Содержание исследовательского этапа учебной практики

1. Ознакомление с организацией финансово-экономической работы по направлениям деятельности. Изучение работы экономических служб, их функций, выполняемых работ, взаимосвязи

Практику начинают с ознакомления предприятия, изучения его организационной структуры, основных показателей деятельности по различным направлениям. По результатам ознакомления с предприятием студент готовит краткую организационно-экономическую характеристику, в которой обобщает собранную информацию об истории создания организации, ее развития и современного состояния финансово-хозяйственной деятельности.

Следовательно, организационно-экономическая характеристика организации должна включать следующую информацию:

- история возникновения и развития предприятия, изучение устава и прочих учредительных документов;

- организационно- правовая форма организации;

- вид собственности (в случае акционерного общества показать распределение акций между акционерами);

- виды хозяйственной деятельности предприятия (промышленный, торговый, смешанный и т.д.);

- организационно-техническая структура организации в развернутом виде; факторы, влияющие на характер и особенности структуры организации;

- тип и объем производства;

- номенклатура и ассортимент производимой продукции, работ, услуг; специализация предприятия, основные виды продукции, работ и услуг;

- основные поставщики сырья, материалов и потребители продукции, работ, услуг; основные конкуренты;

- численность профессиональных групп рабочих и специалистов;

- объем производства и реализации текущего года и предыдущих 2-3 лет в натуральном и стоимостном выражении;

- основные экономические показатели работы предприятия и его основных производств за предшествующие 2–3 года;

- основные элементы производственного процесса.

Практикант знакомится с работой экономических служб, возложенными на них функциями, выполняемыми ими работами, проводит взаимосвязи.

2. Ознакомление с организацией бухгалтерского учета, структурой аппарата бухгалтерии, должностными инструкциями учетного персонала и главного бухгалтера

Практикант знакомится с организационной формой ведения бухгалтерского учета, изучает структуру бухгалтерского аппарата, его строение, определяет место в общей организационной структуре предприятия, выполняемые функции.

В целом, структура и функции учетного аппарата организации включают следующую информацию:

- структура аппарата управления, структура и функции бухгалтерского аппарата организации;

- численность персонала бухгалтерии, распределение функциональных и должностных обязанностей, должностные инструкции;

- положение о главном бухгалтере;

- система материальной ответственности.

Практикант обязан проверить: имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии; есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ; имеется ли утвержденный руководителем организации график представления в бухгалтерию от других подразделений и лиц первичных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, с указанием сроков и лиц, ответственных за выполнение.

Студент знакомится с содержанием должностных инструкций сотрудников бухгалтерской службы. Особое внимание практикант обращает на наличие должности главного бухгалтера в исследуемой организации (его функции, права, обязанности, ответственность).

3. Учетная политика организации

Практикант знакомится с положениями из учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, изучает механизм ее формирования и утверждения, оценивает ее изменения за последнее время, соответствие требованиям законодательства. Изучается структура учетной политики, способы и приемы ведения бухгалтерского учета, закрепленные в ней, их рациональность и соответствие специфике деятельности, осуществляемой предприятием.

Используя методы контроля, необходимо установить:

- имеется ли приказ об учетной политике организации; существует ли соответствие методических вопросов учетной политики организации действующему законодательству;

- соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

4. Учет процесса снабжения

При изучении методологии организации и ведения учета процесса снабжения студент обязан изучить:

- сущность процесса снабжения;

- понятие, роль и функции работников отдела снабжения (снабженцев, подотчетных лиц, экспедиторов и др.);

- порядок оформления договоров на поставку материальных ценностей;

- характеристику материальных ценностей, их виды, классификацию и структуру;

- оценку производственных запасов в текущем учете;

- методы оценки материальных ценностей, списываемых на счета издержек производства: по средним фактическим ценам закупки или приобретения, методу ФИФО, себестоимости единицы продукции;

- документальное оформление движения материалов;

- организацию синтетического и аналитического учета материальных ценностей;

- учет заготовления и приобретения материальных ценностей;

- учет материалов в пути и неотфактурованных поставок;

- учет транспортно-заготовительных расходов;

- учет НДС по приобретенным материальным ценностям.

5. Учет процесса производства. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

При изучении методологии организации и ведения учета процесса производства практикант отражает в отчете следующие вопросы:

- классификация затрат и характеристика производственных и периодических затрат, отраслевая и заводская номенклатура статей калькуляции;

- объекты учета затрат: места возникновения затрат, центры затрат, центры ответственности, объекты калькуляции, калькуляционные единицы;

- учет затрат на производство. Характеристика прямых затрат, их учет по объектам затрат и по калькуляционным объектам;

- учет общепроизводственных расходов;

- учет затрат вспомогательных производств, обслуживающих производств;

- разграничение затрат по периодам. Расчет себестоимости выпущенной продукции, работ, услуг на основании затрат, произведенных в текущем отчетном периоде или в иных временных периодах;

- учет незавершенного производства;

- учет полуфабрикатов собственной выработки;

- принятый на предприятии метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

- учет расходов будущих периодов;

- аналитический и синтетический учет расходов.

Студент обязан ознакомиться с методами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и проверить правильность отнесения затрат на производство в налоговом и бухгалтерском законодательстве в соответствии с требованиями действующего законодательства.

6. Учет процесса реализации

При изучении учета процесса реализации студенту необходимо отразить в отчете:

- порядок установления цен на продукцию;

- организацию складского учета готовой продукции;

- оценку готовой продукции в бухгалтерском учете;

- порядок заключения договоров на поставку готовой продукции;

- документальное оформление операций по выпуску и отгрузке продукции;

- метод определения выручки от продаж в финансовом учете;

- организацию аналитического и синтетического учета готовой продукции (работ, услуг);

- учет выпуска и продажи готовой продукции;

- особенности учета управленческих (общехозяйственных) расходов;

- учет коммерческих расходов;

- порядок формирования и отражения в учете финансовых результатов от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

7. Документация и документооборот в организации

Практикант обязан ознакомиться с используемыми документами в организации, распределить их по различным классификационным признакам и группам (по назначению, порядку составления, содержанию хозяйственных операций, способу отражения операций, месту составления, порядку заполнения), ознакомиться с утвержденными графиками документооборота и сроками хранения отдельных документов в организации.

Студент обязан изучить порядок составления документов, оформить несколько бухгалтерских документов по учету процесса снабжения, производства и реализации и приложить их к отчету о практике.

Во время прохождения учебной ознакомительной практики необходимо выяснить:

- применяются ли типовые формы первичной учетной документации или используются собственные документы, разработанные самой организацией;

- соответствуют ли записи в первичных учетных документах записям в аналитическом и синтетическом учете организации.

8. Инвентаризация имущества и порядок отражения ее результатов в учете

Практикант должен усвоить порядок проведения инвентаризации в организации, ознакомиться с ее видами, формами, сроками проведения, а также он может принять участие в инвентаризации имущества и обязательств. При этом студент обязан составить инвентаризационную опись, сличительную ведомость по результатам инвентаризации, акт инвентаризации, акт сверки расчетов, отразить результаты инвентаризации в учете.

Активное участие практиканта в проведении инвентаризации позволит ему решить следующие задачи:

- установить фактическое наличие и состояние сохранности материальных ценностей и денежных средств;

- оценить правильность отражения в учете состояния расчетов предприятия;

- выявить некачественное или ненужное организации имущество;

- выявить факты неправильного хранения материальных ценностей;

- проверить состояние зданий складов и складского инвентаря;

- выявить недостачу, порчу и другие потери, а также хищения имущества и другие злоупотребления;

- проверить соблюдение правил первичного бухгалтерского учета;

- оценить качество первичного бухгалтерского учета.

Студент должен проверить:

- разработана ли система внутрипроизводственного учета и контроля и действует ли она в организации;

- проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты.

9. Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность

Студенту следует ознакомиться:

- с техникой составления бухгалтерского баланса, взаимосвязью показателей баланса с другими формами отчета, принципами оценки статей баланса, проверкой его реальности, порядком реформации баланса;

- техникой составления квартального отчета;

- техникой составления форм периодической и годовой отчетности, показателей, отражающихся в разных формах отчета;

- порядком представления и утверждения отчета;

- применением вычислительной техники для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности;

- порядком заполнения и составления статистической и налоговой отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: