Выход в город на Ленинский проспект
(Понятно, что по аналогии с приводимыми вопросами логопед, работающий в любом ином населенном пункте, может сам формулировать задачи перед своими пациентами. Это замечание касается всего приводимого в книге логопедического материала.)
Цели: 1. Функциональная тренировка речи.
2. Ознакомление пациентов с одним из наиболее изве
стных проспектов города.
3. Развитие познавательной активности подростков,
расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
R» 67
Подготовка к выходу в город.
1) Беседа о выходе в город на Ленинский проспект:
а) сообщение цели выхода в город;
б) выявление знаний подростков о Ленинском про
спекте;
в) короткое ознакомление с достопримечательностями
проспекта.
2) Запись вопросов к выходу в город.
Вопросы к ребятам другой логопедической группы: Куда пойдет ваша группа? Какие сувениры ты хочешь приобрести? Как будете добираться до места назначения?
Вопросы по пути из отделения и обратно: Как пройти к Ленинскому проспекту? Куда идет это маршрутное такси? Какая станция метро находится поблизости? На каком транспорте можно доехать до рынка? Где находится транспортное агентство? Как пройти к остановке трамвая, троллейбуса, автобуса?
|
|
Где здесь ближайшая аптека, почта? Как пройти к магазинам «Тысяча мелочей», «Дом обуви», «Дом ткани», «Спартак», «Диета»...? Как называется эта площадь?
Скажите, пожалуйста, как пройти в Нескучный сад? Вы можете разменять двухкопеечную монету? Как пройти на улицу Вавилова?
Как проехать в Московскую детскую психиатрическую больницу № 6?
Где находится справочное бюро? Как пройти к ближайшему кинотеатру?
Вопросы у справочного бюро:
Где находится Политехнический музей? Как добраться до Центрального музея Вооруженных Сил СССР?
Где можно заказать экскурсию в музей-панораму «Бородинская битва»?
Как проехать в Александровский сад? Где находится ВДНХ?
Вопросы у киоска «Союзпечати»: У вас есть газета..., журнал...? Сколько стоит журнал...?
У вас есть длинные синие стержни для авторучки? Сколько стоит конверт, открытка, марки...?
Вопросы в продовольственном магазине: Сколько стоит пачка печенья? Сколько мне нужно заплатить за лимон? У вас есть в продаже инжир? Пробейте в первый отдел чек на... копеек. Взвесьте, пожалуйста,... граммов конфет «Мир».
Вопросы в транспорте:
Скажите, пожалуйста, сколько остановок до...? Какая следующая остановка? Вы сейчас будете выходить?
Вопросы записываются в тетради, заучиваются и отрабатываются на логопедических занятиях.
Во время выхода в город реализуются поставленные цели — подростки задают вопросы прохожим, работникам магазинов, киоскерам и т. д. в присутствии 1—2 человек из группы (контроль со стороны товарища).
|
|
На следующий день пациенты составляют отчет, в который включаются ответы на следующие вопросы:
Куда ходила ваша логопедическая группа? Какие задачи ставились перед выходом в город? Как справились с задачами выхода? Какие испытывали трудности? Как можно оценить речевую работу? Что нового узнали из похода в город? Логопед дает оценку работы группы и каждого в отдельности, анализирует возможные трудности, отмечает успехи.
Первый этап работы над техникой речи заканчивается отчетным концертом пациентов, к которому готовятся на логопедических занятиях под руководством логопеда. Дидактический материал должен соответствовать возрасту, интересам и возможностям подростков (см. приложение № 6.)
ВТОРОЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ
Основными формами работы на логопедических занятиях второго этапа являются чтение подготовленных и неподготовленных текстов и заученный их пересказ. Прово-
дятся следующие виды работы: речевая зарядка; чтение стихов с более длинной строкой, чем на первом этапе; чтение по ролям басен; чтение вслух различных по сложности текстов; диалоги по прочитанному; заученный пересказ. Большое внимание уделяется работе над учебными текстами (в рамках школьной программы).
Очень часто у детей с неврозоподобным заиканием чтение проходит в быстром темпе, с нечетким произношением, окончания слов не договариваются и т. д., что в значительной степени является следствием стертой дизартрии, недостаточной практики чтения вслух.
Усвоение техники речи необходимо для подготовки речевого аппарата к интонационно правильному, выразительному чтению и рассказыванию. Знание правил орфоэпии является условием овладения навыками выразительного чтения и литературного произношения.
Логопед организует эту работу с учетом уровня речевой подготовки пациентов. Большая часть времени уделяется занятиям по выразительности речи. Овладение умением выразительно читать и рассказывать требует от подростков упорства и настойчивости. Вначале для чтения предлагаются сказки с простым сюжетом. Читают сказки чуть нараспев, в медленном темпе, используя интонацию живого разговора. В качестве образца правильного чтения можно предложить прослушать записи чтения сказок, прозаических текстов актерами с последующим анализом чтения. Логопед объясняет, как нужно работать над текстом: прочитать его про себя, ознакомиться с содержанием, расставить паузы для вдоха (каждое предложение делится на смысловые отрезки в 3—4 слова, после которых — пауза и новый вдох). В конце предложения пауза более продолжительная, на счет 1—2. Все слова в смысловом отрезке произносятся как одно длинное слово. На точках голос понижается, а в конце смыслового отрезка, где мысль не заканчивается, голос повышается (см. приложение № 7).
Проверку правильности чтения можно осуществить, записав речь на магнитофонную ленту, чтобы в дальнейшем в ходе ее прослушивания оценить качества речи: дикцию, темп, громкость, выразительность.
Для чтения в группе можно предложить вначале чтение по предложениям, затем чтение индивидуально по отрывкам с анализом прочитанного. На дом дается задание: многократно прочитать текст вслух с карандашом в руке, делая нужные пометки.
Параллельно с работой над чтением продолжается ра-
бота над вопросо-ответной формой речи, диалогом. Задаются подготовленные и неподготовленные вопросы по прочитанному. Ответы можно читать по тексту. Особенно важна эта работа на школьном материале, так как учащиеся готовятся к ответам в школе (образец текста и вопросы к нему приведены в приложении № 8).
|
|
В конце второго этапа работы для чтения предлагаются неподготовленные тексты, различные по содержанию. Основное внимание уделяется чтению в лицах, по ролям, что является следующей ступенькой к разговорной речи. Реплики произносятся с естественной интонацией.
Перед чтением разноритмических текстов учащимся предлагается чтение рифмованных, ритмизированных текстов (подготовленных и неподготовленных). Стихи, басни даются с более сложным содержанием, с более длинной строкой. К чтению по ролям, в лицах по^цводит работа над баснями. Басни близки к разговорной речи: чередующиеся длинные и короткие фразы, хорошо знакомый бытовой словарь, поучительное содержание. Чтекие басен нужно начинать с разбора — расставить паузы, выделить логические центры, обозначить повышение и понижение голоса. Сначала берутся басни описательные, затем басни, построенные на разговоре действующих лиц. Эта работа требует умения хорошо владеть интонацией, выразительностью речи.
Большой раздел в речевой работе второго этапа занимает изложение прочитанного текста своими словами, целенаправленный пересказ, что подготавливает переход к развернутому изложению своих мыслей. При работе над пересказом логопед должен учитывать, что пациентом уже усвоены и автоматизированы навыки правильной речи, и особое внимание следует уделить не столько технике речи, сколько пониманию подростком содержания и смысла самого рассказа.
Нужно также помнить о том, что у большинства заикающихся подростков под влиянием неблагоприятно складывающихся отношений с окружающими формируется ряд отрицательных черт поведения. Необходимо научить подростка держаться спокойно, уверенно, смотреть на собеседника или в зал (если это публичное выступление), избегать слов-эмболов, повторов. Речь должна быть плавной, с соблюдением пауз между предложениями.
Этот вид работы лучше всего начать с коротких рассказов, в которых описаны последовательные, логически вытекающие одно из другого, легко запоминающиеся собы-
|
|
чия. При пересказе таких текстов нетрудно передать события в нужном порядке.
В этом виде работы, в отличие от самостоятельного рассказа, речевое построение значительно облегчается за счет того, что материал уже изложен в определенной последовательности '.
Вот как примерно может выглядеть работа над пересказом на занятиях второго этапа.
Раздаются карточки, содержащие текст рассказа. Вначале дается образец чтения: обычно в первый раз читает логопед или хорошо справляющийся с этим видом работы пациент. Затем каждый читает текст «про себя». После этого логопед задает вопросы с целью уточнения значения слов, встречающихся в тексте. Далее пациенты по очереди задают друг другу вопросы по содержанию текста. Ответы на вопросы должны быть развернутыми. Затем каждый читает текст громко, выразительно, с соблюдением всех правил речи.
После чтения составляется план пересказа. На первых занятиях этот план составляется письменно; постепенно, по мере того как пациенты овладевают умением быстро и точно формулировать пункты плана, можно перейти к устному плану.
За этой работой следует собственно пересказ. Пересказывают все участники занятия по очереди. После каждого выступления желательно проанализировать его, т. е. указать, какие были допущены неточности, ошибки не только в отношении передачи содержания и сохранения смысла, но также и в плане техники речи.
Необходимо поощрять использование в процессе пересказа слов, оборотов и предложений малоизвестных, не присущих бытовой речи. Это сыграет свою роль в устранении недостатка, который заметен у большинства учащихся,— ограниченность словарного запаса, неумение использовать сложные грамматические и синтаксические конструкции, что создает впечатление тусклой, однообразной речи.
Опыт работы с заикающимися подростками показывает, что качество речи часто находится в прямой зависимости от обстановки, в которой осуществляется речевое общение. Очень часто приходится отмечать значительные раз-
' Логопед должен на всех этапах использовать учебный речевой материал, начиная с простого (коротких правил, многократного про-говаривания определений) и кончая развернутым пересказом заданной темы.
личия в речи на логопедических занятиях и в школе, дома, при общении со сверстниками. Одной из самых затруднительных ситуаций для заикающегося подростка (с разными видами заикания) является школа. Работе в этом направлении на втором этапе уделяется особое внимание.
На логопедических занятиях полностью проговаривается материал, с которым подросток будет выступать в школе. Логопед практически работает над будущим ответом в классе по принципу подготовки пересказа в целом: чтение текста, уточнение слов и понятий, вопросы по содержанию, план высказывания, пересказ. С подготовленным таким образом пересказом одна логопедическая группа выступает перед другой и там, в присутствии логопеда и учащихся другой группы, имитируется ответ у доски.
После этого часть рассказа проговаривается на общем собрании пациентов. Затем этот же материал излагается у доски в школе по договоренности с учителем, в присутствии логопеда. В подавляющем большинстве случаев несколько таких хорошо подготовленных ответов полностью снимают страх речи пациента в условиях школы, после чего пациенты самостоятельно, без помощи логопеда, справляются со школьным материалом.
Приводим краткое содержание занятий, проводимых на втором этапе.
Занятие № 1
I. Цель — тренировать и закреплять навыки плавной,
выразительной речи в чтении.
II. Оборудование — зеркало, логопедические тетради, мяч.
III. Дидактический материал — учебники по исто
рии, литературе для VII класса, басни И. А. Крыло
ва, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и др.
IV. План занятия:
1. Организационная часть.
2. Речевая зарядка.
3. Чтение подготовленных по учебнику текстов, сти
хов, басен.
4. Чтение подготовленного текста по истории.
5. Диалог по прочитанному.
6. Речевая игра «Рыба, птица, зверь» с мячом.
7. Чтение по ролям фрагментов пьесы Н. В. Гоголя
«Ревизор».
8. Подведение итога занятия.
9. Задание на дом.
Ход занятия
1. Организационная часть: отчет дежурного по группе
(он называет число, день недели, год, число присутствую
щих, что было задано), оценки, поведение пациентов в
школе (опрос каждого).
2. Речевая зарядка включает в себя артикуляционную
гимнастику и дыхательно-голосовые упражнения.
а) Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Под
ростки по очереди выполняют упражнения для губ, языка,
щек, челюстей, упражнения на расслабление лицевых
мышц.
б) Дыхательно-голосовые упражнения, автоматически
отрабатывающие длительный выдох, ровное звучание го
лоса, смену высоты голоса. Фиксируется внимание на ниж-
недиафрагмальном дыхании.
а о у ы и е а о у ы и е
С добавлением согласных:
па по пу пы
тка тко тку ткы гбда гбдо гбду гбды
Учащиеся самостоятельно подбирают слоговые сочетания, учитывая индивидуальные звуковые трудности.
Предлагаются для проговаривания скороговорки с трудными звукосочетаниями. Проговаривание осуществляется с различной интонацией: вопросительно, с восхищением, с сожалением, со страхом.
Пример: Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
3. Чтение стихотворных текстов, текстов басен, подго
товленных самостоятельно. Основное внимание обра
щается на выразительное, эмоциональное чтение. У каж
дого пациента свой текст (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»,
А. Т. Твардовский «Василий Теркин», И. А. Крылов «Ку
кушка и петух», «Свинья под дубом» и т. д.).
Логопед обращает внимание на интонацию, логические паузы, логическое ударение, плавность, слитность речи, дикцию, дыхание, голос и отмечает недостатки в речи пациентов.
4. Чтение учебного текста по истории.
Пациенты по абзацам читают приготовленный и размеченный текст. Исключить монотонное, бессмысленное чтение. В процессе чтения даются соответствующие указания
и исправляются ошибки. Предлагается текст, заданный в школе.
5. Диалог по прочитанному.
По заданному параграфу подростки задают подготовленные вопросы. Ответы требуются развернутые. При неправильном, неточном ответе отвечающий находит ответ в тексте и читает вслух, тем самым повторяя заданное на дом, готовясь к ответам в школе.
6. Речевая игра с мячом «Рыба, птица, зверь».
Пациенты встают в круг, ведущий кому-то бросает мяч,
произнося слово «рыба», либо «птица», либо «зверь». Отвечающий должен быстро назвать представителя указанного класса животных. В ходе игры отрабатывается навык быстрого включения в речь, обогащается словарный запас.
7. Чтение по ролям отрывков из пьесы Н. В. Гоголя
«Ревизор».
Предварительно анализируются содержание текста и характеристики персонажей. Роли распределяются в соответствии с индивидуальными возможностями пациентов.
8. Логопед подводит итоги занятия. Указывает на успе
хи и достижения каждого, отмечает ошибки и упущения.
9. Задание на дом. Многократное чтение вслух учебного
текста, например по физике, и чтение отрывка из романа
«Молодая гвардия» (воспоминания Олега Кошевого). За
даются вопросы к учебному тексту (не менее 10).