1. Ознакомление с организацией финансово-экономической работы по направлениям деятельности. Изучение работы экономических служб, их функций, выполняемых работ, взаимосвязи
Практику начинают с ознакомления предприятия, изучения его организационной структуры, основных показателей деятельности по различным направлениям. По результатам ознакомления с предприятием студент готовит краткую организационно-экономическую характеристику, в которой обобщает собранную информацию об истории создания организации, ее развития и современного состояния финансово-хозяйственной деятельности.
Следовательно, организационно-экономическая характеристика организации должна включать следующую информацию:
- история возникновения и развития предприятия, изучение устава и прочих учредительных документов;
- организационно- правовая форма организации;
- вид собственности (в случае акционерного общества показать распределение акций между акционерами);
- виды хозяйственной деятельности предприятия (промышленный, торговый, смешанный и т.д.);
|
|
- организационно-техническая структура организации в развернутом виде; факторы, влияющие на характер и особенности структуры организации;
- тип и объем производства;
- номенклатура и ассортимент производимой продукции, работ, услуг; специализация предприятия, основные виды продукции, работ и услуг;
- основные поставщики сырья, материалов и потребители продукции, работ, услуг; основные конкуренты;
- численность профессиональных групп рабочих и специалистов;
- объем производства и реализации текущего года и предыдущих 2-3 лет в натуральном и стоимостном выражении;
- основные экономические показатели работы предприятия и его основных производств за предшествующие 2–3 года;
- основные элементы производственного процесса.
Практикант знакомится с работой экономических служб, возложенными на них функциями, выполняемыми ими работами, проводит взаимосвязи.
2. Ознакомление с организацией бухгалтерского учета, структурой аппарата бухгалтерии, должностными инструкциями учетного персонала и главного бухгалтера
Практикант знакомится с организационной формой ведения бухгалтерского учета, изучает структуру бухгалтерского аппарата, его строение, определяет место в общей организационной структуре предприятия, выполняемые функции.
В целом, структура и функции учетного аппарата организации включают следующую информацию:
- структура аппарата управления, структура и функции бухгалтерского аппарата организации;
- численность персонала бухгалтерии, распределение функциональных и должностных обязанностей, должностные инструкции;
|
|
- положение о главном бухгалтере;
- система материальной ответственности.
Практикант обязан проверить: имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии; есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ; имеется ли утвержденный руководителем организации график представления в бухгалтерию от других подразделений и лиц первичных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, с указанием сроков и лиц, ответственных за выполнение.
Студент знакомится с содержанием должностных инструкций сотрудников бухгалтерской службы. Особое внимание практикант обращает на наличие должности главного бухгалтера в исследуемой организации (его функции, права, обязанности, ответственность).
3. Учетная политика организации
Практикант знакомится с положениями из учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, изучает механизм ее формирования и утверждения, оценивает ее изменения за последнее время, соответствие требованиям законодательства. Изучается структура учетной политики, способы и приемы ведения бухгалтерского учета, закрепленные в ней, их рациональность и соответствие специфике деятельности, осуществляемой предприятием.
Используя методы контроля, необходимо установить:
- имеется ли приказ об учетной политике организации; существует ли соответствие методических вопросов учетной политики организации действующему законодательству;
- соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.
4. Учет процесса снабжения
При изучении методологии организации и ведения учета процесса снабжения студент обязан изучить:
- сущность процесса снабжения;
- понятие, роль и функции работников отдела снабжения (снабженцев, подотчетных лиц, экспедиторов и др.);
- порядок оформления договоров на поставку материальных ценностей;
- характеристику материальных ценностей, их виды, классификацию и структуру;
- оценку производственных запасов в текущем учете;
- методы оценки материальных ценностей, списываемых на счета издержек производства: по средним фактическим ценам закупки или приобретения, методу ФИФО, себестоимости единицы продукции;
- документальное оформление движения материалов;
- организацию синтетического и аналитического учета материальных ценностей;
- учет заготовления и приобретения материальных ценностей;
- учет материалов в пути и неотфактурованных поставок;
- учет транспортно-заготовительных расходов;
- учет НДС по приобретенным материальным ценностям.
5. Учет процесса производства. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)
При изучении методологии организации и ведения учета процесса производства практикант отражает в отчете следующие вопросы:
- классификация затрат и характеристика производственных и периодических затрат, отраслевая и заводская номенклатура статей калькуляции;
- объекты учета затрат: места возникновения затрат, центры затрат, центры ответственности, объекты калькуляции, калькуляционные единицы;
- учет затрат на производство. Характеристика прямых затрат, их учет по объектам затрат и по калькуляционным объектам;
- учет общепроизводственных расходов;
- учет затрат вспомогательных производств, обслуживающих производств;
- разграничение затрат по периодам. Расчет себестоимости выпущенной продукции, работ, услуг на основании затрат, произведенных в текущем отчетном периоде или в иных временных периодах;
- учет незавершенного производства;
|
|
- учет полуфабрикатов собственной выработки;
- принятый на предприятии метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
- учет расходов будущих периодов;
- аналитический и синтетический учет расходов.
Студент обязан ознакомиться с методами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и проверить правильность отнесения затрат на производство в налоговом и бухгалтерском законодательстве в соответствии с требованиями действующего законодательства.
6. Учет процесса реализации
При изучении учета процесса реализации студенту необходимо отразить в отчете:
- порядок установления цен на продукцию;
- организацию складского учета готовой продукции;
- оценку готовой продукции в бухгалтерском учете;
- порядок заключения договоров на поставку готовой продукции;
- документальное оформление операций по выпуску и отгрузке продукции;
- метод определения выручки от продаж в финансовом учете;
- организацию аналитического и синтетического учета готовой продукции (работ, услуг);
- учет выпуска и продажи готовой продукции;
- особенности учета управленческих (общехозяйственных) расходов;
- учет коммерческих расходов;
- порядок формирования и отражения в учете финансовых результатов от продажи продукции (товаров, работ, услуг).
7. Документация и документооборот в организации
Практикант обязан ознакомиться с используемыми документами в организации, распределить их по различным классификационным признакам и группам (по назначению, порядку составления, содержанию хозяйственных операций, способу отражения операций, месту составления, порядку заполнения), ознакомиться с утвержденными графиками документооборота и сроками хранения отдельных документов в организации.
Студент обязан изучить порядок составления документов, оформить несколько бухгалтерских документов по учету процесса снабжения, производства и реализации и приложить их к отчету о практике.
Во время прохождения учебной ознакомительной практики необходимо выяснить:
|
|
- применяются ли типовые формы первичной учетной документации или используются собственные документы, разработанные самой организацией;
- соответствуют ли записи в первичных учетных документах записям в аналитическом и синтетическом учете организации.
8. Инвентаризация имущества и порядок отражения ее результатов в учете
Практикант должен усвоить порядок проведения инвентаризации в организации, ознакомиться с ее видами, формами, сроками проведения, а также он может принять участие в инвентаризации имущества и обязательств. При этом студент обязан составить инвентаризационную опись, сличительную ведомость по результатам инвентаризации, акт инвентаризации, акт сверки расчетов, отразить результаты инвентаризации в учете.
Активное участие практиканта в проведении инвентаризации позволит ему решить следующие задачи:
- установить фактическое наличие и состояние сохранности материальных ценностей и денежных средств;
- оценить правильность отражения в учете состояния расчетов предприятия;
- выявить некачественное или ненужное организации имущество;
- выявить факты неправильного хранения материальных ценностей;
- проверить состояние зданий складов и складского инвентаря;
- выявить недостачу, порчу и другие потери, а также хищения имущества и другие злоупотребления;
- проверить соблюдение правил первичного бухгалтерского учета;
- оценить качество первичного бухгалтерского учета.
Студент должен проверить:
- разработана ли система внутрипроизводственного учета и контроля и действует ли она в организации;
- проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты.
9. Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность
Студенту следует ознакомиться:
- с техникой составления бухгалтерского баланса, взаимосвязью показателей баланса с другими формами отчета, принципами оценки статей баланса, проверкой его реальности, порядком реформации баланса;
- техникой составления квартального отчета;
- техникой составления форм периодической и годовой отчетности, показателей, отражающихся в разных формах отчета;
- порядком представления и утверждения отчета;
- применением вычислительной техники для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности;
- порядком заполнения и составления статистической и налоговой отчетности.