double arrow

Принципы трудового воспитания


Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интел­лектуального и эстетического воспитания. Наш педагогический коллектив работает над созданием такой системы трудового воспитания, в которой труд формирует нравственный и ин­теллектуальный облик личности. Мы видим свою воспитатель­ную задачу в том, чтобы труд вошел в духовную жизнь воспи­тываемого нами человека, в жизнь коллектива, чтобы увлече­ние трудом уже в годы отрочества и ранней юности стало одним из его важнейших интересов.

Наша работа по трудовому воспитанию основывается на следующих принципах:

1. Единство трудового воспитания и общего развития ­нравственного, интеллектуального, эстетического, физиче­ского.

Труд лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он обогащает интеллектуальную жизнь, наполняет многогран­ным содержанием умственные, творческие интересы, одухо­творяет нравственную цельность и возвышает эстетическую красоту личности и коллектива.

Гармоническое всестороннее развитие человека, образо­ванность, духовное богатство, моральная чистота - все это достигается только при том условии, когда наряду с интеллек­туальной, нравственной, эстетической и физической культурой человек достигает высокой ступени культуры труда, трудо­вого творчества. В понятие «трудовая культура» мы включаем не только совершенство практических умений и навыков, мастерство, достигнутое благодаря выучке, умелому руковод­ству трудом со стороны старших. Это лишь одна сторона труда. Сущность трудовой культуры - роль, место трудовой деятельности в духовной жизни человека, интеллектуальная насыщенность и полнота, нравственное богатство, граждан­ская целеустремленность трудового творчества. Трудовая культура - это такая ступень духовного развития, когда чело­век не может жить без труда во имя общего блага, когда труд наполняет его жизнь высоким нравственным вдохновением, духовно обогащает жизнь коллектива.




2. Раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде.

Труд может стать источником радости лишь тогда, когда человек видит в нем нечто более значительное, чем получе­ние средств для удовлетворения материальных потребно­стей, - духовное творчество, раскрытие своих, способностей, таланта. Наш идеал трудового воспитания заключается в том, чтобы каждый человек уже в годы отрочества и ранней юности нашел тот труд, в котором наиболее полно и ярко раскрыва­лись бы его природные задатки, который давал бы ему счастье духовного творчества. Анализируя готовность ученика к трудовой жизни, мы думаем о том, что он умеет делать для обще­ства и что дает ему труд для его личной духовной жизни, в какой мере в трудовых успехах раскрываются его силы, спо­собности.



3. Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность.

Мы добиваемся того, чтобы ребенка воодушевляло на труд желание принести пользу обществу. Поэтому мы вовлекаем детей прежде всего в работу, создающую всенародное богатство (повышение плодородия почвы; закладка полезащитных ле­сополос, виноградников, садов; участие в строительстве хо­зяйственных и культурно-бытовых сооружений и дорог). Такой труд для общества, для будущего становится для детей шко­лой нравственной закалки. У того, кто в детстве и отрочестве близко принимает к сердцу общественные интересы, воспитывается чувство долга, чести. Совесть не позволяет ему быть равнодушным, когда речь идет об общественных ценно­стях.

Мы не спешим рано включать ребенка в оплачиваемый труд, - это может привить корыстолюбие, дух стяжательства. Прежде чем получить первую оплату за свой труд, ученик должен при о брести значительный нравственный опыт без­возмездного труда, создающего материальные ценности для общества. Деньги, которыми оплачивается коллективный труд учеников, идут, по желанию самого коллектива, для удовле­творения. материальных и духовных потребностей членов коллектива. В годы детства, отрочества, ранней юности мы раскрываем перед человеком высшую красоту жизни - служе­ние обществу своим трудом. Сотни фактов - жизненных су­деб - убедили нас в том, что, чем больше отдал человек в дет­стве, отрочестве и юности своих усилий в безвозмездном труде для общества, тем глубже он принимает к сердцу то, что, каза­лось бы, не имеет прямого отношения к его личности.



Высокий нравственный смысл тру да мы видим также в том, что человек воплощает в материальные результаты труда свой разум, мастерство, бескорыстную влюбленность в дело, готовность передать свой опыт товарищам. Мы добиваемся того, чтобы в своем труде ребенок переживал, чувствовал свою честь, достоинство, гордился своими успехами.

4. Раннее включение в производительный труд.

Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в младшем воз­расте. Анализируя трудовые процессы нашего производствен­ного окружения, мы находим в нем то, что ярко, наглядно, по­нятно для детей раскрывает общественную и творческую значи­мость труда, убеждает их в том, что они принимают участие в создании материальных ценностей для общества. Ребенок пере­живает чувство гордости, чести, достоинства; труд входит в его духовную жизнь.

Подавляющее большинство видов труда в сельскохозяйст­венном производстве может найти преломление в чисто детской трудовой деятельности. Уже 7-8-летние дети выполняют у нас интересную, увлекательную работу, имеющую большое общест­венное значение. По сложившейся традиции отдельные виды труда выполняются только детьми. Так, будущие первокласс­ники за два месяца до начала учебного года собирают семена деревьев. Весной они выполняют свою первую работу боль­шой общественной значимости: сажают семена деревьев на склонах оврагов и балок. Потом они ухаживают за деревцами, создавая, таким образом, полезащитные лесные полосы, пред­отвращающие эрозию почвы. Трудом самых маленьких школь­ников на полях местного колхоза создано несколько мощных полезащитных лесных полос, благодаря которым в течение 10лет прекратилась эрозия почвы на площади 160 гектаров. Общественные богатства, сохраненные в связи с этим и умно­женные последующим трудом тех же учеников в среднем и старшем возрасте, трудно переоценить: каждый из этих гектаров плодородной почвы, возвращенный в хозяйственный обо­рот, будет многие годы давать урожай.

Семилетние дети закладывают питомник и выращивают саженцы плодовых деревьев. Уход за плодовыми деревьями продолжается все годы отрочества и ранней юности. Малень­кие дети с большим интересом выполняют работу, от которой в какой-то мере зависят результаты деятельности их стар­ших товарищей. Им выделяют небольшой, в несколько десят­ков квадратных метров, участок неплодородной, заброшенной почвы, и они за несколько лет превращают его в почву высоко­го плодородия. Во время уборки урожая 7 -8-летние дети от­бирают самые лучшие колосья пшеницы и затем хранят эти семена до весны. Этот труд особенно воодушевляет малышей: ведь от качества собранных ими семян - эти семена весной высевают их старшие товарищи, - зависит урожай на опытных делянках.

В 8-9-летнем возрасте наши школьники выращивают гиб­ридные семена пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы, кукурузы или объединяются в группы и звенья по уходу за молодняком, заготовляют корм для скота. И то, что этот са­мый простой труд связан с исследованием, экспериментом, творчеством, имеет огромное воспитательное значение.

Особенно ценно раннее включение детей в обработку мате­риалов (дерева, металла и др.) с помощью машин и механиз­мов. Это целая область трудового воспитания.

5. Многообразие видов труда.

Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чере­дованию, сочетанию, совмещению двух, трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфи­ку операций, умений. Тот же ребенок, который с увлечением выращивает растения на участке или в теплице, ухаживает за животными, с не меньшим удовольствием работает в круж­ке юных техников или занимается художественным творче­ством. В разнообразии деятельности, в новизне дела ребенок находит удовлетворение.

Занимаясь одновременно двумя или тремя видами труда, каждый ученик приобретает разные умения и навыки. Так, из 260 учеников, окончивших нашу школу за последние четы­ре года, 102 все годы обучения в школе работали в двух круж­ках, 89 - в трех, 44 - в четырех, 24 - в пяти. Многие из них с одинаковым увлечением выращивали пшеницу, плодовые деревья, виноград и в то же время конструировали радиопри­емники, изготовляли действующие модели машин и прибо­ров, учились управлять двигателем внутреннего сгорания, ра­ботали на металлообрабатывающих станках. При этом многие ученики, увлекаясь новыми видами труда, переходили из круж­ка в кружок.

Интерес к разнообразному труду сохраняется и в старшем возрасте. Так, ученик, изучающий трактор в кружке юных механизаторов, в то же время с интересом овладевает электро­никой и биохимией в научно-предметных кружках. Разнообра­зие труда старшеклассников - очень важное условие их под­готовки к сознательному выбору специальности.

Какое бы то ни было «прикрепление» ребенка к тому или иному кружку, звену совершенно недопустимо, как недопу­стимо и однообразие труда. Чем разнообразнее был их труд в годы отрочества и ранней юности, тем более сознательно юно­ша, девушка выбирают специальность, тем ярче раскрывают­ся их индивидуальные наклонности.

6. Постоянность, непрерывность труда.

:Мы не допускаем, чтобы выполнение трудового задания откладывалось на какое-то время года, месяца или недели. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь. Творческий характер трудовой деятельности раскры­вается перед ребенком лишь тогда, когда он занят длительным трудом, требующим повседневной мысли, заботы.

Наши; юные садоводы в течение двух-трех лет выращива­ют саженцы плодовых деревьев. В основе этого труда лежат интересные замыслы: опытным путем ученики убеждаются, какие способы прививки культурного сорта к дичку в нашей местности наиболее эффективны, когда лучше всего заклады­вать семена плодовых деревьев, какие удобрения дают самые лучшие результаты и т. д. Эта работа в полном смысле повседневна: ученики трудятся не только летом и весной, но и осенью и зимой (например, испытывают разные способы стра­тификации семян).

Таким же постоянным является труд в кружках юных се­лекционеров. Здесь дети в течение ряда лет занимаются отбо­ром наиболее выносливых растений, испытывают их в раз­личных условиях.

7. Черты производительного труда взрослых в детском труде.

Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным трудом взрослых и по общественной значимо­сти, и по технике и технологии трудовых процессов. Чем боль­ше похож труд детей на труд взрослых, тем сильнее его воспи­тывающее воздействие.

Однажды мы дали одному коллективу 7-летних детей за­нимательную игрушку, действие которой было построено на использовании электроэнергии, а другому коллективу - мини­атюрный сверлильный станок, приводимый в движение тоже электричеством, но не игрушечный, а, по словам детей, «на­стоящий»; на нем можно было сверлить отверстия в метал­лических пластинках для моделей. И что же оказалось? Хотя игрушка была интереснее станка, дети быстро охладели к ней. По-другому обстояло дело со станком: научившись сверлить, дети стремились работать на нем как можно больше. Этот труд, с нашей, взрослых, точки зрения, был тоже игрушеч­ным, но для детей он был настоящим, полезным, нужным, ин­тересным. Детей особенно радовало, что их станок такой же, как в механическом цехе завода, где они были на экскурсии.

:Мы убедились, что нельзя задерживать развитие детей; они должны как можно раньше использовать такие же орудия труда, как и взрослые. Конечно, машины, механизмы, инстру­менты для детей должны соответствовать возрастным особен­ностям, правилам школьной гигиены и техники безопасности.

Больше всего приближает труд детей к труду взрослых, де­лает его настоящим, серьезным, с точки зрения детей, управление двигателями внутреннего сгорания и электромоторами. В нашей школе есть несколько небольших двигателей, кото­рыми пользуются только младшие школьники. Специальные приспособления исключают возможность несчастных случаев. Под руководством старших школьников младшие с большим интересом учатся управлять этими двигателями, собирают и разбирают машины, овладевают уходом за ними. Есть также генераторы, дающие тон: низкого напряжения, и различные электроприборы, используемые в труде и в самообслуживании (например, насосы для поливки цветов).

Опыт убеждает, что создание для детей специальных ма­шин и инструментов, в которых как можно полнее воплоща­лась бы настоящая техника и которые могли бы служить для настоящего труда,- одна из важных воспитательных задач.

8. Творческий характер труда, сочетание усилий разума и рук.

Одним из самых сильных побуждений к физическому труду является значительность замысла этого труда, сочетание уси­лий разума и рук. Чем значительнее замысел, тем с б6льшим интересом выполняется самая простая работа. Овладение мас­терством, исследование, экспериментирование, использова­ние данных науки в труде - все это осознается и переживается ребенком как моральное достоинство.

Особенно важно обеспечить единство физических усилий и интеллекта в сельскохозяйственном труде, где много однооб­разных трудовых процессов. Мы стремимся к тому, чтобы лю­бое дело, связанное с растениеводством, животноводством, имело в своей основе творческий замысел, осуществление кото­рого стимулировало бы интеллектуальные силы ребенка: за­ставляло его думать, наблюдать, изучать явления природы. Например, в выращивании сахарной свеклы много очень одно­образных, неинтересных трудовых процессов. Но и этот труд становится творческим, если ставится исследовательская цель (наши дети исследуют пути увеличения содержания са­хара в корнях свеклы).

9. Преемственность содержания трудовой деятельности, умений и навыков.

Все, что делает ребенок в младшем и среднем возрасте, мы стараемся развивать, углублять, применять на более широкой основе в более зрелые годы.

Очень важно, чтобы труд в годы отрочества облегчал овла­дение новыми умениями и навыками в годы юности. Мы не допускаем, чтобы 15-16-летние подростки учились, напри­мер, сверлить металл, готовить почву под пшеницу, делать окулировку плодового дерева - этими умениями и навыками они должны овладеть на пять лет раньше, и чем лучше они справляются с этим, тем глубже бывает их всестороннее развитие к моменту вступления в годы юности.

Раннее включение в трудовую деятельность позволяет до­биться того, что в 10-12-летнем возрасте ребенок у нас умеет обрабатывать почву, готовить ее под зерновые и технически о культуры, выращивать и убирать урожай этих культур, выра­щивать плодовые деревья, заготовлять удобрения и вносить их в почву, превращать неплодородную почву в почву высокого плодородия, управлять двигателем внутреннего сгорания, ра­ботать на токарном и сверлильном станках. В 14-15-летнем возрасте все наши мальчики и девочки умеют управлять трак­тором и автомашиной. Этого невозможно было бы достигнуть, если бы уже в 10-12-летнем возрасте они не научились управ­лять двигателем внутреннего сгорания. В 16-17-летнем воз­расте наши юноши и девушки уже не только умеют управлять трактором, но работают на нем, - пашут, сеют, вносят удоб­рения. Это умение не профессионализация, не ранняя специа­лизация, а азбука труда, - управлять трактором в нашей стране должен уметь каждый. Таким образом, благодаря пре­емственности содержания труда, умений и навыков на­ши воспитанники ко времени вступления в раннюю юность приобретают широкий круг разнообразных умений и навы­ков.

10. Всеобщий характер производительного труда.

К каким бы видам интеллектуальной или художественной деятельности ни проявлял ученик наклонности, его участие в производительном труде в годы отрочества и ранней юности обязательно. Физический труд, особенно связанный с непривлекательными и неприятными операциями, носит у нас всеобщий характер, - в нем участвуют все ученики. Все кол­лективно собирают и вносят в почву местные удобрения, уни­чтожают вредителей растений, заготовляют корм для скота,

закладывают полезащитные лесополосы, строят фермы. Каждый ученик 1-4 классов заготовляет в течение года 100­300 килограммов местных удобрений, ученик 5-7 клас­сов - от 300 до 600 килограммов, ученик 8-10 клас­сов - от 600 до 1200 килограммов. Благодаря коллективному характеру этот простой труд выполняется с большим подъ­емом.

11. Посильность трудовой деятельности.

В любом труде мы допускаем здоровую усталость, но от­нюдь не истощение физических сил и нервной системы. По­сильность детского труда определяется не только соответствием физической нагрузки силам ребенка, но и правильным чередо­ванием умственного и физического труда, а также разнообра­зием видов трудовой деятельности.

Особенно большое значение мы придаем чередованию сельскохозяйственного труда (растениеводство, животноводство) и технического творчества (конструирование, моделирование, обработка металлов). Благодаря этому чередованию детям становится посильным то, что при однообразном труде было бы непосильным и утомительным.

Опыт убеждает также, что силы и возможности детей на­много возрастают, когда их труд не разрозненные операции, а продолжительная деятельность, основанная на интересном замысле. В доказательство приведем такое наблюдение. Один раз, когда мы подготовляли виноградник к зиме, группа 11-лет­них детей (28 человек) в течение полутора часов справилась с такой сравнительно нелегкой для этого возраста работой, как окучивание 40 кустов виноградных лоз. Этот труд принес де­тям здоровую усталость, но вместе с тем и моральное удовле­творение, так как они уже три года ухаживали за этими куста­ми. Иная картина наблюдалась в другой группе, которой было поручено окучить столько же «чужих» кустов: за полтора часа они сделали едва половину работы и настолько устали, что дальше трудиться не могли.

Любой физический труд ребенка надо рассматривать в тес­ной связи со всей его духовной жизнью.

12. Единство труда и многогранной духовной жизни.

Человек живет не одним трудом. Радости труда открывают­ся перед ним лишь тогда, когда ему доступны также и другие радости, культурные ценности и духовные блага - художест­венная литература, музыка, живопись, спорт, путешествия по родному краю. Возвышая человека, развивая в нем благород­ство души, эти блага и ценности помогают ему глубже осмыс­лить и пережить радость творчества, созидания. Чем больше источников человеческой культуры открыто перед разумом и сердцем в годы отрочества и ранней юности, тем в большей мере труд облагораживает человека. Поэтому мы добиваемся того, чтобы в коллективе никогда не прекращалась многогран­ная духовная жизнь. В частности, в летнюю пору, когда наши ученики несколько недель заняты напряженным трудом на полях, в школе проводятся литературные и музыкальные ве­чера, вечера науки и техники, коллективные чтения.

Успех трудового воспитания зависит от надлежащим обра­зом подготовленной материальной базы, от правильного опре­деления видов предлагаемой детям трудовой деятельности, а также от педагогически целесообразных форм и методов вос­питательной работы.







Сейчас читают про: