не заслуживает, и при этом не похваляться добрыми поступками. Добро вошло в мен-тальность народов, исповедующих ислам, закрепилось в лучших его традициях и личных качествах. Любой труд за-


служивает уважения, и ни одно полезное занятие не кажет­ся мусульманину зазорным. Поэтому для многих мусульман такого понятия, как «непрестижный труд», просто не суще­ствует.

Опорой в укреплении и сохранении традиции служат на­циональные ценности — то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в це­лом согласны. Опора на эти ценности приобщает к истори­ческому опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общест­ва и своей личной жизни, не подменяя его бездумным по­требительством.

Разобраться в традиционных русских ценностях, как все­гда, лучше всего помогает обращение к отечественной фило­софской мысли. Например, И. А. Ильин (1882—1954) выде­ляет 10 фундаментальных национальных ценностей (фило­соф называл их «сокровищами»). Это национальный язык, национальные песни и танцы, национальные сказки, исто рия народа, молитва, жития святых и героев. Сюда же Ильин относил и хозяйство, т. е. трудовое воспитание че­ловека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здо­ровья и свободы»; армию —«оплот Родины»; террито­рию — национально-государственное наследие России. В этих «сокровищах» философ видел «дух национального вос­питания» и полагал, что задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа. В советский период многие из этих традиций были утрачены.

Как видите, есть над чем задуматься и что обсудить. Главное, что становится понятным, когда вдумываешься в содержание «сокровищ», — их общечеловеческое значение (как говорил сам Ильин, «сверхнациональное»). Конечно, философ обращался прежде всего к русским людям, но, по его же выражению, «и к каждому здоровому народу». Со­здается впечатление, что автор — наш современник и обра­щается к нам, гражданам многонациональной, многоконфес­сиональной страны, потому что каждому народу дороги его родной язык, его сказки, песни, танцы, его вера, его свя­тые и герои, его хозяйство и, конечно, «территория — зем­ля Отечества».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: