знать/понимать

· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

· проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Примерное календарно-тематическое планирование

Тема урока Дата проведения Примечания
плани-руемая факти-ческая
Введение в науку о языке
  Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России      
  Русский язык как объект научного изучения. Русистика как наука о русском языке. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления русистики в наши дни.      
  Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.      
  Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке.      
  Общее и различное в русском и других языках.      
  Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.      
  Языковая норма, ее основные признаки и функции.      
  Орфоэпические и лексические нормы.      
  Грамматические нормы.      
  Морфологические и словообразовательные нормы.      
  Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания      
  Контрольный диктант      
  Анализ диктанта. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим      
  Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности      
  Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.      
  Динамика языковой нормы. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.      
Языковая система
  Функциональные стили. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа.      
  Научный стиль речи: сферы использования, назначение.      
  Публицистический стиль. сферы использования, назначение.      
  Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.      
  Основные признаки художественной речи.      
  Широкое использование изобразительно-выразительных средств      
  Тропы, стилистические фигуры (фигуры речи). Практикум по разбору поэтического текста.      
  Разговорная речь, ее особенности.      
  Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их интерпретации      
  Этимология как раздел лингвистики.Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.      
  Лингвистический анализ текстов публицистического стиля      
  Лингвистический анализ текстов художественного стиля      
  Развитие речи. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.      
  Развитие речи. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.      
  Художественный текст как объект лингвистического анализа.      
  Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста      
  Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации      
  Контрольный диктант.      
  Анализ диктанта. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с однородными членами      
  Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте      
  Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным      
  Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточным      
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире)      
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (двоеточие)      
  Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи      
  Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП предложении      
  Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП предложении      
  Знаки препинания в связном тексте.      
  Практическое занятие по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»      
  Зачет по теме «Знаки препинания в сложном предложении»      
  Знаки препинания при цитатах      
  Абзац - передающий знак пунктуации для смыслового членения текста      
  Применение пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов      
  Применение пунктуационных норм при редактировании текста      
  Развитие речи. Изложение с творческим заданием. Работа по тексту.      
  Развитие речи. Написание изложения с творческим заданием.      
  Трудные случаи пунктуации.      
  Трудные случаи пунктуации.      
  Контрольная работа.      
формирование Коммуникативной компетенции
  Анализ диктанта. Особенности диалогической речи.      
  Диалог в различных сферах общения и его разновидности.      
  Особенности ведения диалога в ситуации межкультурной коммуникации.      
  Особенности монологической речи в различных сферах общения.      
  Правила ведения дискуссии      
  Текст как продукт речевой деятельности.      
  Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.      
  Развитие речи. Создание текста-рассуждения на основе прочитанного текста      
  Развитие речи. Создание текста-рассуждения на основе прочитанного текста      
  Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.      
  Редактирование собственного текста.      
  Развитие речи. Сочинение-рассуждение      
  Развитие речи. Сочинение-рассуждение      
  Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознако-мительного, изучающего.      
  Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного      
  Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.      
  Реферат      
Формирование культуроведческой компетенции
  Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.      
  Основные коммуникативные качества речи и их      
  Причины коммуникативных неудач.      
  Предупреждение и преодоление коммуникативных неудач.      
  Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы).      
  Развитие речи. Написание докладов.      
  Развитие речи. Написание тезисов.      
  Развитие речи. Написание рецензий.      
  Совершенствование культуры делового общения (устная и письменная формы).      
  Диспут      
  Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера.      
  Правила речевого этикета      
  Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме.      
  Написание деловых документов различных жанров: делового письма, объявления, инструкции      
  Работа над ошибками. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи.      
  Основные жанры публичной речи.      
  Композиция публичного выступления.      
  Виды аргументации.      
  Контрольный диктант      
  Анализ диктанта.      
  Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.      
  Культура разговорной речи. Основные жанры разговорной речи.      
  Основные жанры разговорной речи.      
  Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.      
  Промежуточная аттестация. Сочинение.      
  Культура письменной речи.      
  Качества хорошей речи      
  Итоговый тест      
  Анализ теста      
  Повторение по всему курсу 11 класса      

Список литературы:

1. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург, «Литера», 2010г.

2. Бабайцева В.В.. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений профильного уровня. – М.: Дрофа, 2010

3. Ведишенкова М.В. Русский язык в примерах комментариях. Казань, «Магариф»,2009.

4.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

5. Грубер Е. Словарь иностранных слов. Москва, «Локид-пресс»,2007г.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 2006

7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. Москва. «Мир и образование», 2008г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: