· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь
· проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Примерное календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения | Примечания | |
плани-руемая | факти-ческая | |||
Введение в науку о языке | ||||
Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России | ||||
Русский язык как объект научного изучения. Русистика как наука о русском языке. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления русистики в наши дни. | ||||
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. | ||||
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. | ||||
Общее и различное в русском и других языках. | ||||
Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. | ||||
Языковая норма, ее основные признаки и функции. | ||||
Орфоэпические и лексические нормы. | ||||
Грамматические нормы. | ||||
Морфологические и словообразовательные нормы. | ||||
Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания | ||||
Контрольный диктант | ||||
Анализ диктанта. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим | ||||
Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности | ||||
Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. | ||||
Динамика языковой нормы. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. | ||||
Языковая система | ||||
Функциональные стили. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. | ||||
Научный стиль речи: сферы использования, назначение. | ||||
Публицистический стиль. сферы использования, назначение. | ||||
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. | ||||
Основные признаки художественной речи. | ||||
Широкое использование изобразительно-выразительных средств | ||||
Тропы, стилистические фигуры (фигуры речи). Практикум по разбору поэтического текста. | ||||
Разговорная речь, ее особенности. | ||||
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их интерпретации | ||||
Этимология как раздел лингвистики.Исторический комментарий языковых явлений различных уровней. | ||||
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля | ||||
Лингвистический анализ текстов художественного стиля | ||||
Развитие речи. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | ||||
Развитие речи. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. | ||||
Художественный текст как объект лингвистического анализа. | ||||
Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста | ||||
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации | ||||
Контрольный диктант. | ||||
Анализ диктанта. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с однородными членами | ||||
Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте | ||||
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным | ||||
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточным | ||||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире) | ||||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (двоеточие) | ||||
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | ||||
Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП предложении | ||||
Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП предложении | ||||
Знаки препинания в связном тексте. | ||||
Практическое занятие по теме «Знаки препинания в сложных предложениях» | ||||
Зачет по теме «Знаки препинания в сложном предложении» | ||||
Знаки препинания при цитатах | ||||
Абзац - передающий знак пунктуации для смыслового членения текста | ||||
Применение пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов | ||||
Применение пунктуационных норм при редактировании текста | ||||
Развитие речи. Изложение с творческим заданием. Работа по тексту. | ||||
Развитие речи. Написание изложения с творческим заданием. | ||||
Трудные случаи пунктуации. | ||||
Трудные случаи пунктуации. | ||||
Контрольная работа. | ||||
формирование Коммуникативной компетенции | ||||
Анализ диктанта. Особенности диалогической речи. | ||||
Диалог в различных сферах общения и его разновидности. | ||||
Особенности ведения диалога в ситуации межкультурной коммуникации. | ||||
Особенности монологической речи в различных сферах общения. | ||||
Правила ведения дискуссии | ||||
Текст как продукт речевой деятельности. | ||||
Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | ||||
Развитие речи. Создание текста-рассуждения на основе прочитанного текста | ||||
Развитие речи. Создание текста-рассуждения на основе прочитанного текста | ||||
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. | ||||
Редактирование собственного текста. | ||||
Развитие речи. Сочинение-рассуждение | ||||
Развитие речи. Сочинение-рассуждение | ||||
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознако-мительного, изучающего. | ||||
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного | ||||
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. | ||||
Реферат | ||||
Формирование культуроведческой компетенции | ||||
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. | ||||
Основные коммуникативные качества речи и их | ||||
Причины коммуникативных неудач. | ||||
Предупреждение и преодоление коммуникативных неудач. | ||||
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). | ||||
Развитие речи. Написание докладов. | ||||
Развитие речи. Написание тезисов. | ||||
Развитие речи. Написание рецензий. | ||||
Совершенствование культуры делового общения (устная и письменная формы). | ||||
Диспут | ||||
Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. | ||||
Правила речевого этикета | ||||
Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме. | ||||
Написание деловых документов различных жанров: делового письма, объявления, инструкции | ||||
Работа над ошибками. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. | ||||
Основные жанры публичной речи. | ||||
Композиция публичного выступления. | ||||
Виды аргументации. | ||||
Контрольный диктант | ||||
Анализ диктанта. | ||||
Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | ||||
Культура разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. | ||||
Основные жанры разговорной речи. | ||||
Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. | ||||
Промежуточная аттестация. Сочинение. | ||||
Культура письменной речи. | ||||
Качества хорошей речи | ||||
Итоговый тест | ||||
Анализ теста | ||||
Повторение по всему курсу 11 класса |
Список литературы:
1. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург, «Литера», 2010г.
2. Бабайцева В.В.. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений профильного уровня. – М.: Дрофа, 2010
3. Ведишенкова М.В. Русский язык в примерах комментариях. Казань, «Магариф»,2009.
4.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
5. Грубер Е. Словарь иностранных слов. Москва, «Локид-пресс»,2007г.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 2006
7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. Москва. «Мир и образование», 2008г.